Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. Мотивация. Физминутка | Цель – проверка готовности к уроку, установление эмоционального контакта в группе. |
Сегодня мы будем работать в группах. Надо настроиться на работу, наладить контакт в группе. Поможет нам упражнение «Локотки». | По хлопку учителя, дети произвольно меняют положение рук (за голову, на плечи, на пояс, на колени; локти при этом всегда оттопырены в сторону). 5-6 раз. По условному сигналу – например, колокольчик - ребята «здороваются локотками» со всеми участниками своей группы – устанавливают контакт для сотрудничества. |
II. Этап повторения изученного. | Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме «Рыбы». |
Ребята, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Блиц-опрос «Закончи предложения»: На прошлом уроке мы изучали… К ним относятся… Отличительными признаками рыб являются…Молодцы. | … рыб. … акула, окунь, сом... … чешуя, дышат с помощью жабр... |
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. | Цель – активизация мыслительной деятельности, умение находить общее и различие, формулирование темы урока. |
Игра «Найди лишнее». Посмотрите на фото. Определите, какое животное «лишнее» и почему. Правильно, именно эту группу животных мы будем сегодня изучать и продолжим заполнять таблицу «Животные». | Пингвин – птица. Остальные – рыбы. |
IV. Этап актуализации знаний. | Цель – выявить первоначальные знания детей по теме «Птицы»; подготовить к восприятию новой темы. |
Птицы. Что вы о них знаете? (Учитель записывает виртуальным маркером все предложения детей на облаках) | Дети называют признаки птиц. |
V. Этап изучения новых знаний. Практическая работа учащихся. Физминутка | Цель – сравнение признаков птиц с признаками других животных, выявление признаков, присущих только птицам, самостоятельное формулирование вывода и проверка по учебнику. |
Вы предложили признаки птиц, к ним я добавила ещё несколько. Все они перед вами. Предлагаю узнать основные признаки птиц с помощью игры «Верное утверждение». На ваших столах лежат пластины счётного материала. Возьмите красную и синюю пластины. Если утверждение верное – вы поднимите синий цвет, а если неверное – красный. Мудрая Черепаха и муравей Вопросик будут внимательно следить за вашими ответами. Приготовились. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой основной отличительный признак птиц? Откройте учебник на с. 24. Проверим правильность нашего вывода. Молодцы, вы справились с заданием. | Дети взяли пластины 2 цветов. Группа выбирает признак, учитель переходит по ссылке, читает вопрос, дети отвечают, показывая цветную пластину: синий – да, красный – нет. Обсуждают в группе, формулируют вывод: птицы отличаются от других животных наличием перьев. Находят в учебнике вывод. Один учащийся зачитывает его вслух. |
Цель – реализация двигательной активности , развитие творческого потенциала, скорочтение, формирование уверенности в себе, знакомство с голосами птиц. |
Сейчас я предлагаю вам творческое задание. Вы будете «превращаться» в разных птиц. Постарайтесь с помощью движения передать их размеры и характер. Читайте название птицы и показывайте её. (На данном этапе обучения читать желательно хором – ориентир на детей умеющих читать, а плохо читающие дети тянутся за всеми, формируется уверенность в своих силах | Дети читают вслух название птицы и с помощью жестов показывают её. |
VI. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся. | Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, использовать жизненный опыт, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища. |
Ребята, где можно встретить птиц? Сейчас каждая группа получит конверт с заданием (фотографии птиц и цветная закладка). Его выполнить вам поможет «Атлас - определитель». Обратите внимание на то, что в атласе есть разноцветные закладки – 4 разных цвета. Задание (все задания вводятся учителем постепенно): Рассмотрите фотографии птиц, вложенные в конверт. Названия каких птиц вы можете назвать самостоятельно? Как вы думаете, что может объединять в данную группу этих птиц? Откройте атлас-определитель (по цветной закладке), прочитайте название темы – проверьте своё предположение. Найдите на странице атласа птиц, изображённых на ваших фотографиях; прочитайте названия (для читающих). Рассмотрите птиц. Поделитесь друг с другом своими впечатлениями. На страничке атласа, там, где текст, есть выделенные слова – это названия птиц. Попробуйте найти их. *Попробуйте прочитать для ребят информацию, о любой из ваших птиц. (Если есть читающие ребята). Представитель каждой группы должен познакомить класс со своей группой птиц. (Название, что их объединяет, где можно встретить, интересные особенности…) | Варианты ответов детей: на улице, в лесу, у реки… Достают из конверта фото птиц, определяют названия. Хищники, живут у воды, ласточки… Сравнивают предположения с темой статьи в атласе. Сопоставляют фото и картинку в атласе. Проговаривают то, что видят. Просмотровое чтение. Умеющие читать ребята читают текст о птице для своей группы. Команда сама выбирает своего представителя, который рассказывает о своих птицах. |
VII. Этап контроля и самоконтроля. | Цель – проверить усвоение материала. |
Проверим, как вы усвоили тему урока. Откройте «Тесты» на с. 13. (Учитель читает задание, даёт время на выполнение задания.) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Карандашиком отметьте своё согласие или несогласие с ответом товарища (+ или -) Возьмите свою тетрадь. У кого есть вопросы по тесту? | Работают в тестовых тетрадях. (Кто такие птицы?) Взаимопроверка. Могут высказать несогласие с проверкой работы. Должны это обосновать. |
VIII. Этап коррекции | Цель – вызвать у детей сочувствие к птицам, найти пути выхода из сложной ситуации, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой. |
Ребята, взгляните на фотографии следующего слайда. Что их объединяет? Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой». О чём заставляет задуматься это стихотворение? Какие важные вопросы затрагивает? Как вы можете помочь птицам? Сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и принесите в школу. С приходом холодов мы развесим их на территории школы и будем вместе заботиться о братьях наших меньших. | Люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их. Дети высказывают свои мысли. Сделать кормушку, не забывать подкармливать птиц … |
IX. Этап подведения итогов занятия. | Цель – подведение итогов, формулирование вывода, заполнение части таблицы. |
Подведём итог нашей работе. Скажите, кто же такие птицы? | Дети самостоятельно формулируют правило, используя слова подсказки. (При нажатии на правильное слово, оно открывается в предложении; лишние слова исчезают) |
Мы вернулись к нашей таблице. С какой группой животных мы познакомились сегодня? Какая отличительная особенность у этих животных? Назовите птиц, которых мы сегодня ещё не упоминали. (Дети называют, а учитель записывает виртуальным фломастером названия в таблицу. К следующему уроку эти слова надо напечатать) (После заполнения таблицы, следует перейти по стрелочке (в правом нижнем углу) на слайд с облаками. Ребята, вы сделали вывод кто такие птицы. Но я предлагаю вам поиграть.. Интернет-игра «Кто такие птицы» https://learningapps.org/display?v=p6awwv4c520 | Птицы. Есть перья. Дети вспоминают или могут воспользоваться атласом-определителем. Дети выходят к интерактивной доске и читают задания и работают с материалом игры. |
X. Этап сопоставления знаний до и после урока. | Цель – сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. |
Посмотрим на облака. Какие утверждения оказались верными, а какие не нашли своего подтверждения на уроке? (Пройти по ссылке «Окончание урока») | Анализируют записи на облаках, которые читает учитель. Могут показать + или – в знак согласия или несогласия. |
XI. Этап рефлексии. | Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. | |
Оцените работу на уроке (Р), работу группы (Г) и отметьте, понравился ли вам урок (П). | Работа детей со шкалами самооценки. |