СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению "Отметки Риммы Лебедевой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению "Отметки Риммы Лебедевой"»
















КОНСПЕКТ

урока по литературному чтению

Тема: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»









Тема

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Цель

Создать условия для знакомства с биографией Л.А. Кассиля, выразительное чтение рассказа «Отметки Риммы Лебедевой».

Планируемые результаты

УУД

Знают: биографию Л.А. Кассиля, знакомы с его произведением «Отметки Риммы Лебедевой»

Умеют: анализировать произведения.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: умение формировать навык выразительного чтения; на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Ресурсы

«Литературное чтение» Климанова Л. Ф., 3 класс, 2 часть.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация

Здравствуйте! Время пришло получать новые знания, собрались с мыслями. Садитесь!


2

Актуализация

УЗ№1 «Речевая разминка»

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте скороговорку

На экране:

Говорил командир при полковнике про подпоручицу,

А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал

Прочитайте медленно

- Прочитайте быстрее и очень быстро

- Объясните смысл скороговорки.

Скажите, для чего мы сделали разминку.

Верно! Сегодня нам с вами это поможет.













Чтобы подготовится к чтению

3

Постановка цели

УЗ№1 «Постановка цели урока»

Чтобы понять, о каком периоде времени произведение, с которым мы с вами познакомимся. Вам нужно прочитать стихотворение С.Маршака «Мальчик из села Поповки».

Вы прочитали стихотворение. О чём оно?

- Что вы знаете о войне?

-Что вы можете сказать об этом мальчике?

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы вспомним…

•  Мы будем уметь…

•  Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля.




Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения.






4

Восприятие

УЗ№1 «Биография Л, А. Кассиля»

Давайте познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля. Внимательно послушайте историю его жизни и ответь на вопрос: Кто есть в любой книге Льва Кассиля?

Лев Абрамович Кассиль(1905-1970) – прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой – человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев – нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.

Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение.

Так кто же существует в каждой книге Льва Абрамовича?


Чем считал войну Лев Кассиль?

Давайте поближе познакомься с его произведением.

УЗ№2 «Словарная работа»

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

УЗ№3 «Первичное чтение»

– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артиста (отрывок).

Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.

– Понравилось произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения



























Настоящий герой, человек, который отличается от окружающих, наделенный прекрасными качествами.

Он считал войну страшным испытанием.


5

Осмысление

УЗ№1 Вторичное чтение

Сейчас я вам предлагаю попробовать выразительно прочитать рассказ. Что важно при выразительном чтении?


Попробуйте применить все что вы сказали при чтении рассказа. Читаем по абзацу, остальные внимательно следят, я могу спросить вас в любой момент.

(Выразительное чтение)

Скажите, получилось ли у вас выразительно прочитать рассказ?

Соблюдали ли вы логические паузы, ставили правильно ударение?

Показали ли вы чувства героев?

Кто-то стравился хорошо, кому-то нужно еще учится выразительно читать произведения.



Соблюдение логических пауз, ставим ударения, интонацию, выразительное и чувственное чтение







6

Закрепление

УЗ№ 5 Анализ произведения

Давайте проведем анализ произведения «Отметки Риммы Лебедевой».

Определите главную мысль рассказа.

В какой город приехала девочка Римма Лебедева? (

С кем она жила?

В какой классе стала учится Римма?

Что сказала тетка учительнице?




О чем попросила ребят учительница Анастасия Дмитриевна?


Как отреагировали на это третьеклассники?

Как училась Римма?

Почему она не готовила уроков?


Почему ребята молчали?


Куда часто ходили ребята?


Почему дети сначала не хотели брали с собой Римму?

Удалось ли Римме упросить ребят?

Что Римма сделала для солдат?

Кому Римма дала табачный кисет?


О чем лейтенант попросил Римму?


Почему лейтенант огорчился, когда прочитал исписанный Риммой листок?

Как Римма отреагировала на замечание лейтенанта?

О чем рассказала лейтенанту Маня Петлина?



Что ответил лейтенант?






Что делала Римма каждый день в палате №8?



Что заставлял делать Римму лейтенант?


Что случилось через два месяца?



За что лейтенант похвалил девочку?



О чем Римма попросила лейтенанта?



Какие чувства у вас вызывает Римма Лебедева?


Правильно ли она поступала в начале рассказа?


Правильно ли сказал лейтенант «Что не нужно горем и бедой хвастаться»



Данный рассказ показывает нам, что нельзя корыстно пользовать добротой других, через сложившуюся ситуацию с ней. А также как важно быть грамотным и стыдно допускать ошибки. Хорошо, что главная героиня вовремя поняла это и изменилась.





Римма Лебедева приехала в Свердловск


Со своей мамой и тетей

В 3 классе

Тетка сказала учительнице, что Римма не в состоянии нормально учиться, так как они с матерью еле выбрались из села, на которое падали бомбы

Анастасия Дмитриевна попросила помочь девочке, которая много пережила под немецкими бомбежками

Они решили ей помочь

Римма училась не очень хорошо

У Риммы была отговорка, что она видела войну

Они не могли поспорить с девочкой, которая была на войне. Они ей сочувствовали?

Ребята ходили в госпиталь, читали книги, играли на балалайке и пели раненым.

Они переживали, что все напомнит ей войну


да

сшила кисет

Римма дала табачный кисет лейтенанту, лежавшему в палате №8

Лейтенант попросил Римму написать письмо его дочке Оле

Потому что в письме было много грубых ошибок

Ей стало стыдно, и она отвернулась в сторону


Маня Петлина рассказала лейтенанту, что Римма не в состоянии нормально учиться, так как они с мамой были у самого фронта

Лейтенант ответил, что бедой и горем не хвастаются, их или уже терпят, или помочь стараются. Он пригласил Римму на следующий день к себе.

Она приходила и писала письма для друзей и родных лейтенанта, а он в это время объяснял, как правильно нужно писать

Он заставлял исправлять ошибки и запоминать как правильно пишутся слова.

Через два месяца Римма Лебедева принесла лейтенанту ведомость с отметками за вторую четверть

За то, что у нее не было ни одного «посредственно», а по русскому и географии стояло «5»

Она попросила лейтенанта расписаться в ведомости, там, где написано «подпись родителей или лица воспитывающего».)

Жалость, с другой стороны маленькую наглость

Думаю, нет! т.к нельзя пользоваться тем, что у тебя произошло горе.

Правильно! Ведь другие так не делают, а наоборот или держать в себе либо принять помощь от других, а не пользоваться данным положением.



7

Подведение итогов

С каким произведением вы познакомились?

Кто написал данный рассказ?

Какое время показывает автор?

Дома я предлагаю вам нарисовать рисунок к рассказу «Отметка Риммы Лебедевой»

«Отметки Риммы Лебедевой»

Л.А. Кассиль

Время войны












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!