ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
Этап. Организация начала урока. Мотивация на деятельность. Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством приёма «Слышу, вижу, думаю». |
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли есть у вас на партах: учебник, тетрадь, пенал. - Садитесь. | - Здравствуйте. | ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Формировать основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) Слышать и понимать речь учителя; (К) |
- Ребята, вы наверно уже знаете, что на каждом уроке нужно соблюдать правила. Сейчас я буду зачитывать различные правила – правильные и неправильные, а вы, если правило верное, кивните, неверное – помотайте. | - Нужно слушать внимательно учителя и товарищей, соблюдать тишину и не отвлекать остальных, при ответе поднимать руку. |
- Итак: 1. Нужно слушать внимательно учителя и товарищей (+) 2. При ответе нужно выкрикивать с места (-) 3. Во время урока можно ходить по классу (-) 4. На уроке нужно соблюдать тишину и не отвлекать остальных (+) 5. При ответе поднимать руку (+) | - 1. Кивают 2. - 3. - 4. Кивают 5. Кивают |
- Молодцы, мы с вами определили правила работы на уроке: 1. Нужно слушать внимательно учителя и товарищей (+) 2. На уроке нужно соблюдать тишину и не отвлекать остальных (+) 3. При ответе поднимать руку (+) | |
- Поднимите руки те, кто будет соблюдать эти правила? | - Поднимают руки. |
Этап. Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания способа действия. |
Устный счёт в пределах 100: | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Актуализировать знания и умения, необходимые для усвоения нового знания Формировать умение устного счёта. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 1) Учить описывать результаты учебных действий, используя математические термины («произведение», «множитель»); (П) 2) Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) 3) Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; (К) 4) Слышать и понимать речь учителя, одноклассников; (К) |
- Поработаем самостоятельно. Найдите карточку №1. Замените, где возможно, сложение умножением. | |
Карточка №1: 3+3+3+3+3= 4+5+6+7= 4+4= 9+9+9= 7+7+7+6= 2+2+2+2+2+2+2= | |
- Закончили. Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите в руки карандаш и проверьте ответы у своего соседа с доской. Возле каждого верного ответа ставьте знак «+». | |
На слайде: 3+3+3+3+3=3·5=15 4+5+6+7=22 4+4=4·2=8 9+9+9=9·3=27 7+7+7+6=27 2+2+2+2+2+2+2=2·7=14 | |
- Посчитайте сколько плюсов всего и внизу напишите количество. | |
- Обменяйтесь обратно и поднимите руки те, у кого 6 правильных ответов? | |
- Молодцы. Что посоветуем остальным? | - Учить таблицу умножения |
- А теперь запишите число 5 марта. На следующей строке – Классная работа. | |
Математический диктант: 1. Произведение чисел 4 и 8. 2. Из 38 вычитаем 33, сколько получаем? 3. Какое число в 6 раз больше, чем 8? 4. Какое число умножили на 5 и получили 35? 5. Сколько будет 7 умножить на 2? 6. Увеличьте 6 в 9 раз. 7. Вычтите из 21 число 18. 8. Число 7 умножьте на само себя. | |
- Теперь по цепочке я вас буду спрашивать, а вы называйте только число, которое записали, Также будем сравнивать ваш ответ с доской. | - 32, 5, 48, 7, 14, 54, 3, 49. |
На слайде: 32, 5, 48, 7, 14, 54, 3, 49. | |
- Молодцы. | |
- Считать можно разные предметы. Посчитайте, сколько геометрических фигур на слайде? (4) | |
- Назовите эти фигуры. | - Прямоугольник, круг, треугольник. |
- Какая фигура лишняя? Почему? | - Круг, потому что у него нет углов. |
- Какая фигура повторяется? | - Прямоугольник. |
- Что такое прямоугольник? | - Это четырехугольник, у которого все углы прямые. |
Этап. Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
| МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Учить понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; (Р) Учить описывать результаты учебных действий, используя математические термины; (П) Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) Слышать и понимать речь учителя, одноклассников; (К) Способствовать обучению обосновывать свою позицию; (К) Создать условия для формирования умения принимать участие в обсуждении. (К) |
Задание. | |
