СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Плавание тел.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Плавание тел.»

Тема урока: Плавание тел.

Цель урока: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.

Задачи:


Образовательные: Систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел; формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.

Развивающие: Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении экспериментальных заданий; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, делать выводы, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, , аккуратность.


Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)


Предметные: называть условия плавания тел, экспериментально выявлять условия плавания тел, объяснять поведение тел в жидкости и делать вывод при каких условиях тело плавает, тонет, всплывает.

Метапредметные: овладеть умениями вести наблюдения; прогнозировать ситуацию; навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента и оценки результатов измерений; обобщать полученную информацию и делать выводы; самоконтроля научиться работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.

Оборудование: компьютер, экран, проектор. Оборудование для проведения опытов.

Ход урока

Вашему вниманию Упражнение: https://learningapps.org/8245221

Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах,  плавании человека.

Мы на предыдущем говорили о том, кто умеет нырять? А плавать вы умеете?

  1. Актуализация знаний. Целеполагание. Мотивация.

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт 
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

Дети отвечают: Айсберг. (Учитель показывает слайд 5 и обращает внимание на подводную часть айсберга).

Постановка проблемы: (слайд6)

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

И вы хотите знать, что же произойдет с айсбергом: будет плавать или тонуть?

Давайте сегодня на уроке вместе решим эту проблему.

Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? Дети отвечают: Архимед.

- А какая сила называется архимедовой сила?

- А от чего зависит архимедова сила? Не зависит?

- Какова формула для расчета силы Архимеда?


Итак, мы знаем, что на  всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Запишем тему урока:«Условия плавания тел».

Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?

  • Демонстрационный эксперимент:

1. Опускаем в воду стальной и пластмассовый шарик? Что вы наблюдаете?

Вопрос: А какие силы действуют на шарики, в жидкости?

- Куда направлена сила тяжести?

- Куда направлена архимедова сила?

Как вы думаете почему стальной шарик тонет, а пластмассовый всплывает?

(ответы учащихся)

Какие выводы: (слайд 9)

1. Если Fтяж.  FA, то тела тонут.

2. Если Fтяж. A, то тела всплывают.

А что вы можете сказать, о силах действующих на плавающий шарик на поверхности воды?

3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают.

Значит, условием плавания тел является, равенство силы Архимеда и силы тяжести. (слайд 10)

Изобразить эти ситуации. (слайд 11)

2. А может одно и то же тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?

  • Демонстрационный эксперимент: Яйцо в пресной воде, соленой воде и в очень соленой воде?

Кто может ответить: Почему так происходит?

Дети делают выводы? Что поведение тела зависит от соотношения плотностей тела и жидкости?(слайд 12)

А можно, ваши предположения считать истиной? …. Для того, чтобы выдвинутые вами гипотезы стали знаниями, их нужно проверить на опыте?

  • Выполнение эксперимента

Сравнить глубину погружения в воду деревянного катка и куска парафина, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков разной плотности в жидкости. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.

Оборудование для выполнения этого задания: Сосуд с водой, кусок парафина, Деревянный каток


№ опыта

Тело

Плотность жидкости

Плотность вещества

Как глубоко погрузилось (рис)

1

Парафин






2

Дерево.





3

Металич.скребка




Вывод



вывод

Условия плавания тел в жидкости

1. Если ρвρж, то тела тонут.

2. Если ρвρж, то тела всплывают.

3. Если ρв= ρж, то тела плавают внутри жидкости.

1. Если Fтяж.  FA, то тела тонут.

2. Если Fтяж. A, то тела всплывают.

3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают внутри жидкости (на поверхности).


2.Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая её часть погружается в жидкость.

4. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (ответы детей, гипотезы)

Давайте проверим

Опыт 3. У вас на столе 2 маленьких стакана: в одном масло в другом вода. Налейте немного масла в стакан с водой. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка?

Снова вернёмся к таблице плотности веществ.

4. Значит, несмешивающиеся жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел. (Слайд 16)

Вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?

А какими способами можно потушить горящий бензин

Дети: Песком; при помощи огнетушителя.

5. Демонстрационный эксперимент (рис 153). Рассмотрим случай, когда тело плавает в жидкости подробно. (отливной сосуд, мензурка, деревянный каток)

Вывод: Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела = силе Архимеда. (Слайд 16-17)

IV. Закрепление пройденного материала (слайд18)

https://learningapps.org/842242

https://learningapps.org/261786

V. Применение изученного материала.

Решение качественных задач по группам. Выберите по своему усмотрению вопрос 1или 2.

1 группа: (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды19-21)

Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка

1. Какие вещества будут всплывать в керосине?


(пробка, сосна, дуб)

1 балл


2*. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка заполненная водой?

Почему?

Нет. Так как средняя плотность бутылки с водой больше плотности воды.

2 балла


3. Как рыбы могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154

(кратко)

Рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, значит за счет силы Архимеда.


1 балл


Итого, набранных баллов за задание № 4





2 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды22-24)


Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка


1. Какие металлы тонут в ртути?


осмий, иридий, платина, золото

1 балл


2*. Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка заполненная ртутью?


Да. Так как средняя плотность бутылки с ртутью меньше плотности ртути.

2 балла


3. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? § 52. Стр. 154

(кратко)

Средняя плотность водных животных мало отличается от плотности воды. Поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой

1 балл


Итого, набранных баллов за задание № 4





3 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды25-26)


Вопрос

ответ

Стоимость

Самооценка


1. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?


1 балл


2. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть. Укажите порядок расположения жидкостей. § 52. Стр. 154

Нефть

Масло

Вода

2 балла


3. Как киты могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154

Киты за счет изменения объема легких, значит за счет силы Архимеда.

1 балл


Итого, набранных баллов за задание № 4





VII . Домашнее задание

1. Вам известно, что шарик из пластилина тонет. Как добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. На этот вопрос мы ответим на следующем уроке . Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.

Д/з. . § 52.Упр 27(2); Р.Т.51.6. 52.2.




5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!