СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории "Япония 40–80-х гг. XX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Япония 40–80-х гг. XX века"»

Япония 40–80-х гг. XX века
(
интегрированный урок по истории и географии, 11 класс)

Цели: выявить общие черты и особенности экономического и политического развития США, Японии и Германии; опираясь на межпредметную связь, выяснить суть понятий: «японская модель развития», «японское экономическое чудо»: работая в группах, анализируя источники, схемы, таблицы, памятки, продолжить развивать навыки исследовательской работы, интеллект обучающихся; воспитывать трудолюбие, бережливость, уважение к японской цивилизации.

Оборудование: схемы, таблицы, рисунки, визитные карточки, политическая карта мира.

Используемые технологии: групповая, информационная, исследовательская, педагогика сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. На протяжении полувека эта страна прошла путь от сильнейшего военного поражения к лидерству в своем регионе. Историки считают, что главную роль в этом сыграла проявившаяся в Японии еще с конца XIX в. способность к модернизации. Быстрое динамическое развитие этой страны осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенное «экономическое чудо» в Японии отличали такие черты, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое внедрение в промышленное производство новых достижений науки и техники. Большую роль сыграли иностранные патенты из других высокоразвитых стран, прежде всего из США.

II. Работа в группах.

На уроке обучающимся предоставляется возможность использовать различные источники информации, свободно выражать свое мнение.

Задание первой группе: Сравнительный анализ экономического развития ФРГ, США, Японии 1945–1980 гг. (общие черты и отличия). Послевоенное «экономическое чудо» в Японии, его сущность.

Задание второй группе: Особенности политического развития Японии, США, ФРГ 1945–1980 гг. Сходства и отличия.

Задание третьей группе: Внешняя политика Японии, США, ФРГ. Общие черты и особенности.

Задание четвертой группе: особенности социального развития Японии 1945–1980 гг. Быт и роль национальных традиций в развитии Японской цивилизации.

Обучающиеся используют аналитические материалы, рекомендованные учителям географии и истории.

Сравнительная таблица по географии
Китая, США, Японии, ФРГ, Кореи

Промышленность

Место

1

2

3

Число занятых в промышленности

Китай

США

Япония

Производство электроэнергетики

США

Китай

Япония

Производство электроэнергетики на АЭС

США

Франция

Япония

Сталь

Китай

Япония

США

Легковые автомобили

Япония

США

ФРГ

Морские суда

Япония

Корея

ФРГ

Промышленные роботы

Япония

США

ФРГ

Промышленные электроники

США

Япония

ФРГ

Пластмассы

США

Япония

ФРГ

Научное оборудование

США

Япония

ФРГ


Распределение мирового промышленного производства
по ведущим странам

1990 г.

1997 г.

Весь мир,

страны

Продукция, млрд долл

В %

к мировому итогу

Весь мир,

страны

Продукция, млрд долл

В %

к мировому итогу

Весь мир

США

Япония

Китай

ФРГ

Россия

Франция

Великобритания

Италия

Индия

Бразилия

6900

1200

600

550

460

365

250

240

230

185

155

100,0

17,4

8,7

8,0

6,7

4,6

3,6

3,5

3,3

2,7

2,2

Весь мир

США

Китай

Япония

ФРГ

Индия

Франция

Великобритания

Италия

Индонезия

Респ. Корея

8715

1450

1330

600

470

275

260

260

250

240

185

100,0

16,6

15,3

6,9

5,4

3,2

3,0

3,0

2,9

2,7

2,1

Индонезия

150

2,1

Бразилия

180

2,0

Канада

140

2,0

Канада

165

1,9

Саудовская

Аравия

125

1,8

Россия

155

1,8

Испания

115

1,7

Саудовская Аравия

145

1,7

Республика Корея

110

1,6





Первая группа – работа с материалом «Познаем Японию».

Япония – островная страна. Общая протяженность береговой линии японских островов сильно изрезана и образует много удобных заливов. Территория страны включает 900 островов и 5 действующих вулканов.

Полезные ископаемые:

– железная руда – 0,1 %,

– природный газ – 0,02 %,

– уголь – 0,5 % мирового запаса.

Миграция населения Японии в основном внутренняя, хотя и значительная. Размеры внешней миграции в несколько раз меньше по сравнению с другими странами. Свыше четверти всего населения сосредоточено в пятнадцати крупнейших городах.

По темпам роста промышленного производства Япония значительно обошла другие развитые капиталистические страны. Это видно из следующей таблицы.


