Урок окружающего мира 4 класс
Тема : « Великая Отечественная война»
Ход урока
На экране даты 1941 – 1945 гг.
Посмотрите на даты, и вы поймёте, какому событию посвящён наш урок.
Д. (наш урок посвящён В О в)
(кликнуть) (Великая Отечественная война)
-Какие ассоциации возникают у вас со словом война?
-Почему она названа Отечественной?
(граждане одной страны встают на защиту своего Отечества)
- Как вы понимаете значение слова Великая Отечественная война?
(длилась долго 1418 дней и ночей, унесла миллионы жизней около 27 мил анм.) Россия знала немало войн, но самая тяжёлая из них это Великая Отечественная война.
Определим цель нашего урока: (на слайде)
Расширить и углубить знания о событиях и героях Великой Отечественной войны аним..
- Предлагаю мысленно перенестись в то далёкое время….
( звучит музыка «Рио Рита» )
Учитель
Шёл июнь 1941 года. ( звучит музыка «Рио Рита» )
Воскресное утро 22 июня.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось!...
( звучат звуки: взрывы, свист снарядов; на экране слайды: фото войны)
Тяжкий грохот обрушился на землю. Вздрогнули стены. Нападение врага застало советских солдат врасплох. Командиры в отпусках. Оружие на складах. Техника разобрана. Баки самолётов на промывке. Всё яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжёлых снарядов. Полчища вооружённых иноземцев перешли границу государства и принялись уничтожать людей и превращать славянские земли в пустыню. По радио –связи страны прозвучало сообщение.
( звучит запись объявления Левитана о начале войны; )
На защиту Родины встали все. Беда сплотила, придала сил. Военкоматы не справлялись с потоком заявлений, кто рвался добровольцем на фронт.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все, кому мила свобода
И Отчизна дорога!
В первые дни войны была написана песня «Священная война».
Откройте учебники стр 144-145 , здесь есть куплет и припев этой песни. Послушаем песню в исполнении хора В.И Александрова.
Какой призыв содержится в песне?К чему призывает песня?
(д. Она призывает всех советских людей к борьбе с врагом.)
Защитникам Отечества посвящается наш урок.
Сегодня вы будете работать в группах, оформлять страницы книги памяти.
На столах у каждой группы своё задание. В каждой группе есть модератор-руководитель.
На выполнение задания 7 минут.
После этого каждая группа представит результат своей работы.
Самостоятельная работа.
1 группа ( с. 146 )
Прочитайте.
Запишите фломастером на листе факты, говорящие о защите г. Москвы. Запишите лексическое значение слова «ежи», воспользуйся словарём учебника, наклей картинки на страницу.
Модератор группы зачитывает факты и размещает лист на доске.
(картинки: ежи, окопы, самолёты)
2 группа ( с.148-149 )
Прочитайте.
Дополни предложения, говорящие о защите г. Сталинграда, пользуясь информацией из учебника на стр. 148-149, ответы пиши фломастером на листе, наклей картинки на страницу.
Фашисты подошли к Волге ______________________ .
Гитлер стремился овладеть территориями, богатыми углём ___________________________________________________________
___________________________________________________________
Фашисты хотели захватить главный водный путь _________.
Сталинградская битва продолжалась ______________________
Кольцо окружения замкнулось _____________________________.
В январе 1943 года ________________________________________
___________________________________________________________.
Модератор группы зачитывает факты и размещает лист на доске.
3 группа
Посовещайтесь, составьте и запишите на листе благодарственное письмо воинам - защитникам нашей Родины.
4 группа
1.Рассмотрите раздаточные материалы, которые имеются у вас на столе. (это фото героев и информация о их подвигах)
2.Каждый участник группы выбирает фото и информацию об одном из героев. Прочитайте.
3.Подготовьте краткий рассказ о герое.
4.Каждый участник группы вырезает и наклеивает фото и информацию о герое на страницу книги.
5. Все участники группы выходят с портретом героя и рассказывают кратко о его подвиге.
Итак, начнём составление книги памяти.
Согласно плану немецкого командования, война должна была быть закончена не позднее ноября 1941 ( не более 6 месяцев )
В немногих строчках не опишешь
Накал той страсти огневой,
Когда деды наши сражаясь,
Разбили немцев под Москвой.
- Факты о защите Москвы озвучат ребята
Выступления 1 группы
Пройти парадным маршем по Красной площади немецким генералам не удалось. Также провалился и план молниеносной войны.
