СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. «Огонь, вода, газ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке ребята познакомятся и закрепят правила пожарной безопасности и научатся соблюдать их. Рассмотрят невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отработают правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе. «Огонь, вода, газ»»

Открытый урок по окружающему миру.

Тема: «Огонь, вода и газ»

Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;

  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;

  • развивать такие качества, как  находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации

Оборудование: презентация к уроку, видеофильм, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент (Слайд2)

Собрались мы ни ради шутки,

У нас нет свободной минутки,

Тот, кто хочет многое на уроке узнать,

Должен внимательно слушать и запоминать!

  1. Введение в тему урока

- Сегодня мы начинаем работу по новому разделу «Наша безопасность ». (Слайд3)

-Как вы понимаете что такое безопасность? (Ответы детей)

- Тема нашего урока очень важна.

 - А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь) (Слайд4)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода) (Слайд5)

На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ) (Слайд6)

-Огонь, вода и газ. Вот три опасности, о которых будем говорить на нашем уроке. (Слайд7)

- Тема урока несложная, но очень серьёзная.

- Ребята, давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом.

3. Беседа об огне

-Человек научился высекать огонь минимум 790  тыс. лет назад. (Слайд8)

-Наши  предки знали немало секретов и хитростей добывания  огня.

-Они считали его живым существом, поселяя его в своих пещерах.

-Добрым божеством считался не всякий огонь, а лишь тот, что жил в домашнем очаге.

 -  Когда огонь будет человеку другом?

        Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации.  

    Полезные свойства огня используют  люди различных профессий:  

- Попробуйте назвать профессии, в которых люди используют огонь?

(сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера ) (Слайд9)

Огнём мы пользуемся ежедневно,

без него мы не можем прожить.

          Но когда мы небрежны с огнём, (Слайд10)

он становится нашим … ( врагом) 

- Огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.

- Прочтите слова В. Маяковского: (Слайд11)

Запомнить твёрдо нужно нам – Пожар не возникает сам.

- Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)

- Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали: (Слайд12)

-неисправность электрических приборов; забывчивость;

-искра из печи, камина; легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)-игры со спичками; керосин, бензин, газ.

Самые главные виновники пожаров – люди.

- Ни для,  кого ни секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

Статистика пожаров в России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье . По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек. (Слайд13)


- Как же уберечь своё жилище и себя от пожара?


Физминутка… «Зоркие пожарные» (Слайд16)

- Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в городе не было пожара.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево тоже

Поглядим из - под ладошек.

И – направо! И ещё

Через левое плечо!

Через правое плечо!

1.2 – выше голова

3,4 - руки шире

5,6 – тихо сесть




Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)

- В какую службу можно обратиться за помощью?

-Читаем и запоминаем. (Со слайда)Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01.

- А как же правильно позвонить в пожарную часть? (Слайд17)

-сообщить что случилось,

-назвать адрес,

-сообщить номер телефона,

-на каком этаже горит,

Всё это нужно сообщить быстро, без запинок.

4. Беседа о воде

- Ребята, а что сильнее огня? (вода) (Слайд18)

- А вода друг или враг?

- Когда вода человеку друг?

-Зачем нужна вода? (Слайд19)

-Несмотря на то , что человек, без воды  не может прожить, и она может отказаться для него враждебной силой.  

- Какая беда  может возникнуть из-за воды в доме? (ответы детей).


- Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод?

Ответы детей по слайду: прорвало, затопило, закрыть .

- Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике на стр. 5 (Слайд20)

-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?

(Прорвало трубу; Вентиль горячей и холодной воды; Звони соседям, диспетчеру, родителям.)



Вопросы по содержанию:

- Как действовать при аварии водопровода? (Слайд21)

- Какие новые слова встретились? (Вентиль, диспетчер)

- Давайте уточним и запомним, что такое вентиль и кто такой диспетчер.

Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа) (Слайд22)

5. Беседа о газе

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита) (Слайд23)

- Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде.

-Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу) (Слайд24)

- А газ человеку друг или враг?

- Но газ тоже может стать для человека враждебной силой.

- Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Во-первых, им можно отравиться.

Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.

- Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 учебника.

- Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Слайд25)

(Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей)

- Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Слайд26)

( Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе; звони в газовую службу)

- Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. (Слайд27-28)

Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:

Газовой службы телефон – 04. (Слайд29)

6. Закрепление изученного

- Выполним задание в тетради стр. 4 № 1. (Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.) (Слайд30)

- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?

- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?

- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?

- Как действовать при аварии водопровода?

Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?

Игра «Запрещается-разрешается» (Слайд31)

Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.

  • Защищать дом от пожара.

  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

  • Кричать и звать на помощь взрослых.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

  • Дышать через мокрое полотенце.


Сейчас мы с вами познакомимся со школьным стендом «Уголок пожарной безопасности».

7. Итог урока

- Прочитаем вывод в учебнике на стр. 7.

(Слайд32)

- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке? Что вас удивило?

- С каким настроением вы уйдёте с урока?

- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке.

8. Домашнее задание

- Дома вы закрепите свои знания, прочитав материал на стр. 4-6 и ответив на вопросы. В тетради стр.4 №3, 4 нужно начертить схему эвакуации из класса для этого изучите «План эвакуации» в коридоре школы.







































Урок окружающего мира


Тема: « Огонь, газ, вода»







3 класс





УМК « Школа России»





Учитель: Ряузова Ольга Николаевна









2017г.











Цели урока:

  • познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;

  • отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр



Задачи урока:

  • формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;

  • формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;

  • оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;

  • анализировать схему эвакуации из школы.

Личностные:

  • проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;

  • определять мотивы учебной деятельности.



Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику



Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.       

-Начинаем наш урок. Пожелайте друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте).

-Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (Высказывания детей)

2. Актуализация знаний.

 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ученики начальной школы. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы слышите эти слова?        (Мы вспоминаем сказку, ощущаем себя сказочными героями.)

 - Как чувствуют себя те, кто живет в сказочной стране?

(Все ее обитатели счастливы.)

- А в реальности где вы живете? (В школе и дома)

В парах. Соберите пословицу, объясните ее значение.  

Слайд. (Дом, моя, мой, крепость. )                   

Проверка: Слайд 1: Мой дом – моя крепость. 

- Как вы ее понимаете? (ответы детей)  

 - У вас на партах чистые листы, запишите на них слово «ДОМ» в столбик, каждая буква на новой строке. Вчитайтесь, вслушайтесь, всмотритесь в это слово.

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Расшифруйте по буквам.

Д – добро, доверие, дружба

О – очаг, общение

М – мир, мама

3. Постановка учебной задачи.

 На доске анаграмма

          ОПСНТИОАС

- Что видите? Какую работу надо выполнить?

 В парах. Расшифруйте слово. (Опасности)

 - Где могут подстерегать нас опасности? (ответы детей)

 - А дома могут? 

 - Подумайте, какие опасности могут подстерегать нас дома? (ответы детей)

- А о каких опасностях будем говорить сегодня, узнаем, выполнив следующее задание.

В группах. Карточка. Прочитайте. Что записано? Докажите.

Шипит и злится, воды боится

С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)


На железной клумбе

Цветы голубые

Помогают стряпать

Кушанья любые. (газ)

   - Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (огне, воде и газе)

 - Какую учебную задачу мы поставим перед собой? (узнать, чем опасны огонь, газ и вода )

-  Тогда приступаем к работе.

4. «Открытие нового знания»

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Спасатели». Мы должны разобраться, как выглядит опасность, почему она возникает. Мы побудем на уроке в роли спасателей Слайд.

Атрибут игры.

Как- то раз раздался телефонный звонок: "Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!"

- Спасатели готовы к работе?

- Будем работать в группах. Образуйте 3 группы.

