СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с причинами разрыва царя со своими сподвижниками, формировать понятие «опричнина», подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, её целях,  средствах осуществления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Опричнина"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым»








Конспект

комбинированного урока истории в 7 классе с учётом требований ФГОС

( с использованием проблемного обучения, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий).




Урок № 32

Тема «Опричнина»


УМК . История России. 7 класс. Учеб.для общеобразоват.организаций. В 2ч. Ч 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токорева];под ред.А. В. Торкунова. – М. :Просвещение,2016.



Подготовила

учитель истории и обществознания
Дерюжко В. Б.








Алексеевка, 2020


Цели и задачи:

Образовательная: познакомить с причинами разрыва царя со своими сподвижниками, формировать понятие «опричнина», подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, её целях, средствах осуществления.

Развивающая: способствовать формированию у обучающихся умений анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитательная: способствовать формированию ценностных суждений.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения понятий: земщина, опричнина; описывать причины разрыва Ивана IV со своими сподвижниками; показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; высказывать суждения о причинах, характере и итогах опричнины; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности исторических личностей.

Метапредметные УУД: 1) коммуникативные: владение устной речью; слушать и дополнять выказывания одноклассников, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; 2) регулятивные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи и оценивать правильность ее решения; соотносить свои действия с планируемым результатом; 3) познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к истории России, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивать роль личности в истории.

Тип: комбинированный

Методы: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.                                                   

Межпредметные связи: история-география

Оборудование:

  1. мультимедийная презентация

  2. видеофрагмент 

  3. карточки для проверки домашнего задания.  

  4. раздаточный материал (фрагменты источников по теме «Усиление власти Ивана IV. Опричнина» со сформулированными к ним заданиями)








«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли».

Псковский летописец


Ход урока

  1. Организационный этап


1. Организационный момент – приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.


2. Актуализация знаний

.

Слово учителя.

На прошлом уроке мы изучали тему «Внешняя политика Ивана IV».

Давайте проверим ваши знания.

- Посмотрите на карту.. Как изменилась территория государства на востоке и западе? Слайд 2

Обучающиеся: смотрят на карту, делают выводы, отвечают.

(Предполагаемый ответ: 1 ученик: на востоке территория государства увеличилась за счет завоевания Казанского ханства в 1552 г. и присоединения Астраханского ханства в 1556 г. 2 ученик: на западе Российское государство входе Ливонской войны 1558-1583 гг. утратило территории вдоль побережья финского залива.)

Учитель.

- А теперь покажите на карте:

1) Присоединенные территории;

2) Поход Ермака и волжский торговый путь;

3) Земли, утраченные в ходе Ливонской войны.

Обучающиеся (1-2 ученика) показывают объекты на карте.

Слово учителя.

Мы с вами вспомнили основные события внешней политики, а как называется политика, проводимая на территории государства?

Обучающиеся - внутренняя.

Слово учителя.

Мы уже ознакомились с внутренней политикой Ивана IV. Давайте вспомним, какие произошли изменения. Напишем исторический диктант.

1)Ближний круг друзей и советников при Иване IV, неофициальное правительство

2)Этот титул принял Иван Васильевич в 1547 году

3)Служилые люди, получавшие за службу земельный надел

4)Сословно-представительный орган при царе, впервые созванный в 1549 г.

5)Постоянное войско, созданное Иваном Грозным

6)Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным

7)Этот документ, принятый при Иване Грозном, подтвердил существование Юрьева дня

8)Годы, в течении которых запрещался крестьянский выход в Юрьев день

9)Денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди

10)Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

Ответы( 1- Избранная рада,2- Царь, 3- дворяне, 4- Земский собор, 5- Стрельцы, 6- приказы, 7- Судебник, 8- Заповедные лета, 9- Тягло, 10- Самодержавие.)

    • 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

Взаимопроверка, оценивание.

3. Определение темы урока.

Вопрос: Какая форма правления складывается в ходе преобразование Ивана IV? (сословно-представительская монархия).

Слово учителя.

Но в дальнейшее внутриполитический курс царя претерпел серьезные изменения. В течении 7 лет в Московском государстве разгорелся и пылал, по словам Андрея Курбского «пожар лютости»

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова псковского летописца: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли». Какое слово для вас новое, непривычное?

Слайд 3

Обучающиеся.

Отвечают Опричнина.

Тема нашего урока «Опричнина». Слайд 4 (запись в тетрадь)


Одни и те же события, явления, процессы вызывают разное отношение к ним, несут разные последствия.

-Как псковский летописец относится к опричнине?