Год

Япония

США

Англия

ФРГ

Франция

Италия

1961

119,3

100,9

101,2

106,4

105,5

110,9

1964

166,2

121,7

114,0

125,2

126,6

133,8

1966

194,4

143,8

118,6

134,3

137,0

155,3

1970

369,5

154,1

131,2

173,6

179,2

198,1


Среднегодовые темпы промышленного роста в Японии 1949–1969 г. составили 15,8 %, против 10,1 % в ФРГ, 8,5 % в Италии, 4,5 % в США, 5,5 % во Франции, 4,31 % в Англии.

Такой высокий темп развития промышленного производства обеспечен прежде всего крупными вложениями в основной капитал, а также более высокой, чем в других развитых капиталистических странах, степенью эксплуатации рабочего класса. В условиях острой конкуренции с другими капиталистическими странами японские монополии стремились к снижению издержек производства путем обновления основного капитала в отраслях легкой промышленности, преимущественно связанных с экспортом. Важным фактором развития японской экономики явилось широкое приобретение иностранных патентов и лицензий. Так, за 1950–1971 гг. Японией было приобретено более 15 тыс. иностранных патентов и лицензий, из них свыше 60 % приходилось на американские фирмы. Наряду с ввозом иностранной техники, приобретением патентов и лицензий японские монополии и сами организовали научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность в области производства новых видов продукции. Благодаря новой технике и новым методам производства на предприятиях повысилась производительность труда, снизились издержки производства. Это обстоятельство увеличило эффективность капиталовложений в промышленность и тем самым способствовало расширению внутреннего рынка и росту конкурентоспособных по качеству японских товаров на внутренних и внешних рынках. К 1970 г. в стране насчитывалось 14 экономических районов. В связи с возникновением новых отраслей промышленности и сельского хозяйства, ростом старых и созданием новых городов соответственно изменился экономический облик.

Разрабатывались планы, программы экономического и социального долгосрочного развития. Опираясь на свою экономическую мощь, японский монополистический капитал превратил государственный аппарат в орудие своей власти.

В Японии достигнута высокая продуктивность животноводства, птицеводства и скотоводства. По сбору коконов страна занимает первое место в мире: к 70-м гг. XX в. Япония давала в среднем в год 43 % их мирового производства. Повысился спрос на удобрения, сельскохозяйственный инвентарь, машины и другие промышленные товары, так как послевоенная земельная реформа ускорила развитие капиталистических отношений в деревне. При этом по тяжести налогового бремени Япония находится на втором месте в капиталистическом мире после Англии. В 1966 г. средняя статистическая семья в Японии со средним доходом 1 млн 872 тыс. иен в год уплачивала в качестве прямых налогов 13,8 % дохода против 4,1 % в США и Франции и 10 % в ФРГ.

Вторая группа – работа по теме «Управление в Японии».

Сравнительная таблица
по Государственному управлению в Японии, США, ФРГ

Страна

Площадь,

тыс. км

Население,

млн чел.

Столица

Форма

правления

Форма

администр.

устройства

Япония

372

125

Токио

КМ

Ф

США

9363

280

Вашингтон

Р

Ф

ФРГ

357

82

Берлин

Р

Ф


Система государственного управления в Японии по состоянию на 1 сентября 1970 г. включала управление материального двора, управление по делам администрации, управление по развитию острова Хоккайдо, управление обороны, управление экономического планирования, управление по делам науки и техники, управление по делам Окинавы и северных территорий.

В структуру государственного управления входит канцелярия и находящиеся при ней комитеты управления. В канцелярию входят секретариат премьер министра и свыше 50 комиссий и комитетов. Комитеты и управления, действующие при канцелярии премьер-министра, обладают широкими и важными государственными полномочиями. По сложившейся в Японии практике во главе этих комитетов и управлений обычно становятся министры кабинета.

Устройство конституционной монархии в Японии можно представить в виде схемы.

Конституционная монархия в Японии

Парламент в Японии двухпалатный. Правительство избирается парламентским большинством. Император – символ единства нации (на современном этапе). Вся территория Японии делится в административном отношении на 47 префектур. Административными единицами каждой префектуры являются город, поселки и деревни. Организация власти на местах определяется Конституцией и Законами о местной автономии от 16 апреля 1947 г. Основные звенья местных органов власти – префектурные, городские, поселковые, деревенские собрания, состав которых зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Исполнительную власть в органах местного управления осуществляют: в префектурах – губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Все звенья местного самоуправления избираются местным населением. В выборах местных органов власти имеют право участвовать лица, достигшие 20 лет и проживающие в соответствующей местности свыше трех месяцев. Система местного самоуправления дает находящимся в оппозиции к правительству демократическим кругам известные возможности для увеличения своего влияния на местах. Так, в 1960–1970 гг. силы демократической оппозиции завоевали большинство мест в муниципальном собрании Токио, а также пост мэра столицы.

