Тема урока: Плавание тел.
Цель урока: Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости плавает, всплывает и тонет; сформулировать вывод в том, что поведение тел в жидкости зависит от соотношения выталкивающей силы Архимеда и силы тяжести, плотностей жидкости и тела, погруженного в жидкость.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; выяснить и сформулировать условия плавания тел; формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.
Развивающие: Формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении экспериментальных заданий; овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, делать выводы, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умений предвидеть возможные результаты своих действий; сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, , аккуратность.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные: называть условия плавания тел, экспериментально выявлять условия плавания тел, объяснять поведение тел в жидкости и делать вывод при каких условиях тело плавает, тонет, всплывает.
Метапредметные: овладеть умениями вести наблюдения; прогнозировать ситуацию; навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента и оценки результатов измерений; обобщать полученную информацию и делать выводы; самоконтроля научиться работать в группе.
Личностные: сформировать познавательный интерес, развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать творческую инициативу.
Оборудование: компьютер, экран, проектор. Оборудование для проведения опытов.
Ход урока
Вашему вниманию Упражнение: https://learningapps.org/8245221
Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека.
Мы на предыдущем говорили о том, кто умеет нырять? А плавать вы умеете?
Актуализация знаний. Целеполагание. Мотивация.
Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
Дети отвечают: Айсберг. (Учитель показывает слайд 5 и обращает внимание на подводную часть айсберга).
Постановка проблемы: (слайд6)
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся путаются в ответах.)
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
И вы хотите знать, что же произойдет с айсбергом: будет плавать или тонуть?
Давайте сегодня на уроке вместе решим эту проблему.
Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? Дети отвечают: Архимед.
- А какая сила называется архимедовой сила?
- А от чего зависит архимедова сила? Не зависит?
- Какова формула для расчета силы Архимеда?
Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость или газ, действует Архимедова сила. Но одни тела плавают в жидкости, другие тонут, а третьи всплывают на поверхность. Запишем тему урока:«Условия плавания тел».
Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?
1. Опускаем в воду стальной и пластмассовый шарик? Что вы наблюдаете?
Вопрос: А какие силы действуют на шарики, в жидкости?
- Куда направлена сила тяжести?
- Куда направлена архимедова сила?
Как вы думаете почему стальной шарик тонет, а пластмассовый всплывает?
(ответы учащихся)
Какие выводы: (слайд 9)
1. Если Fтяж. FA, то тела тонут.
2. Если Fтяж. A, то тела всплывают.
А что вы можете сказать, о силах действующих на плавающий шарик на поверхности воды?
3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают.
Значит, условием плавания тел является, равенство силы Архимеда и силы тяжести. (слайд 10)
Изобразить эти ситуации. (слайд 11)
2. А может одно и то же тело в одной жидкости тонуть, а в другой нет?
Демонстрационный эксперимент: Яйцо в пресной воде, соленой воде и в очень соленой воде?
Кто может ответить: Почему так происходит?
Дети делают выводы? Что поведение тела зависит от соотношения плотностей тела и жидкости?(слайд 12)
А можно, ваши предположения считать истиной? …. Для того, чтобы выдвинутые вами гипотезы стали знаниями, их нужно проверить на опыте?
Сравнить глубину погружения в воду деревянного катка и куска парафина, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков разной плотности в жидкости. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.
Оборудование для выполнения этого задания: Сосуд с водой, кусок парафина, Деревянный каток
№ опыта | Тело | Плотность жидкости | Плотность вещества | Как глубоко погрузилось (рис) |
1 | Парафин | | | |
2 | Дерево. | | | |
3 | Металич.скребка | | | |
Вывод | |
вывод
Условия плавания тел в жидкости |
1. Если ρвρж, то тела тонут. 2. Если ρвρж, то тела всплывают. 3. Если ρв= ρж, то тела плавают внутри жидкости. | 1. Если Fтяж. FA, то тела тонут. 2. Если Fтяж. A, то тела всплывают. 3. Если Fтяж. = FA, то тела плавают внутри жидкости (на поверхности). |
2.Чем меньше плотность тела по сравнению с плотностью жидкости, тем меньшая её часть погружается в жидкость.
4. Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой? (ответы детей, гипотезы)
Давайте проверим
Опыт 3. У вас на столе 2 маленьких стакана: в одном масло в другом вода. Налейте немного масла в стакан с водой. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка?
Снова вернёмся к таблице плотности веществ.
4. Значит, несмешивающиеся жидкости, как и твёрдые тела, подчиняются условиям плавания тел. (Слайд 16)
Вопрос. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
А какими способами можно потушить горящий бензин
Дети: Песком; при помощи огнетушителя.
5. Демонстрационный эксперимент (рис 153). Рассмотрим случай, когда тело плавает в жидкости подробно. (отливной сосуд, мензурка, деревянный каток)
Вывод: Если тело плавает в жидкости, то вес вытесненной им жидкости равен весу этого тела = силе Архимеда. (Слайд 16-17)
IV. Закрепление пройденного материала (слайд18)
https://learningapps.org/842242
https://learningapps.org/261786
V. Применение изученного материала.
Решение качественных задач по группам. Выберите по своему усмотрению вопрос 1или 2.
1 группа: (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды19-21)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Какие вещества будут всплывать в керосине? | (пробка, сосна, дуб) | 1 балл | |
2*. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка заполненная водой? Почему? | Нет. Так как средняя плотность бутылки с водой больше плотности воды. | 2 балла | |
3. Как рыбы могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154 (кратко) | Рыбы за счет изменения объема плавательного пузыря, значит за счет силы Архимеда. | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 | | |
2 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды22-24)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Какие металлы тонут в ртути? | осмий, иридий, платина, золото | 1 балл | |
2*. Будет ли плавать в ртути стеклянная бутылка заполненная ртутью? | Да. Так как средняя плотность бутылки с ртутью меньше плотности ртути. | 2 балла | |
3. Почему водные животные не нуждаются в прочных скелетах? § 52. Стр. 154 (кратко) | Средняя плотность водных животных мало отличается от плотности воды. Поэтому их вес почти полностью уравновешивается архимедовой силой | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 | | |
3 группа (воспользуйтесь таблицей стр.63) (слайды25-26)
Вопрос | ответ | Стоимость | Самооценка |
1. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему? | | 1 балл | |
2. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло подсолнечное, вода и нефть. Укажите порядок расположения жидкостей. § 52. Стр. 154 | Нефть Масло Вода | 2 балла | |
3. Как киты могут менять глубину погружения? § 52. Стр. 154 | Киты за счет изменения объема легких, значит за счет силы Архимеда. | 1 балл | |
Итого, набранных баллов за задание № 4 | | |
VII . Домашнее задание
1. Вам известно, что шарик из пластилина тонет. Как добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта. На этот вопрос мы ответим на следующем уроке . Оборудование: сосуд с водой и кусок пластилина.
Д/з. . § 52.Упр 27(2); Р.Т.51.6. 52.2.
5