- Вспомните правила работы в группах.

1группа.

Карточка. Прочитайте. Найдите в каждой строке лишнее слово. Дайте название группе оставшихся слов, которые имеют какое-либо отношение к пожару. Назовите причины возникновения пожара.

 Чайник, утюг, телевизор, книга – электрические приборы - их неисправность, когда их забывают выключить – все это может стать причиной пожара.

 Бензин, кофе, краска, лак – легковоспламеняющиеся вещества.

Топор, спички, зажигалка, печка – предметы, неосторожное обращение с которыми может стать причиной пожара.

 Сено, бумага, песок, вата - предметы, которые легко загораются.

2 группа.

Карточка. Прочитайте статью в учебнике на стр. 4-5 «Если возник пожар». Составьте инструкцию « Действия во время пожара».

 Попытаться погасить пламя;

 Позвонить пожарным;

 Выбежать из дома и звать на помощь;

 Защититься от дыма



3 группа.

Карточка. Обсудите, какую информацию надо обязательно назвать, вызывая пожарных. « Как позвонить в службу помощи при пожаре?»

На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.

(адрес; свой номер телефона; свою фамилию; как лучше подъехать к дому. Все это нужно сообщить быстро, без запинки).



Проверка: выступление групп.

( Дополнительные вопросы к выступлению групп:

- Какая опасность кроме огня существует во время пожара?

- Чем опасен дым? Как от него защищаться?

-Как вы думаете, почему телефон пожарной службы «01»?

Потому что это очень простой номер. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Поэтому номер самый короткий, всего две цифры – можно быстро набрать. Этот номер можно набрать даже в темноте – последняя цифра и первая на диске телефона.)

Физкультминутка.

  1. (музыкальная)

  2. Игра «Запрещается-разрешается»

- Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.

  • Бросать горящие спички в помещениях.

  • Защищать дом от пожара.

  • Небрежно, беспечно обращаться с огнём.

  • Кричать и звать на помощь взрослых.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

  • Дышать через мокрое полотенце.



И вновь раздаётся телефонный звонок:

-Кто говорит?

-Слон! Помогите, помогите, У меня вода в квартире!

- «Спасатели, вперед!»

Уч-ль: Мы уже знаем, что жизнь без воды невозможна. Но иногда и от воды приходится защищаться. В квартире может произойти авария водопровода или отопления, например, прорвать трубу или батарею отопления. Что же делать в этом случае?

Об этом вы прочитаете на стр. 5-6 учебника.

-Какие незнакомые слова вам встретились? Что они обозначают?

Слайд.

Вентиль – это клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – это работник, регулирующий ход работы предприятия. В нашем случае это аварийная водоканала.

Работа в парах: Проверим, внимательно ли вы прочитали текст в учебнике и выполним следующее задание.

В конвертиках на ваших столах находятся карточки, на которых записаны ваши действия при прорыве водопровода или отопления. В пустых квадратиках вы должны расставить последовательность этих действий.

1. Позвонить на работу родителям.

2. Позвонить диспетчеру.

3. Позвать на помощь соседей.

4. Завернуть специальный вентиль.

Проверка по слайду. Сравните свои ответы с вариантом на слайде.

- У кого нет ошибок? ( Молодцы, внимательно прочитали текст)

- Кто допустил ошибки? Исправьте. Запомните правильную последовательность действий.

И снова звонок.

- Спасите, спасите! Газом пахнет в квартире!

Утечка газа.

Рассказ учителя. В природе газ, который мы используем, не имеет запаха, но для того, что бы почувствовать опасность, газ делают пахучим, когда отправляют в наши дома. Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Если запах идёт с лестничной площадки, надо обязательно выяснить, откуда, и устранить утечку. От этого могут зависеть здоровье и жизнь десятков человек.

- Ребята, по какой причине может произойти утечка газа?

 Неисправность газового оборудования.

 Закипающая жидкость залила огонь.