Задание: с помощью визитной карточки ФРГ прокомментируйте, как государственный строй страны, а также ум и профессионализм министра экономики в первом послевоенном правительстве ФРГ Л. Эрхарда способствовали проведению прогрессивных реформ в экономике, развитию «экономического чуда» в послевоенной Германии.

Самостоятельная работа с текстом учебников под редакцией Н. В. Загладина: История России и мира в ХХ веке. 11 класс. § 36–37; Новейшая история зарубежных стран ХХ века. 9 класс. § 24–27.

3-я группа – работа с материалами по теме «Внешняя политика Японии».

В 1945 г. по требованию Советского Союза были созданы Дальневосточная комиссия (ДВК) и подчиненный ей союзный совет для Японии. В состав ДВК вошли 11 государств. Через комиссии Советский Союз осуществлял свою политику по отношению к Японии, направленную прежде всего на демилитаризацию и демократизацию страны. По конституции 1947 г. Японии не разрешалось иметь вооруженные силы. Потолок военных расходов устанавливался в размере 1 % валового внутреннего продукта, что не помешало Японии иметь хотя и немногочисленные, но вполне боеспособные силы самообороны. 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско был подписан сепаратный договор: Япония отказалась от всех правооснований и претензий на Южный Сахалин, Курильские острова и другие территории, которые она приобрела в ходе войны.

11 декабря 1954 г. правительство Хатояма сделало официальное заявление о своем намерении нормализовать отношения с Советским Союзом. В 1956 г. в Москве была подписана Совместная декларация Советского Союза и Японии, в которой государства заявили о прекращении состояния войны, о желании укреплять дружбу, строить отношения на принципах Устава ООН, не вмешиваться во внутренние дела друг друга. Стороны договорились о восстановлении дипломатических отношений и продолжении переговоров.

6 декабря 1957 г. между СССР и Японией был подписан торговый договор. Согласно этому договору, стороны предоставляли друг другу режим, наиболее благоприятный в отношении различного рода налогов и сборов, а также формальностей и правил, связанных с внешнеторговыми операциями. На основе этого договора начиная с 1958 г. регулярно заключаются торговые соглашения о товарообороте и платежах. С 1958 г. по 1975 г. объем торговли составил 5 млрд долларов. С апреля 1967 г. вступила в действие регулярная авиалиния Москва – Токио, а с июня 1971 г. установлено прямое авиасообщение между Токио и Хабаровском. В 1964 г. состоялся обмен официальными парламентскими делегациями, в 1966 г. – визитами министров иностранных дел. В 1970–1990-х гг. Японию посетил министр иностранных дел СССР А. А. Громыко, Москву – министр иностранных дел Японии М. Охира, состоялся визит М. С. Горбачева в Японию, «встреча без галстуков» в Красноярске с Б. Н. Ельциным. Сейчас осуществляется научное сотрудничество Японии с Россией, обмен литературой между библиотеками, научными учреждениями. Однако из-за нерешенного вопроса о предоставлении суверенитета ряду островов Японии отношения государств в области территориальной политики остаются напряженными.

В 2004 г. Японию посетил президент России В. В. Путин. Широкую практику в начале XXI века получил обмен художественными, литературными и тематическими выставками. Развиваются контакты между общественными организациями.

4-я группа – работа с материалом по теме «Национальные традиции Японии».

Национальные традиции Японии значительно облегчили ее превращение в одну из самых развитых стран мира. Работники не разделяют свои личные интересы и интересы организации. В Японии законами о трудовых нормах определены следующие основные положения, касающиеся трудовых отношений: продолжительность рабочего дня – не более восьми часов с часовым перерывом на обед; 25 % надбавки за сверхурочные работы, оплачиваемый отпуск в размере шести дней в году при наличии не менее годичного стажа работы с последующим увеличением отпуска на один день за каждый проработанный год, но не более 20 дней в год; ответственность нанимателя за охрану труда и санитарно-гигиенические условия работы, размер компенсации за увечья и гибель рабочего на производстве. Изданы правительственные постановления об охране труда, об условиях труда подростков (до 18 лет) и женщин, о фабрично-заводских общежитиях. С течением времени доходы и размер средней оплаты труда граждан достигли уровня, превосходящего показатели большинства стран.

