СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Опричнина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Опричнина" - одна из ключевых тем истории России 16 века

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Опричнина"»

История России, 7 класс

Урок № ______________ Дата___________________

Тема: Опричнина

Цели: образовательная: сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества;

развивающая: формировать умение работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения;

воспитательная: воспитывать интерес к истории своего Отечества.

Формирование УУД.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Личностные выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Основные понятия: опричнина, Андрей Курбский, неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

Организационный момент: Приветствие. Проверка готовности к уроку. Позитивный настрой на работу.

Актуализация знаний:

Повторите параграф 6 «Реформы Избранной Рады.

Исторический диктант.

1.Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

2.Титул Ивана Грозного (Царь).

3.Казак, возглавивший поход против Кучума (Ермак).

4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел (Дворяне).

5.Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

8.Сборник законов (Судебник).

9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя (Самодержавие)

Беседа.

= В каком возрасте вступил Иван IV на престол? (3 года, венчан на царство в 17 лет)

= Кто помогал ему в управлении страной? (Избранная Рада, в которую вошли талантливые государственные деятели: дворянин Адашев, священник Сильвестр, князья Воротынский и Курбский, боярин Шереметев, дьяк Висковатый)

= Какой характер носили первые преобразования Ивана IV? (положительные, направленные на укрепление государства, укрепление центральной власти, военная реформа, реформа местного самоуправления и налогообложения)

Учитель: Если бы Иван IV проводил только такую политику, то народ его запомнил бы как Ивана Реформатора, но нам известно, что народная молва назовёт его Грозным. Давайте разберёмся почему?

Сообщение темы урока.

Тема: Опричнина.

Учитель: Псковский летописец писал: «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение великое Русской земли», - = Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (Царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Сформулируйте вопросы к теме урока.

= Что такое опричнина?

= Почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России?

Учитель: Узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Изучение новой темы.

Работа с учебником, прочитать пункт «Падение Избранной рады» стр. 81.

= Определите причины разрыва Ивана IV с Избранной радой.

Запись в тетрадь: причины разрыва Ивана IV с Избранной радой

1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4. Неудачи и ошибки в Ливонской войне.

Учитель: Итак, Иван IV больше не нуждается в помощи Избранной рады и стремится править самостоятельно.

Созванный в Москве Земский собор осудил бывших соратников царя как злодеев. Адашев был арестован и умер под стражей, Сильвестра сослали в далекий северный монастырь, где он и погиб. В столице начались массовые расправы над боярами. Андрей Курбский бежал в Литву.

Работа с учебником, стр. 82, зачитайте выражение Ивана Грозного. «Горе дому, которым владеет жена. Горе царству, коим владеют многие»

= Как вы понимаете эти слова? К чему они привели? (Иван IV принял решение окончательно лишить боярство влияния на государственные дела и стать полновластным правителем – самодержцем).

= Поясните значение слова «самодержец». (неограниченная власть государя)

Учитель: Для того, чтобы полностью закрепить за собой полную власть Иван IV пошел на хитрость.

Работа с учебником, стр. 82, «Опричнина и опричники», 1 абзац.

= Какие два условия поставил Иван IV перед делегацией духовенства и бояр, которые приехали просить царя вернуться на царство? (Возможность казнить изменников и установление в стране особого порядка – опричнины)

Учитель: Новый порядок предусматривал разделить всю территорию государства на 2 части. Опричнину – взятую в особое царское управление и земщину, которой должны ведать бояре.

= Как вы думаете, какие земли вошли в опричнину? (самые лучшие, самые богатые, центральные)

Работа с учебником, зачитать, какие земли вошли в состав опричнины, стр. 83

= А что стало с земледельцами, которые не вошли в царскую опричнину: (им предоставили земли в отдаленных местах, куда они и были выселены)

= К чему привело введение опричнины? (разорила прежние удельные гнезда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярских и княжеских родов).

Запись в тетрадь, стр. 88, опричнина, земщина.


Учитель: Для того, чтобы установить в стране новый порядок – опричнину – было создано опричное войско.

Работа с учебником, стр. 83зачитать информацию об опричном войске.

= Как отнеслось к опричнине население страны? (Недовольство, подана челобитная об отмене опричнины, но все челобитчики были казнены).

Учитель: Беспокоил Ивана Грозного и свободолюбивый Новгород. Царь получил донос, что бояре Новгорода готовят заговор против царя. Опричное войско выступило на Новгород. Села и Новгород были разорены, жители казнены. Затем царь двинулся на Псков. Псковские жители встретили Ивана Грозного хлебом с солью и были избавлены от жестокой расправы.

Запись в тетрадь: декабрь 1569 – поход Ивана IV на Новгород и Псков.

Учитель: В период опричнины Иван Грозный добился резкого усиления своей власти. Осенью 1572 года опричнина была отменена. Даже само слово «опричнина» было запрещено. Но казни продолжались. Теперь царь расправлялся уже с самими опричниками.

Работа с учебником, стр. 85-86, выписать итоги правления Ивана IV.

- Войны, опричнина, массовые казни привели к хозяйственному упадку.

- Введение политики, направленной на закрепощение крестьян (введение заповедных лет)

- Боярская и княжеская власть стала полностью зависима от царя.

- Опричники получили новые земли и продвижение по службе.

Закрепление.

Прочитать «Итоги» на стр. 86.

= Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину? (выдворить неугодных бояр подальше от Москвы, заполучить хорошие земли для своих сторонников, укрепить свою власть)

= Какие земли вошли в опричнину? (центральные, хорошие, плодородные)

= Чему способствовала опричнина? (укреплению самодержавной власти царя)

= Каковы итоги опричнины? (разорение боярских и княжеских угодий)

= Почему Иван Грозный запретил опричнину? (народ выражал недовольство опричниной и опричниками, власть царя укрепилась, опричнина свою роль выполнила)

Прочитать документ на стр. 87, слова В.О. Ключевского.

= Как оценивает деятельность Ивана IV автор отрывка?

= Выскажите свое мнение.

Рефлексия: «Ступеньки успеха»


Домашнее задание: параграф 10. Выяснить в Интернете, почему на гербе Ивана Грозного появился единорог.

Комментированные оценки за урок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!