 Сквозняк.

 Не закрытый до конца кран газовой плиты.

5.Проверка по слайду. Что не назвали?

Первичное закрепление

-Ребята, как действовать, если в доме пахнет газом? Составим рассказ по картинкам. 5.



Работа в парах.

Слайд с картинками.

 Открыть окна.

 Проверить ручки плиты.

 Перекрыть вентиль.

 Нельзя зажигать спички, включать свет или электроприборы.

 Вызвать мастера из газовой службы. Телефон аварийной газовой службы – 04.

Проверка: Расскажите, как действовать, если в квартире пахнет газом.

VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)

По команде учителя выполняем упражнения:

  • «Огонь» - поднимаем руки, изображаем свечку

  • «Вода» - приседаем

  • «Газ» - хлопок



5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

А сейчас проведём небольшой тест, который поможет нам проверить насколько внимательными вы были на уроке и готовы ли быть настоящими спасателями.

Тест.


1 . Выбери номер телефона газовой службы

а) 01 б) 03 в) 04


2. Выбери номер телефона пожарной охраны

а) 01 б) 03 в) 04


3. Выбери номер телефона скорой помощи

а) 01 б) 03 в) 04


4. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать

б) закричать, позвать на помощь

в) вызвать пожарников по телефону 01


5. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире

6. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?

а) оставить всё как есть до прихода родителей - это дело

взрослых

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям
в) выйти из квартиры


7. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04
в) зажечь спичку


Проверка: взаимопроверка и проверка по слайду. За каждый правильный ответ – 1 балл.

7.Рефлексия деятельности урока.

– Кто набрал 7б? Встаньте. Поаплодируем. Настоящие спасатели!

- У кого 5-6б? Ещё немного надо протрудиться.

- У кого меньше 5б? Не расстраивайтесь дома ещё раз надо повторить изученный материал.

- Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу? Покажите это на нашей лесенке успеха.

«Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01»

Если ты почувствовал запах газа в квартире,

Помни: газовой службы телефон – 04.



8. Д/з. – Что будете делать дома?

  1. Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника

  2. В «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6



- Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают. На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.



















Алгоритм действий

при прорыве водопровода или отопления.

    • . Позвонить на работу родителям.

    • . Позвать на помощь соседей.

    • . Завернуть специальный вентиль

    • . Позвонить диспетчеру.



Алгоритм действий

при прорыве водопровода или отопления.

    • . Позвонить на работу родителям.

    • . Позвать на помощь соседей.

    • . Завернуть специальный вентиль

    • . Позвонить диспетчеру.



Алгоритм действий

при прорыве водопровода или отопления.

    • . Позвонить на работу родителям.

    • . Позвать на помощь соседей.

    • . Завернуть специальный вентиль

    • . Позвонить диспетчеру.



Алгоритм действий

при прорыве водопровода или отопления.

    • . Позвонить на работу родителям.

    • . Позвать на помощь соседей.

    • . Завернуть специальный вентиль

    • . Позвонить диспетчеру









































Самоанализ открытого урока

по окружающему миру в 3 классе по программе  «Школа России».



Тема урока: Огонь, вода и газ.

Тип урока: Урок объяснения нового материала по разделу «Наша безопасность»

Основная цель урока:

Формирование основных норм и правил поведения по обеспечению безопасности в быту.

Задачи: 1.Узнать, как выглядит опасность и почему возникает.

2.Закрепить теоретически и практически знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

3.Воспитывать находчивость, собранность, ответственность.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно – деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Наша безопасность» курса «Окружающий мир». По типу - это урок изучения нового материала. Урок проходил в форме урока – игры в сопровождении мультипликационных героев. Считаю, что такая форма помогла всем детям включиться в работу, заинтересовала всех. При подготовке к уроку я использовала групповые, индивидуальные технологии.    