(разместите страницу на доске)
______________________________________________________________
Одним из главных направлений немцев был город Сталинград ( ныне Волгоград )
Клубились яростно метели
По Сталинградской по земле.
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по золе.
И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полёте,
Как ветки с листьями в огне.
И падал в битве человек
В горячий снег кровавый снег….
- Факты о защите Сталинграда озвучат ребята 2 группы.
(разместите страницу на доске)
Выступления 2 группы
____________________________________________________________________
Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя.
За народ, за нас с тобой…
О некоторых героях ВОВ расскажут ребята 3 группы
Выступления 3 группы
( Кошкаров Г.Н, Василий Венгерский , Тоня Егорова, Николай Гстелло, Н.И. Кузнецов)
Помните! Через века, через года - Помните!
Какою ценой завоёвано счастье,- пожалуйста, помните!
Давайте люди никогда
Об этом не забудем!
Их 27 миллионов незабытых,
Убитых, навернувшихся с войны.
Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной войны.
_____________________________________________________________________________
Сколько ж горя солдатам пришлось повидать,
То словами теперь нелегко передать.
Им победа досталась огромной ценой –
И сегодня поклон им от отчизны родной.
Благодарственное письмо воинам-защитникам написали ребята 4 группы.
Выступления 4 группы
(разместите страницу на доске)
_____________________________________________________________________________
Ребята, выберете любую фразу, которую вы видите на экране и продолжите её.
Сегодня я узнал о ….
Я понял, что…
Теперь я знаю имена героев …..
Мне захотелось…
Я хочу чтобы….
Илья продолжит эту фразу песней.
« Я хочу, чтобы не было больше войны » ( исполнение песни)
Ребят я благодарю за работу!
А гостей я благодарю за внимание!
( дети прикрепляют голубей на доску )
Приложение
Кошкаров Григорий Никифорович
выпускник школы № 13.
командир огневого взвода батареи противотанковых орудий, лейтенант
В 1941 году из 9-го класса ушел добровольцем в Красную Армию. Окончил Томское артиллерийское училище в 1942 году и направлен на фронт. Сражался под Сталинградом, особо отличился в боях на Курской дуге.
С 7 июля по 10 июля 1943 года лейтенант Кошкаров с расчётами отражал танковые атаки противника. Он заменил раненого командира, умело организовал оборону. Под его командованием батарея отражала по 5—6 вражеских атак в день. Артиллеристы уничтожив большое количество вражеской техники.
В отдельных атаках участвовало до 150 танков противника, но артиллеристы не дрогнули. Отважный офицер погиб в бою 11 июля 1943 года. Ему было всего 19 лет.
_____________________________________________________________________
Василий Петрович Венгерский
выпускник школы № 13.
В конце 1943 попал на фронт..
Он был рядовым связистом. Часто находился там, где вражеские снаряды и мины выводили из строя телефонный кабель. Боевые приказы командира Василий выполнял, как положено бойцу, быстро, четко. В разгар боя оборвалась связь штаба полка с его батареями. Василий получил задание устранить повреждение на линии. Под сильным обстрелом связист пробрался к месту обрыва кабеля и стал зачищать концы провода. Но в этот момент близко разорвался снаряд. Раскаленный металл вонзился в грудь.
Истекая кровью, теряя сознание, Венгерский в последние удары своего сердца крепко зажал концы перебитого провода зубами. Он погиб, но обеспечил успех боя! Родина наградила Василия Венгерского орденом Отечественной войны первой степени.
______________________________________________________________________
Николай Иванович Кузнецов
разведчик
Добровольно вступил в партизанский отряд, который действовал на территории Украины. Он передавал командованию сведения о новых немецких ракетах, о планах наступления немецких войск, ликвидировал немецких генералов. Был окружён врагами, взорвал себя гранатой.
_____________________________________________________________________________________
Тоня Егорова
выпускница школы № 13
Суровая судьба постигла выпускниц нашей школы. По примеру юношей, на фронт ушли 9 десятиклассниц. И они добровольно записались в санитарки. Их отправили под Сталинград. После трехнедельных боёв в Сталинграде их осталось в живых только пятеро».
В своём первом бою погибла Тоня Егорова. В самом первом… Её прошила автоматная очередь, когда ползла к раненому бойцу.
Николай Гастелло
летчик
В июне 1941-го экипаж под командованием Николая Гастелло вылетел в атаку на немецкую механизированную колонну, которая охранялась вражеской артиллерией, и самолет Гастелло был сбит фашистами из зенитной установки. У летчика была возможность катапультироваться, но он направил горящий самолет на колонну врага.