навыков при выполнении прыжка в высоту, повышение уровня подготовленности обучающихся.
Этапы урока, дозировка, место проведения | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводно-подготовительная часть. (12 мин.) |
1.Организационный момент ( 3 мин.) Спортивный зал | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Построение. Приветствие. Сообщение задач урока. 3. Копилка знаний (что уже знаем и умеем, что знаем, но не умеем и чему хотим научиться). 4.Постановка цели самими учащимися | Проверяю готовность обучающихся к уроку (внешний вид, наличие спортивной обуви), Демонстрация дидактического материала: картинки «Виды прыжок в высоту» Озвучиваю тему и цель урока; Создаю эмоциональный настрой на совершенствование полученных ЗУН. | Действия учителя: - «Класс! Становись! Равняйся! Смирно! По порядку рассчитайся! Равнение на середину» Учащиеся выполняют команды учителя. Слушают задачи урока. Отвечают на наводящие вопросы преподавателя. Просматривают дидактический материал: картинки, выделяют отличие изученного прыжка от демонстрируемых Определяют для себя значимость решения поставленных задач, ставят цель, актуальную для них с учетом их способностей, развития, уже имеющихся ЗУН. | Фронтальная Умение проявлять внимательность и дисциплинированность. Формирование представления о физической культуре, как о средстве укрепления здоровья. Извлекают необходимую информацию из рассказа преподавателя. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание научиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Майка футболка заправлена в шорты, шнурки крепко завязаны, основная стойка. Четкий ответ. Создать представление о будущей деятельности на занятии и направить на позитивный настрой. |
2. Актуализация знаний (2 мин.) Спортивный зал | Беседа по теме «Соблюдение правил безопасности при выполнении упражнений на уроке» | «Учитывая условия, при которых будет осуществляться сегодняшний урок и требования к приобретению вами навыков для достижения поставленных целей, выделите необходимые правила сегодняшнего урока и требования к технике безопасности». Дополняю ответы учащихся. Обращаю внимание на необходимость быть очень внимательными и выполнять упражнения только по указаниям учителя. | «Внимательно слушать. Передвигаться по периметру организованными группами. Не начинать выполнение задания без разрешения учителя. Не пересекать линию разбега во время готовности товарища к прыжку. При выполнении разминки, беговых упражнений не забегать на дорожку товарища, пресекая ему движение, помнить о правилах беговых упражнений, уважать тех, кто рядом. Стараться научиться от сильнейшего максимуму». Слушают и отвечают на вопросы | Индивидуальный, фронтальный | Познавательные: Общеучебные: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасного выполнения упражнений на уроке; Логические: осуществляют поиск необходимой информации через увиденное и услышанное, усвоенное ранее. | Устные ответы должны быть лаконичны. |
3. Разминка (10 мин) Спортивный зал (Передвижения в двух колоннах) (передвижения в двух колоннах) | Выполнение строевых упражнений. «Налево! Налево! Кругом! На месте шагом марш!», «За первой колонной налево в обход, «Шагом - Марш!» «Дистанция между учащимися вытянутые руки» Бег и беговые упражнения: - По кругу; Перестроение в две колонны: - «приставными шагами (правым и левым боком) - С захлестыванием голени; - С высоким подниманием бедра; - Со сменой ног, в прыжке; -Выпрыгиванием вверх,круговые движения рук вперёд-назад; - Скрестно, руки встороны; - Прыжки на двух ногах лицом, спиной вперёд, руки согнуты в локтях; - Прыжки на правой, на левой ногах, руки согнуты в локтях; - «Ножницы» - Ходьба в полном приседе, руки за головой в замке, локти отведены назад; - Прыжки в полном приседе, руки за головой в замке, локти отведены назад; - Прыжки в длину из полного приседа; - Сгибание разгибание рук в упоре лёжа с продвижением вперёд, с хлопком; ОРУ в движении: - руки согнуты в локтях круговые движения руками назад с наклоном головы влево-вправо перекатом стопы с пятки на носок; - Рывки руками на два, на каждый счёт; - Круговые движения вперёд-назад на 4 счёта - повороты туловища на встречную ногу вправо, влево, ладони на лопатках, локти сведены вверху; - Наклоны туловища до полного касания ладонями пола, не сгибая ног, на каждый шаг; - подтягивание руками согнутого колена попеременно к груди; - согнутые в локтях руки вверх-вперед махом прямых ног вперед; -выпадом вперед с покачиванием на каждой ноге на 2 счета; - Прыжки с продвижение вперёд, прыжок колени к груди; | Даю команды. Провожу разминку. Демонстрирую при необходимости выполнение упражнений. Подаются команды смены беговых упражнений. Обязательный показ | Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Выполняют упражнения Помогают и подсказывают друг другу в случае необходимости. | Фронтальный Поточный Формирование умения реагировать на звуковые команды. Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время занятия, умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения. Уметь контролировать и оценивать свои действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Умение технически правильно выполнять двигательные действия. Формирование способности отбирать физические упражнения по их направленности и составлять из них индивидуальные комплексы. | Личностные:активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и доброжелательности; проявляют трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Учащиеся дифференцируются по своим знаниям и умениям. Обращаю внимание на правильное дыхание во время выполнения всех видов двигательных действий для стимуляции развития сердечно-сосудистой системы, положение тела, спины, рук, головы, подбородок приподнят, частоты работы ног и рук, амплитуду выполнения, угол поднимания коленей, стоп. Развивать координацию, гибкость, подготовить организм к основной части урока. Разогреть мышцы учащихся, для более результативных выполнений упражнений на гибкость и махи. |
Спортивный зал | Комплекс ОРУ на месте на гибкость Упражнения выполняются в шеренге Специалные -подготовительные упражнения: У стены боком, лицом: - Маховые движения правой, левой ногой вперёд-назад, вперёд в сторону, прыжком по 12 повторений; Свободно расходятся по залу и по сигналу выполняют подбор толчковой и маховой ноги в движении шагом, бегом после трёх шагов разбега. | Контролирую выполнение комплекса упражнений на месте всеми учащимися в шеренге. По необходимости корректирую ошибки. По необходимости корректирую ошибки. | Выполняют упражнения Выполняют упражнения | Фронтальный | | Выполнение действий по инструкции. Добиться хорошей амплитуды в выполнении маховых упражнений, а также скоординированного и последовательного имитационного прыжка. Следить за правильностью выполнения техники «ножницы», постановка ступни, махи прямыми ногами, положение рук, туловища. |
Основная часть урока (25 мин) |
1.Комплексное решение задач (изучение, закрепление, совершенствование) Демонстрация выполнения заданий Стойки Планка Лестница-тренажёр 20 мин | 1. специальные – подготовительные упражнения - Выполняют прыжки на специальной резинке тренажёре разной высоты, подбирают толчковую и маховую ногу, друг за другом (три линии) с заданиями (хлопками, над головой, за спиной) - тоже с отягощениями (набивными мячами) - тоже с подбрасыванием мяча в верх «Прыжок в высоту способом перешагивания» Определение правой и левой стороны для прыжка (разбег осуществляется с 3х, 5ти, 7и, 9ти, 11ти шагов) - упражнения перехода через планку с отягощение (набивным мячом); - упражнения перехода через планку с отталкивание о гимнастический мост с разбега; - упражнения перехода через планку с отталкивание о разметку с полноценного разбега по дуге | Объясняю и комментирую технику выполнения при необходимости, корректирую возможные ошибки. Формулирую задание. Назначаю ответственного за показ и выполнение упражнения учащегося хорошо владеющие двигательными действиями необходимыми для выполнения заданий. Закрепляем путем проговаривания техники выполнения прыжка в высоту способом «перешагивания» Обращает внимание на технику выполнения прыжка в высоту способом перешагивания: 4 фазы прыжка в высоту - разбег, отталкивание, переход через планку, приземление; - разбег выбирается индивидуально каждым (два обычных на 1 большой шаг) - начало разбега под острым углом относительно планки; - отталкивание дальней от планки ногой; - важен ритм разбега и подготовка к отталкиванию на последних шагах разбега (предпоследний шаг удлиняется, последний укорачивается; - таз опережает ось плеч; - руки на замахе – назад через стороны; - мах ближней ногой вверх и вынос согнутых в локтях рук вверх; Перенос за планку маховой, затем толчковой дугообразно; - приземление на маховую ногу лицом или боком к планке. Проговариваются технические стороны выполняемых упражнений. Преподаватель помогает подобрать угол разбега. Комментирует прыжок каждого учащегося, давая рекомендации на последующее исправление. Основные ошибки в прыжках в высоту и пути их исправления: 1.