-Иван IV был умелым, волевым государственным деятелем и наверно, не с проста ввел опричнину?

Слово «опричнина» берёт корни от древнерусского «опричь», которое переводится как «кроме», «особый». Словом «опричнина» издревле назывался особый земельный удел, который получала вдова князя, то есть земля «опричь» — кроме – основных земель княжества. Слайд 6


- Какие вопросы мы можем поставить перед собой, чтобы понять новую политику царя?

Ответы учащихся – составление плана урока. Слайд 7

1. Почему политика изменилась?

2. Какова ее цель?

3. Как осуществлялась?

4. Итоги? (рассмотрим на следующем уроке)


План на урок

1. Причины роспуска Избранной рады и цели опричнины.

2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

3. Методы опричной политики.


Слово учителя.

По словам псковского летописца: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли».

Но только ли к запустению привела опричнина?

Задание на урок: А сегодня нам необходимо дать четкое объяснение

Что же такое опричнина?

1. Причины роспуска Избранной рады и цели опричнины.

Слово учителя.

По разному оценивали опричнину историки. На этот вопрос мы сможем ответить, разобравшись с причинами, целями и методами опричнины.

Задание №1.

Ваша задача прочитать текст и ответить на поставленные вопросы.

Обучающиеся:

1 вариант - работают с текстом §10 п. 1 п.2

П. 1 - С какими трудностями столкнулся Иван IV?

П. 2 - Какова судьба членов Избранной рады?

(- во время болезни Ивана Васильевича бояре уклонялись от присяги его малолетнему сыну, хотели возвести на престол Владимира Старицкого; - неудачи в Ливонской войне, - смерть любимой жены)


2 вариант – работает с текстом документа и параграфа 10 п.1

- Сформулируйте причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины.

(Причины: 1. Недовольство своеволием бояр. 2. Стремление членов избранной рада к управлению государством. 3. Смерть любимой жены царя – Анастасии.

Цель введения опричнины: Укрепление единоличной власти.

(Запись в тетради) Слайд 9-11

Текст для 2 варианта:

«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)

«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)

2. Отъезд в Александровскую слободу. Введение опричнины.

Слово учителя.

Иван Васильевич желал укрепления своей единоличной власти с помощью террора, но, столкнувшись с неповиновением бояр, предпринял политический маневр. Слайд 12(видео)

Задание №2 - слушая мой рассказ, ответьте на вопрос: почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

Рассказ учителя в рамках учебника. Слайд 13- 15


Обучающиеся. Бояре испугались восстания народа, поэтому согласись на условия царя.

Запись в тетради: 1564 г. – отъезд в Александровскую слободу

1565 г. – Введение опричнины.

Слово учителя.

Торжественно вернувшись в Москву, царь объявил о разделении территории государства.

Задание №3. Работа с картой – заполнение таблицы. Слайд 16

Территория государства Слайд 16

(Запись в рабочих листках)

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории

Все земли государства, кроме тех, что отошли в личное владение царя.

Самые богатые, экономически развитые земли: 20 городов в центральных районах страны.

Управление

Боярская Дума

Царь

Центр (столица)

Москва

Александровская слобода

Армия (войско)

Народное ополчение

Опричное войско


Вопрос: Какой вывод можно сделать на основании карты, таблицы и обращения митрополита Филиппа к царю Ивану IV (1566) с.84


Обучающиеся: (Разделенное государство станет слабеть, будет уязвимо для внешнего врага. Ослабнет экономика государств).

Ф изкультминутка


Опричное войско. Слайд 18

Задание №4.

Пользуясь дополнительным материалом и текстом §10 с.83.


1. Опишите опричника. Почему они носили черную одежду? Объясните символы опричного войска. – 1 вариант.

Внешнее отличие опричников — черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, — означало, что верные царские слуги - опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».


2. Определите критерии отбора в опричное войско? – 2 вариант


Отбор в него был очень жесткий, и только «лучшие люди» имели шанс на зачисление в опричные полки опричников. В опричнину отбирали худородных дворян, мелкопоместных служилых подданных, не знавшихся с боярами - земцами. При наборе их причудливо допрашивали об их происхождении, специально выяснялись родственные связи будущих опричников. Те, кто заносился в опричные списки, должен был быть благонадежен: не иметь контактов с земскими жителями. Каждый опричник давал на кресте клятву личной верности царю, обещая «не есть и не пить с земщиной», разоблачать опасные замыслы, грозившие царю.

3. Методы опричной политики.

Слово учителя.

Итак, разделив территорию и создав войско опричников, Иван Грозный начал осуществление своей политики.