Ученики сами определили тему урок. При изучении новых знаний и способов действий в опасной для жизни ситуации использовала разнообразные виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач. Работа с текстом была направлена на умение выделять главное в тексте, найти правильный ответ на поставленный вопрос. Была проведена словарная работа. На этапе усвоения новых знаний применяла практическую, групповую, индивидуальную работу (подготовка сообщений).

Физминутка была использована для психологической разгрузки учащихся.

Применение мультимедийных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала. Самостоятельная работа по карточкам помогла проверить усвоение нового материала. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы ученики были активными участниками учебного процесса. Ответы детей оценила, вручила им памятки.

Поставленная цель и задачи урока были достигнуты.



Самоанализ открытого урока

по окружающему миру в 3 классе по программе  «Школа России».

Тема урока: Огонь, вода и газ.

Тип урока: Урок объяснения нового материала по разделу «Наша безопасность»

Основная цель урока:

Формирование основных норм и правил поведения по обеспечению безопасности в быту.

Задачи: 1.Узнать, как выглядит опасность и почему возникает.

2.Закрепить теоретически и практически знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

3.Воспитывать находчивость, собранность, ответственность.



Тип данного урока – изучение нового материала. Главная задача этого урока - открыть новое знание: узнать, как выглядит опасность и как она возникает.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно – деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности.

На уроке постаралась как можно больше времени уделить самостоятельной работе: это работа в парах и группах. Через систему вопросов, заданий ученики сравнивали, анализировали, обобщали, делали выводы, исследовали.

На уроке ребята были активными участниками учебного процесса. Они свободно выражали свои мысли, не боялись высказывать свои мнения. Ученики показали, что умеют определять тему и задачи урока, ориентироваться в учебнике, отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

На протяжении всего урока использовалась мультимедийная презентация. Это особенно важно для детей с неустойчивым вниманием, т. к. позволяло активизировать умственную деятельность обучающихся.

На протяжении урока использовались различные способы проверки выполнения заданий: фронтальный и индивидуальный опрос, работа с сигналами, взаимопроверка, сверка с образцом.

Групповая форма работы даёт возможность каждому быть успешным. Третьеклассники учатся работать в группах, знают правила совместной работы. На данном уроке учащиеся не смогли в полной мере использовать знания правил групповой работы. Внутри каждой группы возникли некоторые проблемы, связанные как с невнимательным прочтением задания, так и коммуникационного характера. В результате этого на групповую работу было потрачено больше времени, чем запланировано, поэтому вопрос по изучению опасностей, связанных с газом, был вынесен на домашнее задание.

Поставленная на уроке учебная задача была решена частично. Поставлена цель на следующий урок: выяснить, какую опасность представляет собой газ и выполнить проверочный тест.











  1. Брейн – ринг.

    • Возник пожар. Что делать? (звонить 01)

    • Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)

    • По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)

    • Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)

    • В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)

    • Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)

    • Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)













Тест.


1 . Выбери номер телефона газовой службы

а) 01 б) 03 в) 04


2. Выбери номер телефона пожарной охраны

а) 01 б) 03 в) 04


3. Выбери номер телефона скорой помощи

а) 01 б) 03 в) 04


4. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

а) убежать

б) закричать, позвать на помощь

в) вызвать пожарников по телефону 01


5. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит

б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками

в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире

6. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать прежде всего?

а) оставить всё как есть до прихода родителей - это дело

взрослых

б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям
в) выйти из квартиры


7. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?

а) открыть окно

б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04
в) зажечь спичку



































Тема урока: «Огонь, вода и газ»

Тип урока: Урок объяснения нового материала по разделу «Наша безопасность»

Цели урока:

Формирование основных норм и правил поведения по обеспечению безопасности в быту.

Задачи: 1.Узнать, как выглядит опасность и почему возникает.

2.Закрепить теоретически и практически знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

3.Воспитывать находчивость, собранность, ответственность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, компьютерные колонки, индивидуальные карточки с заданиями, памятки.