Излишне напряжённый разбег. Причина — недостатки техники бега. Средства устранения — специальные упражнения для бегуна (бег с ускорением, бег с хода на различные отрезки). 2.Увеличение длины последних шагов перед отталкиванием. Причина — недостаточная скорость разбега, неуверенность в попадании на место отталкивания. Средства устранения — те же, что и при предыдущей ошибке. 3. Недостаточно энергичные движения при отталкивании, причина — слабая координация движений. Средства исправления — имитационные упражнения прыгуна в фазе отталкивания. 4. Стопорящее движение при постановке толчковой ноги. Причина— неверное представление о технике отталкивания. Средства устранения — повторное объяснение техники отталкивания, имитация отталкивания с небольшого разбега. 5. Запоздалое отталкивание. Причина — чрезмерная скорость разбега. Средства устранения — прыжки с укороченного разбега. Потеря равновесия в полёте. Причина — преждевременная группировка (подготовка к приземлению). Средства устранения — прыжки в шаге с максимально возможной дальностью полёта. | Выполняют упражнение Каждоеупражнение учащиеся выполняют 1-2раз. Внимательно слушают. Выбирают более эффективные способы решения поставленной задачи. Прогнозируют свою деятельность. Выполняют подбор разбега, для прихода к планке на толчковую ногу. Подбирают сторону разбега. Договариваются о последовательности и очередности в группе при прыжке. Выполняют прыжки по очереди. Слушают рекомендации преподавателя и проводят работу над ошибками следуя всем методическим указаниям. | Поточный Уметь контролировать и оценивать свои действия. Формирует готовность и способность к личностному саморазвитию. Поточный Формирует технику приемов двигательной активности. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Уметь контролировать и оценивать свои действия. Формирует готовность и способность к личностному саморазвитию. Формирует технику приемов двигательной активности. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Формировать взаимодействие со сверстниками в процессе поочерёдного выполнения упражнений, соблюдать правила безопасности. | Познавательные: общеучебные– самостоятельно выделяют и формулируют цели логические – осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные:осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные:проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Коммуникативные:умеют задавать вопросы; контролируют действия; используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности. | Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля Похвалить тех, у кого получилось взять наибольшую высоту прыжка. Дать рекомендации для выполнения прыжков. |
2.Первичное осмысление и закрепление (4 мин) | Выполняют «Заминку» - упражнение на расслабление, наклон вперёд на 10 счетов (потягиваться всем телом вниз); - вис на гимнастической стенке 10 счётов (потягиваться всем телом вниз) | Контролирую выполнение комплекса упражнений учащимися. По необходимости корректирую ошибки. | | Индивидуальный, фронтальный | Коммуникативные:умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение. Регулятивные:действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя | Обращаю внимание на достижения необходимых двигательных ЗУН для результата, направляю, исправляю. |
Заключительная часть 4 мин. |
1.Итоги урока. Рефлексия. 2 (мин) | Обобщить полученные на уроке ЗУН. | Отмечаю особо отличившихся учеников, в том числе с позиции развития волевых качеств и выносливости (сделали больше, лучше, старались, проявили усердие в достижении цели). Спрашиваю самооценку сначала сильных учеников, затем остальных. Особое внимание подготовительной группе. | Самооценка Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная | Личностные:понимают значение необходимых знаний для человека. Регулятивные:прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность | Оценивание учащихся за работу на уроке |
2. Домашнее задание (2 мин) | Тестовые задания на тему: «Лёгкая атлетика и прыжки в высоту» с использованием цифровых ресурсов: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4048/start/172184/ | Домашнее работа. Заранее подготовленные тестовые задания, которые учащимся необходимо подготовить самостоятельно. | Отдаю раздаточный материал. | Индивидуальная | Личностные: понимать необходимость выполнения задания с целью дальнейшего обогащения знаниями и возможности к самосовершенствованию. | Включить в самостоятельные занятия дома новый комплекс упражнений и подготовить их практически и теоретически. |