СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения по теме: «Знакомство с названием раздела», «Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработано для учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: «Знакомство с названием раздела», «Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»»»

Тема урока: «Знакомство с названием раздела», «Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: ознакомление с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами и рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

Планируемые результаты:

  • Личностные:

  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

  • Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала.

  • Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Предметные результаты:

  1. читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  2. осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  3. задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Для учителя: учебник; презентация.

Для ученика: учебник.

Информационные источники:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 2. / [ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.

  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-klass-na-temu-po-stranicam-detskih-zhurnalov-1976937-page3.html















Содержание урока

Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

Средства,

оборудование

Организационный

(1 мин)

М: словесные.

-Здравствуйте, меня зовут …, и сегодня я проведу у вас урок по литературному чтению.

-Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебники, пеналы.

Приветствуют учителя.



Проверяют свою готовность к уроку.






Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

(5-7 мин)

М:

устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный).

П: организационный – ответ с места

-Откройте стр. 173 учебника. Прочитайте название раздела.

-Как вы его понимаете?

-Как вы думаете, чему мы будим учиться на уроках?

-Проверим ваши предположения. Прочитайте, с чем мы познакомимся.




-Чему мы научимся?




-Чему будим учиться?


Читают.


Ответы детей.


Высказывания детей.


-Со стихотворениями и рассказами из журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

-Находить в библиотеке детские журналы по заданной теме; находить необходимую информацию в журнале.

-Делать сообщение по теме, используя информацию в журнале.



Р: высказывать свое предположение на основе учебного материала;




Усвоение новых знаний

(10-15 мин)

М:

устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный);

наглядные –демонстрация слайдов (презентации).

П: организационный – ответ с места

-Ребята, обратите внимание на слайд и скажите ка мне пожалуйста, какие из этих журналов вы знаете?

-Кто какие журналы читал?

-Нравятся ли они вам?

-Чем они вам нравятся?

-Откройте учебник на стр. 174, прочитайте авторскую статью.

-О каких детских журналах вы узнали? Прочитайте!

-Рассмотрите иллюстрацию к статье. Что за книжку с названием «Чиж» держит профессор Самоваров?


-Кто может полностью расшифровать название журнала «Чиж»?

-Обратите внимание на слайд, вот как выглядит журнал чиж.


-Задайте вопросы по тексту своим одноклассникам.

- Кто еще раз может повторить о каких детских журналах говориться в статье?


-Обратите внимание на слайд, вот так выглядит журнал «Мурзилка»

«Мурзилка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет. За 91 год существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Назван он по имени сказочного существа желтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику — маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду.

Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал не долго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живет жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.


-А теперь обратите внимание на слайд, вот так выглядит журнал «Веселые картинки»

-Посмотрите, на его название, из каких героев оно состоит?

Журнал «Весёлые картинки» появился в 1956г. Его читали ещё ваши бабушки и мамы. Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову — популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала.

Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом СССР.


-Так почему журнал называется именно «Весёлые картинки»?

Что значит слово «юмористический»?

- Юмор – это умение подметить смешную сторону кого-либо или чего-либо и представить, показать её в незлобиво-насмешливом виде.


- Откройте учебник на с. 175. Прочитайте название произведения, которое будем сегодня читать.

- Как вы понимаете это название? О чем оно? Как вы думаете?

- Кто автор произведения? Что вы о нем знаете? Какие произведения читали?


Лев Абрамович Кассиль (1905−1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

В любой книге Л. Кассиля всегда есть настоящий герой - человек, внешне мало отличимый от окружающих, но наделенный прекрасными качествами души. Для писателя главное в любом из его героев - нравственная цельность, сострадательность, способность жить для других и неизменная романтика.

Кассиль много писал о войне (художественная проза, документальные очерки, публицистика). Лев Абрамович считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение.


Ребята, вам в парах нужно объяснить значение слов, записанных на слайде. Я даю вам 2 мин на это. Время пошло.

- Кто может объяснить значение слова фронт?

-Кто может дополнить?

- Кто может объяснить значение слова госпиталь?

-Кто может дополнить?

- Кто может объяснить значение слова кисет?

-Кто может дополнить?

(Далее учитель вводит на слайд значение слов.)

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.


-А теперь давайте прочитаем рассказ. И выясним о чем рассказывается в рассказе «Отметки Риммы Лебедевой».

-Читаем рассказ по очереди.

-В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева?

- В какой класс она поступила?

- Что сказала учительнице тетка девочки? Прочитайте строчки из текста.

- Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста.


- Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

- Куда часто ходили ребята?

- Что сшила Римма?

- Кому подарила Римма табачный кисет?


– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой?

– Прочитайте строчки из текста.

– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.

– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?

– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?

– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?



Ответы детей.





Читают.

-«Мурзилка, Веселые картинки»


-Это старый журнал «Чиж»



-Чрезвычайно интересный журнал.





Задают вопросы.


-«Мурзилка, Веселые картинки»











Слушают учителя.























Веселых человечков.






















Ответы детей.

-Вызывающей веселый смех










Ответы детей.


















































Читают.


-Свердловск.

- В третий класс.


Читают.








-В госпиталь.

-Табачный кисет.

-Лейтенанту, лежавшему в палате

№ 8.







П: ориентироваться в учебнике;




К:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;







































К: слушать и понимать речь других;



























К: слушать и понимать речь других;










































К: слушать и понимать речь других;




П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);






П: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

Презентация.

Учебник.

Проверка понимания нового материала (5-6 мин)

М: словесные; устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный);

П: организационный – ответ с места.

– Понравилось ли вам это произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Что вам особенно понравилось в этой истории?

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.






Ответы детей.


-Римма Лебедева, Маня Петлина, лейтенант А. Тарасов.



Информация о Д/З, инструктаж по его выполнению.

(2 мин)

М: словесные.

  1. 1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

  2. 2. Рассказать родителям о детских периодических журналах. Расспросить, что читали в детстве мамы, папы и бабушки.



Презентация.

Подведение итогов (2-4мин)

М: словесные; устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный);

П: организационный – ответ с места.

- С какими детскими журналами мы сегодня познакомились?

- Какой самый старый по году выпуска журнал? - В названии, какого журнала есть дополнение – юмористический? - Какой бы журнал вы хотели читать ежемесячно? - Какое произведение изучали на уроке?- Кто его автор?

Продолжите предложение:

-Свою работу оцениваю на… -Работу класса оцениваю на…


Р: осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

К: слушать и понимать речь других.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!