Против кого же была направлена сила опричного войска? Какими способами она осуществлялась?

Чтобы ответить на эти вопросы, выполним следующее задание.

Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.

«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».


1 вариант

2 вариант

1. Кто подвергся казни и расправе?

2. Какое положение имели эти люди в государстве?


1. Против каких слоев населения эта политика была направлена, а какие слои населения пострадали в ходе ее осуществления?

На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?


Запись в тетради.

Методы опричной политики – казни, жестокие расправы, массовые ссылки, заточение, конфискация имущества– террор.

Слайд 19

Слово учителя.

Итак, мы ответили на поставленные вопросы о целя и методах опричнины. Теперь мы можем дать определение понятию «опричнина».


Опричнина – это внутренняя политика Ивана IV, направленная на усиление царской власти путем раздела территории государства, создания особого войска и применения методов террора и насилия.


Д/З: Для всех: § 10 читать, ответить на вопросы 1-5.

Для сильных учеников: дополнительно с. 87 вопросы в рубрике «Думаем, сравниваем, размышляем».


Рефлексия: составьте синквейн по теме урока.





















Приложение 1

1 вариант


Задание №1. работают с текстом §10 п. 1 п.2

П. 1 - С какими трудностями столкнулся Иван IV?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

П. 2 - Какова судьба членов Избранной рады?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание №2. Слушая мой рассказ, ответьте на вопрос.

- Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Работа с картой и учебником – заполнение таблицы.

Критерии

Земщина

Опричнина

Территории



Управление



Центр



Войско





Заданию №4. Пользуясь дополнительным материалом и текстом §10 с.83.

«Внешнее отличие опричников — черная одежда грубого сукна, прикрепленные к седлу собачья голова и метла, — означало, что верные царские слуги - опричники подобно псам будут грызть крамольников и выметут всю измену из Московского государства. Ездили опричники на вороных конях, в черной сбруе, всем своим видом наводя ужас на встречных. Отбор в опричники был чрезвычайно строг. Опричник произносил особую клятву на кресте, обещая «не есть и не пить с земщиной».


Вопросы: Опишите опричника. Почему они носили черную одежду? Объясните символы опричного войска. ______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.


«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».


1. Кто подвергся казни и расправе?

2. Какое положение имели эти люди в государстве?

3. На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?





Приложение 2

2 вариант


Задание № 1

Прочитайте текст. Сформулируйте причины роспуска Избранной рады и цели введения опричнины.


Текст

«…Вспоминая об этой компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «Ни единые власти не оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что Избранная рада пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела рядом постановлений, неудобных для московских самодержцев. …Рада вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с государем, сознающем свое полновластие. Столкновения начались с 1553 г. во время тяжкой болезни Грозного, обнаружилось, что Рада желала воцарения не маленького сына Грозного, Дмитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича Старицкого: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Владимиром Андреевичем (говорит летописец), а в боярах смута и мятеж, а царству начала бытии во всем скудость». Полный разрыв с царя с радою произошел около 1560 г., когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский любимец А.Адашев».

(Платонов С.Ф Лекции по русской истории)

«Главная ценность для него (Ивана IV) – ничем не ограниченная самодержавная власть. … Царь Иван был уверен, что служить ему – нравственный и христианский долг его подданных. Сам господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. … Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. … Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша»…»

(Кобрин В.Б. Иван Грозный. Спор, которому четыре века)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Слушая рассказ учителя, ответьте на вопрос.

- Почему Боярской думе пришлось пойти на уступки царю?

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Работа с картой и учебником – заполнение таблицы.


Критерии

Земщина

Опричнина

Территории



Управление



Центр



Войско





Задание №4. Определите критерии отбора в опричное войско?

Отбор в него был очень жесткий, и только «лучшие люди» имели шанс на зачисление в опричные полки опричников. В опричнину отбирали худородных дворян, мелкопоместных служилых подданных, не знавшихся с боярами - земцами. При наборе их причудливо допрашивали об их происхождении, специально выяснялись родственные связи будущих опричников. Те, кто заносился в опричные списки, должен был быть благонадежен: не иметь контактов с земскими жителями. Каждый опричник давал на кресте клятву личной верности царю, обещая «не есть и не пить с земщиной», разоблачать опасные замыслы, грозившие царю.

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________


Задание №5. Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы.


«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.

В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.

Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.

… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.

… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть»…».


1. Против каких слоев населения эта политика была направлена, а какие слои населения пострадали в ходе ее осуществления?


2. На основе текста источника и текста § 10 с. 83. выделите методы опричной политики?



1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!