СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии в 10 классе "Государственный строй стран мира"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит все этапы урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 10 классе "Государственный строй стран мира"»

Тема: Государственный строй стран мира.

Цели: - дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства;

- расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры.

- продолжить: формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы; работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать и делать выводы; развивать умение выявлять причинно-следственные связи.

- развивать познавательные интересы и кругозор учеников по географии.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, таблицы, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1.Разминка.

1,1. Разнообразие стран современного мира: показать на политической карте мира следующие страны: (работа в парах)

1 ученик: США, Япония, Франция, Италия, Великобритания, ФРГ, Канада, Австралия,

Испания, Норвегия, Швейцария, Швеция.

2 ученик: Китай, Индия, Саудовская Аравия, Египет, Бразилия, Индонезия, Аргентина,

Мексика, Афганистан, Иран, Израиль, Нигерия.


1.2. Ответьте на вопросы:

- Главный объект на политической карте – это…(государство, страны)

- В конце 20 века количество стран и территорий достигло? (120, 230, 200, 320)

- Политически независимым государством называется? (колонии, суверенные, метрополии)

- Страна – лидер по площади? (РФ)

- Назовите микрогосударство Европы. (Ватикан, Сан-Марино, Лихтенштейн, Монако)

- Страна – лидер по численности населения (Китай)

- Назовите страну, которая имеет приморское положение.

- Назовите страну-архипелаг (Япония, Индонезия, Филиппины и др.)

- Назовите полуостровную страну. (Индия, Италия)

- Назовите страну, которая не имеет выхода к морю (внутриконтинентальная).


2. Изучение нового материала:

2.1. Деление современных стран мира по формам правления.


На уроке мы познакомимся с государственным строем стран мира.

Государственный строй характеризуется формой правления. Существует две формы правления: республиканская и монархическая.

  • Республика – это форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная власть принадлежит – правительству. Таких стран более 4/5 (более 140)

Республики подразделяются:

президентские

парламентские

Президент сам возглавляет государство

Главной фигурой является не президент, а глава правительства

США, Аргентина, Бразилия, Россия, Венесуэла,

ФРГ (президент – Кристиан Вульф, а канцлер - Ангела Меркель), Италия, Израиль, Индия, Ирландия



  • Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархий в мире – 29, в Океании – 1, в Африке – 3, в Азии – 13, в Европе – 12, нет ни одной в Америке. Монархия – это форма правления, при которой главой государства считается – император, король, султан, эмир, князь, герцог ( страница учебника 337 таблица 2)

Монархия бывает:

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

Монарх является и главой церкви, и главой государства




В последнее время произошло 2 случая возрождения монархий. В 1975 году в Испании после смерти Франко пришел к власти король Хуан Карлос П и возрождение монархии в 1993 году в Камбоджа пришел к власти - Нородом Сианук. Но бывает и наоборот, например в Непале, в Афганистане (2001), Болгария, Россия..

Практическое задание 1: используя визитные карточки стран на форзаце учебника:

  1. В каждую графу впишите названия нескольких стран в качестве примеров

  2. Проверьте выполнение задания друг у друга.



  • Государства в составе Содружества – это редкая форма правления, их 15. Формально главой государства Великобритания - считается королева, которую представляет генерал-губернатор. Это относится к бывшим доминионам Великобритании (Австралия, Канада, Новая Зеландия)

  • Особая форма государственного строя – представлена одной Ливией - Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия.


    1. Деление стран мрак по особенностям территориально-государственного устройства.

Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства: унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы – субъекты: штаты, республики, земли, провинции, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти)

Конфедерация (форма федеративного государства)

1.

1.

1. Швейцария - союз суверенных государств или независимых кантонов.

23 кантона (3 из них разделены на полукантоны)

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.



Практическое задание 2: Приведите примеры стран с различным государственным устройством и заполните таблицу.

2.3. Кроме того, в каж­дой стране есть спо­со­бы и ме­то­ды, с по­мо­щью ко­то­рых осу­ществ­ля­ет­ся прав­ле­ние, – го­су­дар­ствен­ный режим.

Формы ре­жи­ма:

1.  Де­мо­кра­тия

2.  Ав­то­ри­та­ризм

3.  То­та­ли­та­ризм

4.  Дик­та­ту­ра

5.  Ге­но­цид

6.  Апар­те­ид


  1. Рефлексия.

- В чем отличие монархической формы правления от республиканской? Приведите примеры.

- С какой формой правления стран больше? Почему республик гораздо больше, чем монархий?

- Чем обусловлена специфика территориально-государственного устройства страны?

- Какую форму правления имеет Ватикан? (теократическая монархия). Что это значит? (Папа Римский избирается анклавом кардиналов, наследником у него не может быть)

- В какой форме правления главой государства является генерал-губернатор? (Содружество)

  1. Подведение итогов.

Домашнее задание: прочитать текст с. 14-17; найти в материалах СМИ о «горячих точках» и терроризме.



Используемая литература:

  1. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010г.

  2. В,П. Максаковский. География. 10 класс. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. (-е издание). М.: Просвещение, 2001 г.

  3. Атлас с ком­плек­том кон­тур­ных карт для 10 клас­са. Эко­но­ми­че­ская и со­ци­аль­ная гео­гра­фия мира. – Омск: ФГУП «Ом­ская кар­то­гра­фи­че­ская фаб­ри­ка», 2012.

  4. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник). 

  5. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник). 

  6. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник). 

  7. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник). 

  8. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник). 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!