Конспект урока по географии
Тема: «Население Африки»
Класс: 7.
Педагогические технологии:
- технология критического мышления;
- игровая технология;
- проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Цель:
Формирование знаний о населении Африки.
Задачи урока:
Образовательные:
- Создать общее представление о своеобразии, неповторимости, истории и культуре населения Африки.
- Активизировать ранее полученные знания по теме «Африка».
- Формировать новые знания и умения по теме «Африка».
Развивающие:
Продолжить обучение методам географического исследования:
- исторического - изучение истории заселения материка Африка;
- картографического - совершенствование навыков работы с атласом и картами;
- исследовательского - оценивание особенностей населения Африки;
- системного подхода - установление взаимосвязей особенностей природы и хозяйственной деятельности населения материка.
- Развивать познавательную деятельность обучающихся.
- Развивать географическое мышление.
- Развивать самостоятельность при получении новых знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, толерантность, экологическое сознание;
- Формировать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память.
- Развивать умения систематизировать учебный материал.
- Развивать интерес к предмету география.
Тип урока:
Комбинированный.
Ученики будут знать:
- Особенности населения Африки.
Ученики будут уметь:
- Объяснять особенности размещения населения;
- Описывать характерные признаки народов и племён Африки;
- Показывать на карте страны и города Африки;
- Применять навыки работы с разными источниками информации.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, атласы, ватман, фломастеры, клей, иллюстрации, раздаточный материал: напечатанные тексты, иллюстрации, задания для проверки знаний.
Метод проведения: словесно-иллюстративный, практический.
План урока:
1. Оргмомент. Коммуникативная атака.
2. Определение темы и целей урока.
3. Реализация и освоение новых знаний.
1).Изучение нового материала.
Основной этап урока пройдет в виде «конференции» по населению Африки.
Ученикам было дано задание изучить индивидуально материал о населении Африки и подготовить презентации по основным вопросам темы урока:
История заселения материка;
Народы и племена Африки;
Хозяйственная деятельность населения Африки.
Страны и города Африки.
2).Оценивание.
Самооценивание по предложенным учителем критериям.
4.Закрепление и включение в систему знаний
5.Физминутка.
6.Создание мини-проекта. Выводы.
7.Минутка релаксации.
8.Рефлексия.
9.Итоги урока (добились ли мы поставленной цели)
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2.Актуализация знаний.
Коммуникативная атака. Фильм: «Африка. Масаи».
Вопрос: Что мы сегодня будем изучать? Какова тема нашего урока?
Ученики называют тему урока: «Население Африки».
3. Изучение нового материала
Итак, тема сегодняшнего урока «Население Африки».
Теперь давайте сформулируем цель и задачи этого урока, а также подумаем, как нам могут пригодиться эти знания.
Поэтому, цель нашего урока:
Сформировать знания о своеобразии, неповторимости, истории и культуре населения Африки.
Изучение нового материала
По какому плану нам предстоит поработать?
План характеристики населения (слайд № ):
История заселения материка;
Народы и племена Африки;
Хозяйственная деятельность населения Африки.
Страны и города Африки.
После этого начинается объяснение материала с использованием презентаций учащимися по предложенному плану.
4. Закрепление.
1 вариант.
Ответьте на вопросы письменно.
1.Расовый состав:____________________________________________________________
2.Основные религии:__________________________________________________________
3. Основные народы и племена Африки___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Основные виды хозяйственной деятельности населения Африки: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите крупнейшие страны и города Африки:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант.
ТЕСТ.
В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ ... ЧЕЛОВЕК.
а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в)более 1 млрд.
2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ... РАСЫ.
а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной.
3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ:
а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту.
4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ:
а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены.
5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В:
а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии.
6. ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ:
а) бушмены, б) масаи, в) арабы.
7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ:
а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка.
Самооценка.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1.в 2.а 3.б 4.а 5.в 6.б 7. в
Организация мини-проекта «Население Африки»
Учитель предлагает ученикам раздаточный материал: напечатанные тексты о населении Африки, иллюстрации, фломастеры, ватман, клей. Учащиеся оформляют итоги урока.
Рефлексия.
(на этой стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям, делают выводы, анализируют изученный материал, отмечая наиболее интересные моменты).
Этап оценивания:
- Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке?
- Те, кто считает, что отлично работали на уроке, поаплодируйте себе.
- Те, кто считает, что поработал не в полную силу, не проявил себя – помашите руками.
- А какую оценку вы поставите мне? (изобразите)
Выскажите свое отношение к своей работе на уроке.
5. Подведение итогов и домашнее задание:
Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается домашним заданием:
написать эссе на тему «Удивительная Африка».
