СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме "Екатерина Великая" в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему : "Екатерина Великая" .УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме "Екатерина Великая" в 4 классе»

Урок окружающего мира в 4 классе

тема Екатерина Великая

УМК «Школа России», автор А.А.Плешаков 2часть

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II; развивать устную речь, воображение учащихся;

воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;

развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.

Задачи:

1) Предметные:

- познакомить с историческим фактом правления Екатерины Великой;

- формировать понятийный аппарат темы;

- формировать пространственно-временные представления;

2) Метапредметные:

- способствовать воспитанию юного гражданина, воспитывать чувство патриотизма;

- способствовать эстетическому воспитанию при рассказе об архитектурных сооружениях;

- прививать интерес к истории России.

3) Личностные:

- развивать речь во время ответов на вопросы;

- развивать память при закреплении и изучении нового материала;

- развивать мышление во время ответов на вопросы;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

слайд

1.Организационный момент

Встали дружно.

Повернулись и друг другу улыбнулись.

Настроенье, каково?

- Во!

Все такого мнения?

Все без исключения?


2. Мотивационный этап

Прочитайте девиз, записанный на доске:

Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна

- Как вы понимаете смысл?

-Как думаете, кому принадлежат эти слова?

3. Актуализация знаний

- Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Предлагаю вам вспомнить некоторые страницы из истории нашей страны. Узнайте историческую личность и расскажите о его роли в истории страны.

слайды «История в лицах».

1.Пращур Юрий Долгорукий

Строил древний городок;

Послужил ему порукой

Перекрёсток всех дорог.


2.По глухим лесным дорогам,

По лесам и перелогам

Хан Батый к Москве спешит –

Скачут тысячи копыт.


3.Чтобы княжествам отдельным

От набегов не пропасть,

Князь Иван князьям удельным

Объявил единой власть.

Тут и стала мать Москва

Всем уделам голова!


4.Словно сто голов дракона

Растянулась возле Дона,

Разлеглась Мамая рать,

Стала русских поджидать.

Дмитрий-князь об эту пору

По степному по простору

Тоже к Дону подошёл,

Рать могучую привёл.


5.Летописцы в толстых книгах

Записали в этот год:

«Нет над нами больше ига,

Сбросил иго наш народ!»


6.Сиротою стал он рано,

Был он внуком князь-Ивана,

Сам Иваном назван был

И на деда походил.


7. Царь Иван учёным был,

Книжки царь Иван любил,

И надумал царь суровый

На Руси ввести печать,

Чтоб народ по книжке новой,

По печатной, обучать.


8. Грозный царь в воспоминанье

О победе над Казанью

Двум прекрасным мастерам

Приказал построить храм.


9. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.


10. В гранит оделася Нева;

Тёмно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва.



- Молодцы, правильно определили исторические личности.


- А с какой целью мы выполняли данную работу?


- Для чего мы должны знать этих известных людей в истории?











- С каким выдающимся учёным мы познакомились на прошлом уроке?

- Перечислите области науки и открытия, которые сделал М.В.Ломоносов.

-Он так же ввел новые для того времени понятия.

Переходим к следующему заданию «Объясни понятие». Данное задание вы будете выполнять индивидуально. Это проверка домашнего задания (Приложение 2)

- У вас на партах карточки со словами (левый столбик) и их толкование(правый столбик). Ваша задача, соединить стрелочкой слова с их значением.


1)  атмосфера,

2) барометр,

3) формула,

4) термометр




- Давайте сверим вашу работу с образцом на доске. Оцените свою работу в маршрутном листе.

4 балла – правильно определили четыре понятия

3 балла – правильно определили три понятия

2 балла – правильно определили два понятия

1 балл – правильно определили одно понятие.


- Ребята, для чего мы выполняли данное задание?





4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


- Отгадайте кроссворд. ( Приложение 3)

1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.)

2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.)

3. Профессия отца Ломоносова. (Рыбак.)

4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину. (Петербургская.)

5. Страна, где за границей учился Ломоносов. (Германия.)

6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.)

7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.)

8. Он открыл атмосферу на планете ... . (Венера.)

9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.)



-Прочитайте слово в выделенных клетках (Екатерина)



- Как вы думаете, какова тема нашего урока?


- Давайте определим задачи урока, используя ключевые слова-глаголы.

Узнать о …

Перечислить…



План урока:

1. Почему Екатерину называли «Великой»

2.Путешествие в Петербург.

3.Дворяне и крепостные

4.Знаменитые военачальники



5. Старославянская физминутка.

- Прежде чем приступим к работе, давайте немного отдохнем.

- Более двухсот лет прошло с того времени, когда жила Екатерина. Язык  времени  сильно  отличался  от  современного  языка.  В физминутке, которую мы разучим, встречаются   устаревшие  слова. Выполним зарядку по - старославянски. Подсказки вы увидите на экране. (Показ слайда «Перевод со старославянского»)

Разведите в стороны  десницу и

шульцу – соедините их.

Поднимите рамена – опустите.


Потрясите дланями.

Погрозите  перстами.

Вытяните выю.

Наклоните главу – опустите.

Погладьте себя по ланитам.


(десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки).



6. Работа по теме урока. Работа в группах

Начинаем работу в группах. Работать будем по следующему плану: (план на доске)

Работа с учебником по группам:

1 группа – стр. 105-106 3 группа – стр. 107-108

2 группа – стр. 106-107 4 группа – стр. 108-110


- Каждая группа будет работать по своей теме

-Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. С ним вы ознакомитесь самостоятельно.

