СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Механическая работа. Единицы работы".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе показано, как на основе простейших опытов, дети самостоятельно могут выяснить, от чего зависит работа, когда работа положительна, отрицательна, равна нулю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике в 7 классе по теме: "Механическая работа. Единицы работы".»

ОГБОУ «Шацкая школа-интернат»

Открытый урок по физике 7 класс «Механическая работа. Единицы работы»

Выполнил учитель физики и математики Ячменников А.М., первая квалификационная категория.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятие механической работы как новой физической величины и выяснить её физический смысл;

  • Вывести формулу для расчёта работы и ввести ее единицу измерения;

  • Исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;

  • Формирование умения экспериментально определять значение работы указанной силы в конкретной ситуации;

  • Продолжить отрабатывать навыки работы с физическими приборами.

Развивающие:

  • Продолжить работу по формированию умения анализировать наблюдаемое явление и делать выводы;

  • Развивать интерес обучающихся к физике, используя экспериментальные задания и жизненный опыт обучающихся;

  • Развитие речевых навыков;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Воспитательные:

  • Воспитывать умения и навыки коллективной работы;

  • Уметь слушать и слышать собеседника;

  • Осознание обучающимися ценности полученных знаний;

  • Способствовать формированию научного мировоззрения.





Задачи урока:

1. Знать: определение механической работы; обозначения физических величин, единицы измерения механической работы; когда совершается положительная работа, отрицательная работа, а когда работа равна нулю; формулу для нахождения работы.

2. Уметь: Решать расчетные задачи, используя формулу механической работы, переводить единицы, практически определять значение работы (для случая, когда сила и перемещение направлены вдоль одной прямой).

Оборудование: для учителя : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, тележка, динамометр(2), набор грузов; груз и динамометр на каждый стол для учащихся.

Ход урока:

    1. Оргмомент.

Здравствуйте ребята! Садитесь. Я рад вас видеть в добром здоровье и в хорошем настроении. Сегодня мы снова будем получать новые знания. Готовы? Замечательно!

    1. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.

1)Все новое основывается на ранее изученном материале. Поэтому нам с вами сначала нужно кое-что повторить.

Что нужно сделать, чтобы изменить скорость тела? (Подействовать силой)

А что такое сила? (Если ребята затрудняются ответить, найти определение силы по учебнику, используя предметно-именной указатель)

А какие вы знаете силы? Что это за силы? Как они направлены? (Нам предстоит вспомнить 3 силы: сила тяжести, вес тела, сила трения,) А какие еще вы знаете силы?

2)Чтобы узнать о теме нашего урока, нужно разгадать кроссворд. (Слайд 2-3)

3) А как вы понимаете слово работа? (Выслушиваю мнения учащихся)

В физике рассматривают только механическую работу.

Откроем тетради. Запишем число и тему урока: «Механическая работа».

    1. Открытие нового знания

Попытаемся понять, что же такое механическая работа? Что нужно приложить, чтобы выполнить какую-нибудь работу, например, перевезти на тележке груз? (Силу)

Вывод 1. Для совершения механической работы нужна сила.

Чтобы выяснить, что еще необходимо для совершения механической работы, мне нужен один ученик в качестве эксперта. Я буду совершать работу, которая состоит в том, чтобы передвинуть вот этот тяжелый стол. Эксперт, внимательно посмотри положение стола. Запомнил? А теперь я попрошу на минутку выйти эксперта за дверь. Я пытаюсь сдвинуть стол, делаю вид, что весь вспотел, но ничего не получается. Совершил ли я работу? (Выслушиваю мнение учеников; далее вызываю эксперта и задаю тот же вопрос. Все осталось на месте, поэтому никакой работы не совершено.)

Вывод 2. Для совершения механической работы нужно, чтобы тело двигалось.

Таким образом, механическая работа совершается, если под действием силы тело движется. (Слайд 4)

А сейчас мне потребуются два добровольца. Они сейчас будут выполнять работу: один будет тянуть динамометр груз до середины стола, другой – точно такой же груз через весь стол. Кто из них совершил большую работу? (Выслушиваю мнения учащихся) Значит, чем больший путь пройдет тело, тем больше механическая работа. Или, как говорят в математике, работа прямо пропорциональна пройденному пути.

А теперь еще два ученика выполнят следующую работу: один будет тянуть через весь стол брусок с одним грузом, а второй с тремя. Кто из них совершил большую работу?

Значит, работа пропорциональна приложенной к телу силе. Поэтому можно записать

Работа = F * S.

Теперь нам нужно обозначить работу буквой.(Слайд 5) Выясним, какая из записанных букв еще не занята для обозначения физических величин. Это буква А.

Запишите в тетрадь и обведите в рамочку А = F * S (Слайд6)

Любая физическая величина должна быть измерена. Подскажите, что нужно для этого? (Единицы измерения)

Работа измеряется в джоулях, названа в честь английского ученого Джеймса Прескотта Джоуля, поэтому единица измерения пишется с заглавной буквы. Согласно формуле работы 1Дж=Н *м.

Применяются и другие единицы измерения (Слайд 7 ) Запишите в тетради.

В русском языке есть пословица: «С горы вскачь, а в гору хоть плачь». Почему так говорят? (Обсуждение пословицы) Договорились работу считать положительной, если направление движения тела совпадает с направлением силы и отрицательной, если сила и направление движения в противоположные стороны. (Слайд 8)

Рассмотрим движение тележки по столу. Какие силы действуют на тележку? Сила руки толкает тележку,сила трения препятствует движению, а сила тяжести? Она направлена перпендикулярно движению и никакого действия в горизонтальном направлении не оказывает, т.е. ее работа равна 0. (Слайд 9)

    1. Первичное закрепление изученного материала.

  1. Решение задачи из рабочей тетради по физике № 6 (1), комментируя удоски.

Задача. Носильщик равномерно поднял груз массой 30 кг на высоту 0,5 м. Какую работу он совершил?

  1. Практическое занятие. У вас на столах лежат грузы. Используя динамометр, определите работу силы тяжести при подъеме груза на высоту 50 см.

Проверка (Слайд 10)

  1. Самостоятельная работа

ТЕСТ 7 класс

Механическая работа. Единицы работы

  1. Какую работу изучают в физике?
    А) труд рабочего; 
    Б) труд инженера; 
    В) механическую работу

  2. Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
    А) ... на тело действует сила. 
    Б) ... тело движется. 
    В) ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

  3. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
    А) Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
    Б) Автопогрузчик поднимает груз 
    В) Кирпич лежит на земле

  4. Как обозначается механическая работа?
    А) F
    Б) S 
    В) A

  5. Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
    А) силу умножить на путь
    Б) сложить силу и путь 
    В) путь поделить на силу.

  6. В каких единицах измеряется механическая работа?
    А) Н 
    Б) Па 
    В) Дж

  7. В каком случае сила совершает положительную работу? 
    А) Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела
    Б) Если направление действия силы противоположно направлению движения тела 
    В) Работа всегда имеет положительное значение.

  8. Может ли сила совершать отрицательную работу? 
    А) Не может. 
    Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
    В) Может, если тело не двигается

Запишите  свои результаты в таблицу:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.



Учащиеся самостоятельно выставляют оценки, сравнивая свои результаты по слайду, согласно приведенной таблице (Слайд 11 )

Количество ошибок

Оценка

0

5

1-2

4

3-4

3

    1. Домашнее задание

П. 55, упр. 30(3) (Слайд 12-13)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!