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.
География в школе. Азия. Электронное учебное пособие /Серия: Электронные уроки и тесты, 2007.
Страны мира. Географический справочник: ЗАО «Новый диск», 2007.
http://vz.ru/news/2009/10/21/
Технологическая карта урока по теме «Африка. Население. » 7 класс.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Оргмомент. Мотивационный этап. Цель: создать условия для активного вовлечения обучающихся. | Цель: создание благоприятного психологического климата. Коммуникативная атака. Фильм: «Африка. Масаи». - Какова тема нашего урока? -Что вы хотите узнать о населении материка Африка? | Просмотр фильма «Африка. Масаи». |
2. Определение темы и целей урока. Цель: подготовить обучающихся к изучению новой темы; определить цель и тему урока. | Тема урока: «Население Африки». Определите цели и задачи урока: «Я буду знать ….» «Я буду уметь …..» Как нам могут пригодиться эти знания? | Определение темы урока. Формулировка Целей и Задач урока. Ученики будут знать: Особенности населения и хозяйственной деятельности. Ученики будут уметь: Показывать на карте крупнейшие города Африки, описывать особенности разных народов и племён Африки. |
3.Реализация и освоение новых знаний Цель: помочь учащимся усвоить новую информацию на основе уже имеющихся у них знаний; совершенствовать способы учебной деятельности. Научить обучающихся систематизировать новый материал, анализировать карты атласа и описывать особенности разных народов и племён Африки. | 1Формирование представления о населении Африки. 2.Организация изучения населения Африки по презентациям учащимися: История заселения материка; Народы и племена Африки; Хозяйственная деятельность населения Африки. Страны и города Африки. -
| Презентации учащимися особенностей населения Африки по плану. Ученики – слушают презентацию и задают вопросы. Самооценка презентаций по представленным учителем критериям: Критерий | 5 баллов | 10 баллов | 15 баллов | Полнота и знание материала | Материал представлен недостаточно полно, некоторые не соответствуют теме, на вопросы не даны ответы | Материал представлен достаточно полно, соответствует теме, на большую часть вопросов даны ответы | Материал представлен полно, соответствует теме, на все вопросы даны ответы | Качество наглядного материала | Наглядность иллюстрирует рассказ | Наглядность иллюстрирует рассказ, эстетично оформлена | Наглядность иллюстрирует рассказ, эстетично оформлена, креативно представлена | Ораторское искусство | Речь правильна, слушать достаточно интересно | Речь правильна, увлекает слушателей | Речь правильна, эмоциональна, увлекает слушателей, изложение свободное | Оценки вносятся в таблицу: Учащийся Имя Фамилия | Полнота и знание материала | Качество наглядного материала | Ораторское искусство | Итого баллов | Оценка | 1 | | | | | | 2 | | | | | | 3 | | | | | | 4 | | | | | | 31-45- отлично 16-30 – хорошо 5-15 - удовлетворительно После защиты объявляется решение «защитили на отлично, хорошо или удовлетворительно» |
4.Динамическая пауза | Учащиеся вместе с учителем делают физкультминутку. | Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя под музыку: «Барабаны Африки» |
5.Закрепление и включение в систему знаний Цели: - закрепление умений, - применение новых знаний, - развитие творческих способностей обучающихся. | 1.Используя знания, полученные на уроке и карты атласа, ответьте на вопросы и заполните пропуски в предложениях. 2.Организация мини-проекта «Население Африки» 3. Организация защиты проекта. | 1.Учащиеся отвечают на вопросы письменно. 1 вариант. Ответьте на вопросы письменно. 1.Расовый состав:____________________________________________________________ 2.Основные религии:__________________________________________________________ 3. Основные народы и племена Африки___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.Основные виды хозяйственной деятельности населения Африки: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Перечислите крупнейшие страны и города Африки:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 вариант. ТЕСТ. В АФРИКЕ ПРОЖИВАЕТ ... ЧЕЛОВЕК. а) менее 500 млн., б) 500 млн. - 850 млн., в)более 1 млрд. 2. В ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ АФРИКЕ ПРЕОБЛАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ ... РАСЫ. а) негроидной, б) европеоидной, в) монголоидной. 3. НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ: а) малагасийцы, б) арабские народы, в) народы банту. 4. САМЫЕ НИЗКИЕ НАРОДЫ АФРИКИ НАЗЫВАЮТСЯ: а) пигмеи, б) лилипуты, в) бушмены. 5. НАИБОЛЕЕ ДРЕВНИЕ ОСТАНКИ ЧЕЛОВЕКА БЫЛИ НАЙДЕНЫ В: а) Египте, Ливии, Алжире, б) Нигерии, Габоне, Чаде, в) Танзании, Кении, Эфиопии. 6. ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ НАРОДОВ АФРИКИ: а) бушмены, б) масаи, в) арабы. 7. ПРИШЛОЕ НАСЕЛЕНИЕ АФРИКИ ПРОЖИВАЕТ: а) на экваторе, б) на побережье Гвинейского залива, в) на северном и южном побережье материка. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1.в 2.а 3.б 4.а 5.в 6.б 7.в 2. Учащиеся оформляют итоги урока на ватмане, используя раздаточный материал: напечатанные тексты о населении Африки, иллюстрации, фломастеры, ватман, клей. Учащиеся оформляют итоги урока. 3.Защита проекта. Учащиеся делают выводы по изученной теме. |
6.Минутка релаксации. | Учитель предлагает учащимся посмотреть слайды презентации «Удивительная Африка». | Учащиеся рассматривают слайды презентации «Удивительная Африка». |
7.Рефлексия. Цель: создать условия для осознания учащимися успешности своей деятельности, анализа собственной деятельности. | Подведение итогов. Выставление оценок. | Высказывают суждения о содержании урока. Участие в подведении итогов урока. |
8. Домашнее задание Цель: повторение изученной темы. | Составить эссе «Удивительная Африка» | Записывают домашнее задание. |
Приложение № 1.