План действий:

1. Прочитайте текст в учебнике (с.105 - 110) .

2. Прочитайте задания вашей группы.

3. Дайте ответы на них.

4.. Выберите в группе того, кто будет выступать.

5. Сообщение о результатах работы группы.


 7.Обсуждение полученной информации.

  8.Выступления групп

Каждая группа выступает со своим сообщением.

1группа


2группа


3группа


4группа

- Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад

3 балла – работал в группе активно

1 балла – не всегда включался в работу

0 баллов – совсем не работал, не принимал участие



8.Закрепление изученного.

1. Почему Екатерину назвали Великой?

-Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?

Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй.

Составьте блок-схему с "лучиками"

-Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков?



9.Итог урока


- Подводим итог урока в маршрутном листе. Посчитайте баллы и переведите их в отметку.


7-8 баллов – 5

5-6 баллов – 4

4-3 баллоа – 3

10. Рефлексия

- Вспомните девиз Екатерины Великой. Что хотела Екатерина сказать этими словами?

- 10. Домашнее задание

Обязательно: c.105-110 – читать отвечать на вопросы.

По желанию: с помощью дополнительной литературыЮ Интернета подготовить рассказ-биографию А.В.Суворова или Ф.Ф.Ушакова



Во!

Да.

Да, да, да.







Предположения детей.






Определяют историческую личность,




Первые упоминания о Москве 1147г



Нашествие Батыя 1238г





Иван Калита









Куликовская битва 1380г





Стояние на р.Угре , Иван3 – 8 октября 1480г





Иван 4 Грозный




Первопечатник Иван Федоров

1564г книга Апостол



Храм Василия Блаженного




Петр 1 Великий




1703г строительство Санкт-Петербурга




Данную работу выполняли для того, чтобы узнать, на сколько хорошо, мы усвоили тему прошлого урока.

Мы вспомнили известных исторических деятелей и их заслуги пред государством.























Работают с маршрутным листом.


Мы должны знать, что обозначают данные слова,









Ответы:

1. Петербург.

2. Дьячок.

3. Рыбак.

4. Петербургской.

5. Германия.

6. Холмогоры.

7. Химик, физик.

8. Венера.

9. Чайка.


















Тема урока - Екатерина

























Правая рука и левая в стороны,

Поднимают и опускают плечи

Трясут ладонями.

Грозят пальцами.

Вытягивают шею

Наклоняют голову

Гладят себя по щекам









Знакомятся с планом действий







































Работают с маршрутным листом.





2








3















4





5





6









7







8






9




10







11




12




13



































14



















































15









16
















17








































18-19


20-29


30


31




Приложение 1

Маршрутный лист

Ф.И.____________________________________________

Объясни понятие

Работа в группах

Количество баллов

Отметка

Отметка учителя








Приложение 2


1) атмосфера

2) барометр

3) формула

4) термометр

-измерительный прибор для измерения температуры различных тел и сред...


- символическая запись высказывания...

-прибор для измерения атмосферного давления

- воздушная оболочка Земли, удерживаемая силой притяжения и участвующая во вращении планеты.



Приложение 3

1. Город, где в университете учился Ломоносов.

2. Первый учитель Ломоносова.

3. Профессия отца Ломоносова.

4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину.

5. Страна, где за границей учился Ломоносов.

6. Город, около которого родился Ломоносов.

7. Ломоносов — выдающийся ....

8. Он открыл атмосферу на планете ... .

9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море.



Задания для групп

1 группа

1. Прочитайте текст на стр. 105 и дополнительный материал , ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

1.Чьи дела продолжала Екатерина Вторая?

2.Назовите годы правления.

3.Какими чертами характера отличалась?

4.Какие указы издавала?

Дополнительный материал

Екатерина II Алексеевна (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская ) получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году. Правила Россией 34 года.



2 группа

1. Прочитайте текст на стр. 106-107и ответьте на вопросы.

2. Выпишите, что изменилось в Петербурге во время правления Екатерины Второй?

Схема ответа

Анализируя текст, мы выяснили, что ____________________________________________________

1) _____________________________________________________

2) _______________________________________________________

3) _______________________________________________________

4) ______________________________________________________

5) ____________________________________________________

6) ________________________________________________________

7) _________________________________________________

Дополнительный материал.

В наши дни в Зимнем дворце находится Эрмитаж. Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов. Но только небольшая часть показывается в четырёх зданиях: в Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. Есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты.





3 группа

1. Прочитайте текст на стр. 107-108 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

1.Как Екатерина Вторая управляла государством?

2.Кто такие дворяне? Что они получали за свою службу от Государыни?

3. Кто такие крепостные крестьяне? Почему их жизнь была тяжела?

4.Объясните значение слова «восстание».

Дополнительный материал.

Беглый казак Емельян Пугачёв прошёл трудный жизненный путь. Он объявил себя царём - Петром 3,создал повстанческую армию, призывал присоединиться к восстанию. Война охватила огромную территорию. После ряда поражений Пугачёв был выдан богатыми казаками правительственным войскам и казнён в Москве.



4 группа

1. Прочитайте текст на стр. 108 -110 и ответьте на вопросы.

2. Подготовьте ответ по плану.

План:

1.Что вы узнали о А.В.Суворове? Какие победы он одержал?

2. Что вы узнали о Ф.Ф.Ушакове? Какие победы он одержал?

3.На берегах каких морей укрепила своё положение Россия?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!