Ход урока



I.Организационный момент.


Мы продолжаем работать с разделом учебника «Наша безопасность».

- Но прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, как называется тема, с которой вы познакомились на прошлом уроке? (дорожные знаки)

- Почему во всех странах одинаковые дорожные знаки? ( понятны без слов жителям всех стран) Да, ребята, без незнания дорожных знаков сегодня безопасное движение невозможно. На уроке мы познакомиться с другими опасностями.


СЛАЙД 1

II.Сообщение темы и цели урока.

А вот с какими, и как называется тема сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав загадки:

Загадка первая:

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь)

Загадка вторая:

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Загадка третья:

Он для всех опасен нас,

Называют его …(Газ) Правильно, ребята.

Тема урока - «Огонь, вода и газ».

Сегодня вы узнаете, какую опасность для человека представляет огонь, вода и газ, научитесь действовать, когда возникнет угроза вашей жизни.

Учитель. Огонь издавна является другом человека. Он помогает людям выживать, готовить пищу, спасает их от холода. Но если мы забываем о правилах обращения с огнём, он становится беспощадным врагом.

-К нам на урок пришли «Спасатели», герои одного мультфильма, чтобы рассказать о том, в каких случаях ваши действия могут стать причиной пожара, затопления квартиры, утечки газа. - А кто это?












СЛАЙД 2



























СЛАЙД 3



СЛАЙД 4

СЛАЙД 5


III. Работа по теме

урока.

1. Введение в новую тему.


Учитель. Однажды у спасателей раздался телефонный звонок:



"Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!"



Учитель.- Ребята, а вы знаете, в каких случаях вызывают пожарных? (Когда что-то горит)

- Правильно, ребята.


СЛАЙД 5




















2. Причины пожара.


Сейчас мы узнаем, по каким причинам может возникнуть пожар.

- Чип и Дейл предлагают вам игру, которая называется «Четвертый лишний».

- На экране вы видите изображение четырех предметов, которые имеют какое-либо отношение к пожару, вам нужно определить что лишнее.

  • Чайник, утюг, телевизор, книга – электрические приборы - их неисправность, когда их забывают выключить – все это может стать причиной пожара.

  • Топор, спички, зажигалка, печка – предметы, неосторожное обращение с которыми может стать причиной пожара.

Вопрос: что же может стать причиной пожара? (не выключенные электрические приборы, неосторожное обращение со спичками, зажигалками)


















СЛАЙД 6

СЛАЙД 7








3.Действия при пожаре (работа с учебником)





























Рассказ учителя

об огне

- Ребята, Гаечка принесла нам учебник, в котором говорится о том, какие действия нужно предпринять, если вы заметили возгорание, как сохранить свою жизнь.

Давайте, откроем в учебнике стр.4, рассмотрим рисунки и попробуем ответить с их помощью на вопрос : «Как нужно действовать, если возник пожар?»

  • Позвонить пожарным;

  • Выбежать из дома и звать на помощь.

Так по какому номеру вы сообщите о пожаре?

Давайте скажем хором:

«Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер – 01»

Если в вашей квартире что-то загорелось, для этого нужно набросить на огонь одеяло. Но если огонь разгорается сильнее, немедленно надо позвонить по телефону 01, вызвать пожарных, назвать свой адрес, выбежать из квартиры и звать на помощь.

На пожаре люди гибнут не только от пламени, а от дыма и горючего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымлённом месте можно дышать только через мокрое полотенце, шарф, шапку.

Выбегая, убедитесь, что там никто не остался. Закройте дверь в горящей комнате и заткните щели мокрыми тряпками, чтобы задержать распространение огня и дыма. Особенно надо следить за младшими сестрёнкам и братишками. Помните, от дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются.

СЛАЙД 8

























СЛАЙД 9























СЛАЙД 10

IV.Игра «Запрещается-разрешается»






















Чтобы закрепить правила пожарной безопасности, Гаечка предлагает вам игру, которая называется «Запрещается-разрешается». Я буду говорить вам предложения, а вы отвечать хором -«запрещается» или «разрешается».