Особенностью национальных традиций Японии является питание. Японцы употребляют мало мяса – по их поверью тот, кто ест много мяса, бывает злым. При этом в Японии в 3–4 раза больше потребление рыбы, и в 2 раза больше риса, чем в США, Англии, Франции и ФРГ. Кроме рыбы японцы регулярно употребляют в пищу ракообразных и морские водоросли.

Важное место в общественной жизни Японии занимает спорт. Физкультура входит обязательным предметом в учебные программы школ и специальных учебных заведений. Многие организации располагают стадионами, спортивными площадками и залами. Ежегодно проводятся национальные спортивные игры, соревнования по национальным и международным видам спорта.

Национальными японскими видами спорта являются нижеперечисленные.

1) Сумо – разновидность японской борьбы, отличительная особенность которой состоит в том, что борющиеся друг с другом соперники должны обладать значительным весом. Матчи проводятся на песчаных рингах. Выйдя на ринг по вызову судьи, борцы обмениваются традиционными приветствиями, затем споласкивают рот водой и бросают на ринг горсть соли. Этот своеобразный обряд, символизирующий очищение, свидетельствует о возникновении сумо из религиозного ритуала. Состязание может начаться в том случае, если борцы одновременно вскочат и бросятся друг на друга. Победившим считается тот, кто вытолкнет соперника за пределы ринга или же заставит его коснуться ринга любой частью тела.

2) Дзюдо – японское искусство самозащиты и нападения без оружия. Наряду с приемами борьбы в дзюдо разрешены некоторые болевые приемы.

3) Кэндо – фехтование бамбуковыми мечами; современное фехтовальное искусство, основанное на самурайских техниках владения мечом.

4) Кюдо – искусство стрельбы из традиционного японского лука.

5) Каратэ – японская система самозащиты без оружия, основанная на ударах руками и ногами по наиболее чувствительным местам тела противника. В настоящее время существует спортивное каратэ, смысл которого заключается не в нанесении, а в имитации ударов, причем основное внимание уделяется отработке техники приема.

6) Бейсбол с мягким мячом – японское изобретение. В отличие от обычного бейсбола, в этой игре с целью предотвращения травматизма пользуются мягким резиновым мячом.

В Японии очень развита музыкальная самодеятельность.

В национальных традициях выполнено жилье японцев. Так, номера местных гостиниц состоят из двух комнат: одна оформлена в японском стиле, вторая – в европейском. Пять-шесть служащих (женщин в форменном кимоно) встречают гостей традиционным японским приветствием и провожают их в комнату, не давая нести даже мелкую ручную кладь. Полы комнат покрыты татами – соломенными циновками, по которым полагается ходить только в носках, оставив шлепанцы при входе; спать полагается на полу, где гостям стелят специальные матрацы – «футоны». В такой комнате размером 15–17 кв. м часто размещаются 5–7 человек. В гостиных комнатах, кроме европейских, нет ванных, а имеется общая баня, где сначала моются у шаек, а затем окунаются в бассейн или деревянную сидячую ванну. В стоимость номера входит двухразовое питание. На ужин, как правило, даются сырая рыба (обычно тунец – магуро), жареная рыба, жареная курица, многочисленные закуски (маринованные осьминоги, икра, сельдь и др.), мисочки супа и огромная лакированная коробка с вареным рисом. В специальной нише, которая является обязательным атрибутом каждого японского дома, одно-два простых, но со вкусом сделанных украшений (ваза с несколькими искусно аранжированными цветами и веточками, японская кукла, маска, дощечка или свиток с каллиграфически вычерченной иероглифической надписью).

Японское декоративное искусство достигло высокого уровня. Большой популярностью пользуется искусство икебаны. Самыми распространенными формами в новых школах икебаны являются морибана – букеты в низких вазах и нагэирэ – букеты в высоких узких вазах. Икебана украшает любой дом в Японии.

До сих пор в Японии существует традиционное жилище – это низкосвайный дом с черепичной крышей. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Часто в таких домах делается не сплошная, а раздвижная стена: по краю жилища в полу и потолке проходят пазы, по которым передвигаются седзи – раздвижные стенные рамы, представляющие собой решетки из легких планок, оклеенных с внешней стороны полупрозрачной бумагой. За пазами седзи идет более широкий паз для сделанных из толстых досок ставень амадо, задвигаемых на ночь, а также в плохую погоду. Нередко между седзи и амадо проходит энгава – неширокая веранда с деревянным полом.