Критерий | 5 баллов | 10 баллов | 15 баллов |
Полнота и знание материала | Материал представлен недостаточно полно, некоторые не соответствуют теме, на вопросы не даны ответы | Материал представлен достаточно полно, соответствует теме, на большую часть вопросов даны ответы | Материал представлен в полно, соответствует теме, на все вопросы даны ответы |
Качество наглядного материала | Наглядность иллюстрирует рассказ | Наглядность иллюстрирует рассказ, эстетично оформлена | Наглядность иллюстрирует рассказ, эстетично оформлена, креативно представлена |
Ораторское искусство | Речь правильна, слушать достаточно интересно | Речь правильна, увлекает слушателей | Речь правильна, эмоциональна, увлекает слушателей, изложение свободное |
Приложение № 2.
Ответьте на вопросы письменно.
1.Расовый состав:____________________________________________________________
2.Основные религии:__________________________________________________________
3. Основные народы и племена Африки___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Основные виды хозяйственной деятельности населения Африки: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Перечислите крупнейшие страны и города Африки:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самоанализ урока.
Дата - 28.11.18.
Класс – 7.
Количество учащихся – 6.
Тема урока: «Африка. Население».
Тип урока и его структура: комбинированный, урок-конференция, урок изучения новых знаний.
Педагогические технологии:
- технология критического мышления;
- игровая технология;
- проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Цель:
Формирование знаний об общих особенностях населения Африки.
Задачи урока:
Образовательные:
- Способствовать формированию страноведческих знаний;
- Создать общее представление об особенностях, неповторимости, истории и культуре народов, населяющих Африку.
- Активизировать ранее полученные знания по теме «Африка»;
- Формировать новые знания и умения по теме «Африка»;
Развивающие:
Продолжить обучение методам географического исследования:
- исторического: Африка – колыбель цивилизации, рабовладельческое прошлое материка;
- картографического - совершенствование навыков работы с атласом и картами;
- исследовательского – описание особенностей населения Африки;
- системного подхода - установление взаимосвязей компонентов природы и хозяйственной деятельности населения страны;
- Развивать познавательную деятельность обучающихся;
- Развивать географическое мышление;
- Развивать самостоятельность при получении новых знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся, формируя у них любовь к уникальной природе Земли, толерантность, экологическое сознание.
- Формировать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать память.
- Развивать умения систематизировать учебный материал.
- Развивать интерес к предмету география.
Цель конкретна, сформулирована совместно с учащимися.
Виды познавательной деятельности:
- частично – поисковый.
Доброжелательная интонация, похвала способствовали созданию ситуации успеха.
Самостоятельная деятельность детей на уроке выражена в:
- Представлении своей презентации;
- Самооценивании;
- Мини-проекте.
Какие формы творческой деятельности использовали?
Создание презентаций и мини- проекта «Население Африки».
Формы организации учебно–познавательной деятельности (перечислить):
- сочетание форм:
- использование интерактивных форм:
Время урока использовано рационально.
Контроль знаний:
- разнообразие видов и форм: само – и взаимоконтроль, сочетание качественной и количественной оценки.
Межпредметные связи: связь с историей, литературой, биологией.
Домашнее задание:
- записано в тетрадь с объяснением,
Поставленные перед собой и классом задачи выполнены.
Урок получился интересный, познавательный, позитивный.