  • Бросать горящие спички в помещениях.

  • Защищать дом от пожара.

  • Небрежно обращаться с огнём.

  • Кричать и звать на помощь взрослых.

  • Оставлять без присмотра включённые в сеть электронагревательные приборы.

  • Дышать через мокрое полотенце

СЛАЙД 11

V.Физкультминутка.


Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Нас работа ещё ждёт.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс,

Прочитаем там рассказ.

СЛАЙД 12

VI. Работа по теме урока. Самостоятельная работа (продолжение)

1. И снова звенит телефон:


( Звонит телефон)

-Кто говорит?

-Слон!

«Помогите, помогите,

У меня вода в квартире!»

Учитель. И опять наши спасатели Чип и Дейл спешат на помощь людям. И мы, ребята, поспешим за ними. Вдруг и наша помощь понадобится.

-Мы знаем, что жизнь без воды невозможна. Но иногда и от воды приходится защищаться. Ведь в квартире, в доме или школе может произойти авария водопровода или отопления, например, прорвать трубу отопления или батарею. Что же делать в этом случае?

-Об этом, вы узнаете, прочитав самостоятельно текст учебника на стр. 5-6 «Вода в доме».

-Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

Вентиль – это клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.

Диспетчер – человек осуществляющий прием сообщений о пожарах, авариях водопровода.

-Что же вы будете делать, если у вас дома потек кран или прорвало трубу? Ответьте на вопрос, используя рисунок на странице 5.

СЛАЙД 13















СЛАЙД 14

















СЛАЙД 15





СЛАЙД 16



VII. Работа по теме урока(продолжение)

И снова звенит телефон:


- «Спасите, спасите,

Газом пахнет в квартире!»

И снова мы с нашими спасателями должны спешить на помощь.

СЛАЙД 17



1.Сообщение ученика.







































2.Сообщение ученика.

А вот ученица подготовила сообщение о природном газе.

- В природе газ, который мы используем, не имеет запаха. Он может быть опасен. Но для того, чтобы почувствовать опасность, газ делают пахучим, когда отправляют в наши дома.

- Спасибо.

- А вот, что вы будете делать, когда почувствуете запах газа в квартире? - Попробуйте ответить с помощью рисунков в учебнике на странице 6 «Если чувствуешь запах газа».(Дети отвечают)

Слово учителя. Да, ребята вы правильно ответили на вопрос.

. Если почувствовали запах газа в квартире, нужно немедленно открыть окно, чтобы проветрить помещение, проверить ручки плиты, перекрыть кран на газовой трубе, вызвать аварийную газовую службу по номеру - 04.

-А (Ученица) подготовила небольшое сообщение о том, чего нельзя делать ни в коем случае, если в квартире пахнет газом.

-Ни в коем случае при запахе газа нельзя зажигать спички, включать свет или электрические приборы, потому что иногда газ, наполнивший квартиру, взрывается. И случается это от зажженной спички или электрической искры.

- Молодец!

- Если запах газа не исчезает, нужно вызвать мастера из газовой службы по номеру – 04. Но звонить лучше не по своему номеру, а от соседей, потому что иногда для взрыва газа достаточно даже крошечной искры в телефонном аппарате.

Рекомендации из учебника. (Учитель)

А ещё, ребята попросите взрослых показать, где у вас дома находятся вентили, перекрывающие холодную и горячую воду. Под наблюдением взрослых поучитесь перекрывать воду. Попросите взрослых научить вас перекрывать газ в газовой плите.














































СЛАЙД 18

VIII. Работа по карточкам.

Рефлексия.

-А сейчас для того чтобы проверить, внимательно ли вы работали на уроке, Чип и Дейл проведут самостоятельную работу с карточками «Проверь себя!»

-Укажите стрелкой правильное действие для каждого случая.