- Начертите в тетради прямоугольник длиной 6 см и шириной 3 см. | Выполняют задание. |
- Найдите периметр этой фигуры тремя способами. | |
Побуждение к осознанию противоречия |
- Смогли ли вы выполнить задание? Поднимите руки, кто смог. | - Нет. |
- Почему вы не смогли выполнить данное задание? | - Потому что не знаем 2 и 3 способы. |
- А почему нашли 1ый способ? 2+5+2+5=14(см) | -Потому что знаем, как найти периметр |
Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели |
- Значит, на какой вопрос будем искать ответ? | - Как же по-другому (другим способом) находить периметр. |
- Верно. Сформулируйте тему урока? | - Периметр прямоугольника. |
- Вывешивается тема на доску. | |
- Составим план достижения нашей цели. Вставьте пропущенные слова? Кто попробует прочитать план? На слайде: 1) Узнать способы нахождения __________ ____. 2) Поупражняться в ___________ ___________ ___________. 3) Проверить ___________. | Узнать способы нахождения периметра прямоугольника Поупражняться в нахождении периметра прямоугольника Проверить свои знания |
- Хорошо. | | |
Этап. Поиск решения учебной проблемы. Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы и/или подводящий диалог. |
| ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Познакомить с тремя способами нахождения периметра прямоугольника МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) Учить построению логической цепи рассуждений. (П) В сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи. (Р) Строить речевое высказывание в устной форме. (К) |
- Что такое периметр? Как находить периметр фигуры? -А какая фигура изображена? - Почему? - О каких свойствах прямоугольника мы должны вспомнить? | - Нужно сложить длины всех сторон. -Прямоугольник. -У прямоугольника противоположные стороны равны. |
| |
-Теперь выйди к доске, и покажи, какой же способ у вас получился -Молодцы, это верный способ, теперь найдем остальные 2 вместе. -Что интересного заметили? -Почему? -Да, а чем мы можем заменить сложение повторяющихся чисел? -Верно, запишем 2-ой способ. -Какие числа повторяются? Сколько раз? -Значит, как заменим? -Нашли 2ой способ, а кто сможет написать 3ий способ, где мы так же сложение повторяющихся чисел заменим умножением. -Да, ведь у нас повторяется выражение 2+5. Сколько раз? -Поэтому и умножим 2+5 на 2. | 2+5+2+5=14(см) -Числа 2 и 5 повторяются -Так как у прямоугольника противоположные стороны равны. -Умножением. - 2 и 5, по два раза - (2*2)+(5*2)=14 (см) -(2+5)*2=14(см) -2 раза |
Этап. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. |
- А теперь, чтобы нам запомнить , как находить периметр прямоугольника, составим небольшие опорные карточки. | | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Организовать работу по выполнению продуктивного задания на составление опорных карточек. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Способствовать формирования способности к саморегуляции (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию); (Р) Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) Учить построению логической цепи рассуждений. (П) Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; (К) Создать условия для формирования умения принимать участие в обсуждении. (К) |
- Для этого поработаем в парах. Какие правила работы в парах вы знаете? | - Работать должны оба, обращаться вежливо, один говорит- другой слушает, не мешать другим. |
- Посмотрите на полученные примеры. Как мы можем изобразить схематические одинаковые числа? | - С помощью букв, рисунков. |
- Попробуйте в паре изобразить данный пример с помощью рисунков или букв. | |
- Решите в паре, кто будет представлять вшу опорную карточку. | |
- Запишите ваш вариант на доске. | |
- Поднимите руки, кто считает, что опорная карточка составлена верно. Почему? | |
- Запишите эту схему в тетрадь. Вы сможете пользоваться ею при нахождении периметра. | |
Промежуточная рефлексия |
- Какое знание мы открыли? | - Познакомились с тремя способами нахождения периметра прямоугольника |
- Чему будем учиться дальше? | - Упражняться в нахождении периметра прямоугольника. |
Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. |