Одним из величайших достижений японской традиционной культуры по праву считается чайная церемония. Культ чая был заимствован японцами из Китая, и первоначально обычай чаепития был распространен в основном среди дзэн-буддийских монахов; позднее обычай проник в аристократическую среду, а затем и в городскую.

По маленькому саду, прилегающему к павильону, где проводится чайная церемония, идет дорожка из камней, в саду устанавливаются каменные фонари, лежат поросшие мхом камни. В таких садах обычно высаживают сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленые кустарники. Все элементы сада чайной церемонии должны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности. Особое значение имеют каменные сосуды с чистой водой (цукубаи). На таком сосуде-колодце лежит маленький ковшик из бамбука с длинной ручкой. Каждый посетитель обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот. Затем специальным движением поднимая ковшик с водой, следует омыть после себя ручку ковшика. В наши дни цукубаи – непременная деталь любого храма: перед входом в храм и на его территорию необходимо совершить обряд омовения.

Особое значение придается конструкции чайного домика – тясицу. Это небольшая комната всего в два или даже в полтора татами, в которую ведет маленький низкий вход – около 60 см в длину и ширину. В идее уменьшенного входа в чайный домик заложен глубокий философский смысл: каждый, кто захотел приобщиться к этому высокому искусству, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал возможности аристократам из военного сословия войти вовнутрь вооруженными – длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это тоже имело особую символику: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на изящном».

В интерьере чайного домика самым важным местом считается ниша токонома. В ней обычно помещается свиток с каллиграфической надписью и ставится букет цветов. Каллиграфический свиток для токонома подбирается с особой тщательностью и является непременным предметом обсуждения во время церемонии. Важное значение придается освещению тясицу. Как правило, в домике 6–8 разных по размеру и форме окошек, дающих оптимальное – не слишком яркое и не слишком тусклое – освещение. В некоторых случаях можно раздвинуть рамы, и тогда гости получают возможность любоваться частью сада, вечерним небом или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике закрыты. Когда гости уже рассмотрели и оценили предметы в токонома, появляется хозяин чайного дома. Он низко кланяется гостям и садится на-против них около очага – ирори, над которым уже висит котелок с водой. Перед хозяином лежат все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка.

Хозяин не торопясь насыпает в чашку порошок зеленого чая, заливает его небольшим количеством кипятка. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивает эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворится и не появится светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдают за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем хозяин с поклоном передает чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивает чай и, неторопливо обтерев края, передает чашку хозяину. Пройдя по кругу, она опять возвращается к хозяину, но затем снова передается из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть чашку, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступают в беседу. На чанной церемонии нельзя говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорят лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки.

В Японии много буддийских храмов, святынь. Многие туристы посещают город Гифу, чтобы наблюдать за ночной ловлей рыбы с бакланами на реке Нагара. Одетые в старинные наряды, при свете факелов рыбаки одновременно управляют восемью-десятью птицами, которые, поймав рыбу, передают ее в лодку хозяина.

В стране установлено много праздников: День матери, День детей, День отца, День почета престарелым, День культуры, День физкультурника, День благодарения труду.

Национальное страхование здоровья является в Японии обязательным для всех категорий предприятий. Общая численность лиц, пользующихся правом на получение медицинской помощи на льготных условиях, составляет 64,4 % населения страны. Государство расходует мало средств на содержание преступников, ибо их немного.

Обсуждение и решение проблем:

1. Послевоенное «экономическое чудо» Японии, его причины, особенности, результаты.

2. Вклад японской цивилизации в мировую.

Примерный ответ.

Япония – островное государство, расположенное в Тихом океане. Ее часто называют Страной восходящего солнца, а также столицей востока. Самый большой из островов, на которых расположилась Япония, – Хонсю. С юга к нему прилегают острова Кюсю и Сикоку, а с севера – остров Хоккайдо. Помимо крупных островов Японию образуют сотни и тысячи мелких островков.

В Японии немало действующих вулканов, нередки землетрясения. Горы занимают больше 3/4 территории страны. Самый высокий потухший вулкан – Фудзияма (3776 м). Для японцев Фудзияма – символ их родины и предмет полурелигиозного поклонения. Лишь небольшие полоски земли вдоль побережья заняты равнинами.