Проверка на слайде.

-Что нового вы узнали? Ответ начните со слов:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...


СЛАЙД 19

IX. Итог урока.

- Молодцы, ребята! И мне, и спасателям очень понравилось с вами работать. Вы внимательны, активны, были нашими хорошими помощниками.

-За урок я сегодня поставлю оценки 5ученику,

А для того, чтобы вы лучше запомнили, как вести себя в трудных ситуациях, я раздам вам памятки.

-На этом наш урок окончен.

СЛАЙД 20



Самоанализ открытого урока

по окружающему миру в 3 классе по программе  «Школа России».



Тема урока: Огонь, вода и газ.

Тип урока: Урок объяснения нового материала по разделу «Наша безопасность»

Основная цель урока:

Формирование основных норм и правил поведения по обеспечению безопасности в быту.

Задачи: 1.Узнать, как выглядит опасность и почему возникает.

2.Закрепить теоретически и практически знания и навыки поведения в опасной для жизни ситуации.

3.Воспитывать находчивость, собранность, ответственность.

Проведённый урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Наша безопасность» курса «Окружающий мир». По типу - это урок изучения нового материала. Урок проходил в форме урока – игры в сопровождении мультипликационных героев. Считаю, что такая форма помогла всем детям включиться в работу, заинтересовала всех. При подготовке к уроку я использовала групповые, индивидуальные технологии.    

Ученики сами определили тему урок. При изучении новых знаний и способов действий в опасной для жизни ситуации использовала разнообразные виды деятельности. Работа с учебником предполагала наличие поисковых задач. Работа с текстом была направлена на умение выделять главное в тексте, найти правильный ответ на поставленный вопрос. Была проведена словарная работа. На этапе усвоения новых знаний применяла практическую, групповую, индивидуальную работу (подготовка сообщений).

Физминутка была использована для психологической разгрузки учащихся.

Применение мультимедийных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала. Самостоятельная работа по карточкам помогла проверить усвоение нового материала. Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.

Урок я старалась вести таким образом, чтобы ученики были активными участниками учебного процесса. Ответы детей оценила, вручила им памятки.

Поставленная цель и задачи урока были достигнуты.

Самоанализ

Тип данного урока – изучение нового материала. Главная задача этого урока - открыть новое знание: узнать, как выглядит опасность и как она возникает.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно – деятельностный подход. При данном подходе обучающиеся усваивают информацию в процессе собственной деятельности.

На уроке постаралась как можно больше времени уделить самостоятельной работе: это работа в парах и группах. Через систему вопросов, заданий ученики сравнивали, анализировали, обобщали, делали выводы, исследовали.

На уроке ребята были активными участниками учебного процесса. Они свободно выражали свои мысли, не боялись высказывать свои мнения. Ученики показали, что умеют определять тему и задачи урока, ориентироваться в учебнике, отвечать полным ответом на поставленные вопросы. На протяжении всего урока использовалась мультимедийная презентация. Это особенно важно для детей с неустойчивым вниманием, т. к. позволяло активизировать умственную деятельность обучающихся.

На протяжении урока использовались различные способы проверки выполнения заданий: фронтальный и индивидуальный опрос, работа с сигналами, взаимопроверка, сверка с образцом.

Групповая форма работы даёт возможность каждому быть успешным. Третьеклассники учатся работать в группах, знают правила совместной работы. На данном уроке учащиеся не смогли в полной мере использовать знания правил групповой работы. Внутри каждой группы возникли некоторые проблемы, связанные как с невнимательным прочтением задания, так и коммуникационного характера. В результате этого на групповую работу было потрачено больше времени, чем запланировано, поэтому вопрос по изучению опасностей, связанных с газом, был вынесен на домашнее задание.

Поставленная на уроке учебная задача была решена частично. Поставлена цель на следующий урок: выяснить, какую опасность представляет собой газ и выполнить проверочный тест.



























30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!