Цель деят-ти учителя | Создать условия для выведения формулы площади треугольника |
Термины и понятия | Площадь квадрата, площадь прямоугольника, площадь параллелограмма, площадь треугольника, равновеликие фигуры |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют базовым понятийным аппаратом; умеют работать с геометрическим текстом | Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: умеют находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образоват-ные ресурсы | • Учебник. • Задания для индивидуальной и фронтальной работы |
I этап. Проверка домашнего задания |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Проверить уровень усвоения теоретического материала, выявить труд- | (Ф/И) 1. Теоретический опрос. – Сформулируйте и докажите теорему о площади параллелограмма. (Один ученик готовит доказательство теоремы у доски.) |
ности, возникшие у учащихся | – Сформулируйте основные свойства площадей фигур. – Сформулируйте теорему о площади прямоугольника. 2. Решение задач с целью закрепления формулы для вычисления площади параллелограмма. (Самостоятельно с последующей самопроверкой.) 1) ABCD – параллелограмм. Найти: SАВСD. 2) ABCD – параллелограмм. Найти: SАВСD. Рис. 1 3) ABCD – параллелограмм. Найти: SАВСD. 4) ABCD – ромб, АС = 10 см, BD = 8 см. Найти: SАВСD. Рис. 3 Рис. 4 Ответы: 1) SАВСD = 30 см2; 2) SАВСD = 20 см2; 3) SАВСD = 56 см2; 4) SАВСD = 40 см2 |
II этап. Мотивация к деятельности |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
1 | 2 |
Подготовить учащихся к восприятию новой темы | (Ф/И) Решите следующие задачи (устно): 1. ABCD – параллелограмм. Найти: SАВСD, SАВD, SВСD, SАВС, SАDС. | Рис. 5 | |
| 2. ABCD – параллелограмм. Найти: SАВD. | | В процессе решения этих задач необходимо повторить основные свойства площадей, формулу для вычисления площади параллелограмма, акцентируя внимание учащихся на том, что диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника |
III этап. Изучение нового материала |
Цель деятельности | Совместная деятельность |
Вывести формулу площади треугольника | (Ф) Задача. Дано: в треугольнике АВС АВ = с, СН – высота, СН = h. Найти: SАВС. Учащиеся решают задачу самостоятельно, после обсуждения решения задачи в тетрадях и на доске записывается: S∆ = CH · АВ : 2 S∆= hа · а : 2, где а – сторона треугольника, hа – высота, проведенная к стороне а. | | Следствия 1 и 2 можно предложить в виде задач на доказательство по вариантам. I вариант: В ∆АВС C = 90°. Докажите, что SАВС = AC · ВС. II вариант: В треугольниках ABC и MNK высоты, проведенные к сторонам АВ и MN соответственно, равны. Докажите, что SАВС : SMNK = АВ : MN. |
| Решения задач обсудить, в тетрадях и на доске начертить рисунки и выполнить запись: Следствия теоремы о площади треугольника. 1. SАВС = CA ∙ CB : 2 2. Если ВН и NE – высоты ∆АВС и ∆MNK соответственно и ВН = NE, то SABC : SMNK = АС : МK. |
IV этап. Решение задач |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
При решении задач отработать формулу площади треугольника | (Ф) 1. Решить устно задачи № 468 (а, б), 471, 474. К задаче № 474 заранее подготовить на доске рисунок. Ответы к задачам: № 468 (а). 77 см2. № 468 (б). см2. | |
| № 471 (а). 22 см2; (б) 1,8 дм2. № 474. Площади равны. 2. Решить задачу № 470. Один из учащихся работает у доски, остальные – в тетрадях. 3. Решить самостоятельно задачи № 472, 475 | № 470. S∆ = 0,5а · ha = · 7,5 · 2,4 = 9 (см2). S∆ = 0,5b · hb, значит, (см). № 472. S∆ = 0,5а · b; а = 7х; b = 12х; S = 0,5 · 7x · 12х = 168 х = = 2 а = 14 см, b = 24 см. № 475. Указание: нужно разделить отрезок ВС на три равные части ВK, KЕ, ЕС, используя теорему Фалеса. |
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
(Ф/И) – Какие формулы повторили на уроке? – Как найти площадь треугольника? Площадь прямоугольного треугольника? – Составьте синквейн к уроку | (И) Домашнее задание: решить задачи № 468 (в, г), 473, 469 |
Цель деятельности учителя | Создать условия для доказательства теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу |
Термины и понятия | Площадь треугольника, равновеликие фигуры, отношение площадей |
Планируемые результаты |
Предметные умения | Универсальные учебные действия |
Владеют базовым понятийным аппаратом; умеют работать с геометрическим текстом | Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. Регулятивные: умеют адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Коммуникативные: умеют находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов. Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений |
Организация пространства |
Формы работы | Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
Образовательные ресурсы | • Учебник. • Задания для индивидуальной и фронтальной работы |
I этап. Проверка домашнего задания. Теоретический опрос |
Цель деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
Проверить уровень усвоения формул для нахождения площади треугольника | (Ф/И) – Сформулируйте и докажите теорему о площади треугольника. – Выведите формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника. | |
| – Докажите, что если высоты двух треугольников равны, то их площади соотносятся как основания. (И) – Решите задачи с последующей самопроверкой. Найти: SАВС. ABCD – квадрат, АВ = 5 см, KD = 4 см. Найти: SABCK. АВ = 10. Найти: SВСА. | Ответ: 36 см2. Ответ: 15 см2. Ответ: 60 см2 |