Задание 1 | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Формировать умение решения задач на нахождение периметра прямоугольника. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Способствовать формированию навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Учить адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; (Р) Учить описывать результаты учебных действий, используя математические термины ; (П) Способствовать формированию умений анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей; (П) Учить построению логической цепи рассуждений. (П) Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; (К) Способствовать обучению обосновывать свою позицию; (К) |
- Ребята, а теперь найдите №2 в учебнике. Прочитайте задание. | Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см. вычисли его периметр. |
- Кто назовет первый способ нахождения периметра? | 3+4+3+4 |
- Почему можно так вычислить периметр? | - Потому что периметр – это сумма длин всех сторон. |
- Кто назовет второй способ нахождения периметра? | (3*2)+(4*2) |
- Почему так можно вычислять периметр? | - Потому что противоположные стороны у прямоугольника равны. |
- Кто назовет третий способ? | (3+4)*2 |
- Докажите, что это верный способ. | |
- Запишите все три способа в тетрадь. | |
- Что обязательно еще нужно записать? | - Ответ |
- Какой ответ получили? | 14 см. |
Задание 2 |
-Посмотрите в учебнике на задание номер 4. Запишите слово Задача. Прочитайте условие задачи. Маме 32 года, дедушка старше мамы на 30 лет, а бабушка на 3 года моложе дедушки. Сколько лет бабушки? -О ком говориться в задаче? -Сколько лет маме? -А сколько лет дедушке? -Сколько лет бабушке? -Какой вопрос задачи? -Мы может сразу ответить на вопрос задачи? -А что мы можем найти первым действием? -Каким действием? -Как? -Что мы найдем вторым действием? -Каким действием? -Как? -Мы ответили на вопрос задачи? -Какой будет ответ? -Теперь запишите решение задачи самостоятельно по действиям с пояснением у себя в тетрадях, а один человек запишет решение у доски. | |
Этап. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по полному образцу и взаимооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
Задание 1 | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить умение находить периметр прямоугольника тремя способами. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Способствовать формированию навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Учить адекватно проводить самооценку и взаимооценку результатов учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; (Р) |
- Начертите прямоугольник длиной 7 см и шириной 4 см. Найдите периметр тремя способами. | |
- А теперь сверьте свой ответ с образцом на доске и у кого также, поставьте рядом с выражением +. | - 4+7+4+7=22 - (4·2)+(7·2) =22 - (4+7)·2=22 |
На экране: 4+7+4+7=22 (4·2)+(7·2) =22 (4+7)·2=22 Ответ: 22 см. | |
- Поднимите руки вверх те, у кого ответы совпали. | |
- Молодцы, значит вы были внимательны на уроке. | |
Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование нового содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
- Подведём итоги нашего занятия. Ребята, какая была тема сегодняшнего урока? | - Периметр прямоугольника | ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Повторить и обобщить знание о способах нахождения периметра прямоугольника. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: Способствовать формированию навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Учить понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; (Р) Учить описывать результаты учебных действий, используя математические термины; (П) Учить построению логической цепи рассуждений. (П) Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию; (К) Слышать и понимать речь учителя, одноклассников; (К) |
- Какая была цель урока? | - Узнать способы нахождения периметра прямоугольника |
- Кто расскажет по опорным карточкам о способах нахождения периметра прямоугольника? | |
- Значит достигли ли мы цели? | Ответы детей. |
- Ребята, вы так хорошо потрудились на уроке, поэтому вышла радуга. Продолжите некоторые фразы. | |
- Кто прочтёт, что у него получилось? | |
- Вы хорошо потрудились, спасибо за работу. Урок закончен. До свидания. | |