Главная культура японских полей – рис. Страна полностью обеспечивает себя рисом, но ввозит большую часть пшеницы, ячменя, соевых бобов, сахара и других продуктов.

В Японии жаркое лето с проливными дождями и солнечная осень. Осень – пора цветения хризантем, ярко-красной листвы кленов. Но в это время года нередки тайфуны – внезапно налетающие ураганные ветры, которые порой приносят большие разрушения. Зима в Японии мягкая, снег если и выпадает, то быстро тает, задерживаясь лишь в горах на Хоккайдо и в северной части Хонсю.

Почти круглый год в Японии что-нибудь цветет. Под Новый год, среди заморозков, зацветает дикая слива умэ, цветы которой считаются символом мужества и стойкости. В феврале и марте расцветают камелии, летом цветут лилии, ирисы и азалии, но самое знаменитое – это весеннее цветение вишни сакуры. Вишня наряду с хризантемой считается национальным растением Японии. В эти весенние дни японцы устремляются полюбоваться нежными, быстро опадающими цветами.

Япония – страна древней и высокоразвитой культуры. Вызывает восхищение старинное и современное японское искусство: пейзажная живопись, архитектура, литература, театр. Всемирную известность получили такие специфически японские виды декоративного искусства, как икебана – умение составлять цветочные композиции, бонсай – выращивание карликовых комнатных деревьев. Далеко за пределы страны шагнули традиционные японские виды спорта – борьба дзюдо и каратэ. В Японии много замечательных архитектурных и исторических памятников – огромных статуй и храмов Будды, пагод, парков, замков и дворцов князей и императоров.

Япония – высокоразвитая индустриальная страна. В крупных городах на десятки километров тянутся ряды причалов, складов, заводов и фабрик. Для многих предприятий не хватает места на суше, и они строятся на отвоеванной у моря, искусственно насыпанной почве. Рисовым полям и чайным плантациям приходится потесниться, чтобы уступить место новым фабричным корпусам. Япония по общему объему промышленного производства перегнала все европейские страны. Промышленность выпускает самые разнообразные товары. Почти все, что видишь в Японии, – от электровоза до носового платка – японского производства.

Японские товары на мировом рынке успешно конкурируют с европейскими и американскими, так как по качеству они ничуть не хуже, а по цене дешевле. Особым успехом пользуются японские суда, электронная аппаратура, транзисторные радиоприемники, автомобили, изделия из синтетических тканей и шелка, посуда, игрушки.

Новое в Японии тесно переплетено со старым, иностранное – с национальным. Японский домашний быт во многом не похож на европейский. При входе в дом обувь оставляют на пороге: на полу расстелены чистые желтоватые соломенные циновки, по которым ходят только в носках. Здесь мало мебели, утварь хранится в стенных шкафах. Оттуда же на ночь достают матрацы и простыни и расстилают их на полу, на циновках, а на день убирают обратно. Сидят японцы чаще всего тоже на полу, на плоских подушечках, за низким обеденным столом.

По составу населения Япония – одно из наиболее однородных государств мира. Более 99 % населения – японцы. К национальным меньшинствам относятся айны, корейцы, китайцы и окинавцы, которые отличаются от японцев языком, внешностью и образом жизни; соотношение полов близко к 1 : 1.

Хотя в городах немало столовых и ресторанов с европейской кухней, дома японцы питаются в основном традиционной пищей. Это пресный вареный рис, который едят из чашек палочками, острые и соленые приправы к нему, блюда овощные, а также рыбные. По улову рыбы страна занимает одно из первых мест в мире. Мяса и молочных продуктов японцы потребляют немного, и распространились они лишь в последние десятилетия.

Япония очень бедна полезными ископаемыми и почти все сырье для промышленности должна ввозить. Это не только нефть, но и коксующий уголь, железная руда и руды цветных металлов, шерсть, лесоматериалы и многое другое.

В Японии разработанная система образования. В школу идут с шести лет. Обязательно девятилетнее образование, которое считается неполным. Для получения полного среднего образования необходимы еще три года учебы в повышенной школе. Лишь после этого можно поступать в высшее учебное заведение. И в повышенной школе, и в высших учебных заведениях обучение платное и доступно далеко не всем. В стране около 230 университетов, но большинство из них частные, обучение там стоит очень дорого. Государственных университетов немного: обучение в них несколько дешевле, но при поступлении бывают огромные конкурсы.

Домашнее задание: написать сообщение по темам: «Япония (Германия, США) 40–80 гг.», составить кроссворды, ответить на вопросы к § 36–37.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!