СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Леса России».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Леса России

Могучие леса России начинаются с зоны лесотундры, которая находится южнее безлесной и суровой тундры. Они расположены в умеренном климатическом поясе, а это значит, что все времена года ярко выражены. На территории Российской Федерации самую большую площадь занимает таежная зона.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Леса России».»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Леса России».

Авторская программа Плешакова А.А. Составитель – Гаджиева Джавганат Гасановна, учитель начальных классов.

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зон лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД: познавательные – умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

Коммуникативные – задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать обосновывать свою точку зрения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, кроссворд, атлас-определитель, гербарий, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные».

Технологии: развивающего обучения, сотрудничества

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

2. Графический диктант.

- В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «–» (нет).

п/п

Утверждение

Знак согласия/несогласия

1

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.

+

2

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.

+

3

В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день.

4

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

5

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя.

+

6

Растения тундры высоко тянутся к солнцу.

7

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.

8

Дикие северные олени обычно живут стадами.

+

9

В тундре добывают нефть и природный газ.

+

10

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

+





3. Индивидуальное задание на карточке.

- Запишите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре.

- Перечислите экологические проблемы тундры.

- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.



4. Работа в парах.

- Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2,7 на стр. 43, 45 рабочей тетради.



5. Сообщения учащихся.

- О каком животном или растении тундры вы подготовили своё сообщение?

(Для своего выступления ученики используют записи выполнения задания 8 на стр. 46 рабочей тетради.)

- Какое сообщение вам понравилось и почему?



III. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение.

Здравствуй , лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говориться о лесе, значит мы отправимся в лесную зону.)

- Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)

- Почему поэт говорит «Здравствуй , лес, дремучий лес…?» Что значит дремучий? (Дремучий – тёмный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)

Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.

(Учитель фиксирует на доске предположения детей.)

- Проверим ваши предположения во время урока.



IV. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

Найдите на карте природную зону лесов, что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? (Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, ещё одна часть – широколиственные леса – светло-зелёным.)

- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)

- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)



2. Работа в группах.

- На стр. 95-96 учебника вам на выбор предложены три задания. Познакомьтесь с ними, выберите то задание, которое будете выполнять. Те, кто выбрал первое задание, садятся за стол №1, второе – стол №2, третье – стол №3. Задания учащимся представлены в форме описания тайги, смешанных и широколиственных лесов. Ученики должны дать правильную характеристику, не перепутав их с лесотундрой и широколиственным лесом (презентация «Леса России» прилагается).

Леса России

Могучие леса России начинаются с зоны лесотундры, которая находится южнее безлесной и суровой тундры. Они расположены в умеренном климатическом поясе, а это значит, что все времена года ярко выражены. На территории Российской Федерации самую большую площадь занимает таежная зона.

Лесотундра

Лесотундра – это переходная природная зона между тундрой и бескрайними таежными лесами. Климат здесь уже более теплый, нежели в тундре, однако он по-прежнему остается суровым. Зима снежная, холодная и длится не менее девяти месяцев.

Местные почвы не отличаются плодородием: в них слишком мало питательных веществ.

Рис. 1. Суровый край лесотундры.

В лесотундре уже появляются деревья: лиственница, ель, береза. Однако из-за сурового климата лесные островки очень редкие. Растительный мир по большей части представлен различными травами и небольшими кустарниками.

В лесотундре обитают медведи, лисы, волки, лоси, белки. Летом на озера и болота слетаются лебеди, утки и гуси. С приходом тепла появляется очень много комаров и кровососущих слепней.

Тайга – это самая большая природная зона России. Климат ее достаточно комфортный: зимой температура воздуха редко опускается ниже 20С мороза, а летом устанавливается стабильная теплая погода.



В тайге много природных источников воды: озер, болот, подземных вод. Большое количество влаги и относительно теплый климат сформировали умеренно плодородные почвы.

Тайга – это царство хвойных деревьев. Здесь растет ель, сосна, кедр, пихта. Встречаются также и лиственные деревья, но их значительно меньше. В лесах растет много грибов, ягод.



Рис. 2. Богатые таежные леса.

Животный мир тайги более разнообразен, чем в лесотундре. Здесь обитает рысь, росомаха, бурый медведь, соболь, лось, белка. Так же, как и в лесотундре, в тайге очень много различных кровососущих насекомых.

Смешанные и широколиственные леса

Южнее зоны тайги располагается зона смешанных и широколиственных лесов. Климат ее гораздо более теплый и влажный, что способствует буйному росту разнообразной растительности. Лето теплое и продолжительное, а зима снежная, но при этом мягкая.



В настоящее время лесная зона сильно страдает из-за пагубной деятельности человека. Многие километры лесных массивов вырублены для продажи ценной древесины, а освободившиеся территории отданы под пастбища и земледелие.

В зоне смешанных лесов растут как лиственные, так и хвойные деревья: сосна, ель, осина, клен, берез. К югу в свои владения вступают дуб, липа, клен, вяз. Помимо деревьев, в лесах много кустарников: лещина, малина, бузина. Также здесь растут целебные травы, грибы.



Рис. 3. Зона широколиственных лесов

Обильный растительный корм позволяет животным и птицам чувствовать себя очень хорошо в лесу. Здесь можно встретить куницу, лося, лису, бурого медведя, белку. Очень богат и мир пернатых: лес является родным домом для совы, дятла, глухаря, иволги и многих других птиц.





Что мы узнали?

При изучении темы «Леса России» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какие лесные природные зоны расположены на территории нашей страны. Мы выяснили, каковы особенности климата каждой из них, какие растения и животные обитают на их территории.















(Ученики выполняю задание, работая в группах, пользуясь учебником, атласом-определителем, гербарием, энциклопедиями.)







План ответа первой для группы

1. Что называют тайгой?

2. Природные условия тайги.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге?



План ответа второй для группы

1. Расположение смешанных и широколиственных лесов.

2. Природные условия в этих лесах.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в этих лесах?



План ответа третьей для группы

1. Животный мир тайги.

2. Краткие рассказы о животных и птицах.

3. Цепь питания, характерная для тайги (модель).



V. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся.



Рассказ первой группы.

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - хвойные. У хвойных деревьев листья – хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями.

В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (показ гербария или слайдов). У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на земля, а просто с них опадают чешуйки (показ картинки).

Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).

Кедровую сосну в природе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шише и её семян).





Рассказ второй группы.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи (показ гербария или слайдов). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев крупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре: она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающаяся семенами (показ рисунка). Осина имеет круглые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки (показ рисунка). Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи имеют острый кончик (показ рисунка).

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клён, ясень, вяз показ гербария или слайдов). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плоды – желуди (показ желудей). Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ плодов липы). Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы (показ плодов вяза).

Клён бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клёна – крылатые (показ плодов клёна).



Рассказ третьей группы.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок или слайдов). Также в зоне лесов живут: благородный олень, медведь, волки, лисы, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму впадают в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов. Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками. Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать. Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы. Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней. Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Цепи питания, характерные для леса:

растения – заяц-беляк – рысь;

растения – мышь-полёвка – соболь.



VI. Физкультминутка.



VII. Работа по новой теме.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Проработаем в парах и выполним задание 1 на стр.46.

(Ученики подбирают нужный цвет карандаша и раскрашивают лесные зоны на контурной карте).

- Выполним задание 2 на стр.47, работая в группах.

- Выполним задание 3 на стр. 48.

(Ученики находят и закрашивают контуры животных, составляют список этих животных. Проверка: летяга, соболь, рысь, бурундук, кедровка, бурый медведь, глухарь.)



2. Кроссворд.

(Работа в парах или группах.)

- Разгадайте кроссворд. Если вы узнаете названия растений, то в выделенных клетках прочтёте название ещё одного дерева, которое имеет прочную древесину, не поддающуюся гниению ( после того как ученики разгадают кроссворд показываю слайды с изображением деревьев с названиями на русском и на родном языке).

1. Хвойное дерево – новогодняя гостья. (Ель)

2. Лиственное дерево-медонос (Липа)

3. Хвойное дерево, которое называют деревом здоровья. (Сосна)

4. Хвойное дерево с мягкой плоской хвоей (Пихта)

5. Лиственное дерево или кустарник с гибкими ветвями, растёт по берегам рек, называют «плакучая». (Ива)

6. Лиственное дерево, ствол которого имеет белую кору. (Берёза)

7. Листья этого дерева состоят из пяти лопастей, похожих на раскрытую ладошку, из древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён)

8. Лиственное дерево-пионер, первым заселяет свободные открытые пространства. (Ясень)

9. Лиственное дерево, имеет плоды красного цвета, которые висят целыми гроздьями, ими питаются дрозды, снегири зимой. (Рябина)

10. Лиственный кустарник, плоды которого «стреляют», растёт в скверах, парках. (Акация)

11. Лиственное дерево, соцветия (серёжки) которого распускаются весной раньше, чем листья, а осенью его листья вплоть до опадания остаются зелёными (Ольха).

(Ключевое слово в выделенных клетках: лиственница).







VIII. Подведение итогов урока.

Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.101 учебника)

- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.

(Учитель обращает внимание детей на доску.)

- Чьи предположения оказались верными?





IX. Рефлексия.

- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

- Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем надо ещё поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)



Домашнее задание.

1. Прочитать текст на стр. 95 – 102 учебника.

2. Выполнить задания на стр. 48 – 50 рабочей тетради.



Названия деревьев:

Береза - махъ



Брусника – янц1ар



Граб - шим

Дуб – миг





















Ель - яда





ива – жар

























Липа - хур























Осина – п1ялп1ялаг









Тополь – бириз







Туя – пурпи






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!