1.Организационный момент Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. Настроенье, каково? - Во! Все такого мнения? Все без исключения? 2. Мотивационный этап Прочитайте девиз, записанный на доске: Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна - Как вы понимаете смысл? -Как думаете, кому принадлежат эти слова? 3. Актуализация знаний - Каждый человек имеет свою биографию. Любая страна тоже имеет свою биографию. Только мы в этом случае употребляем другое слово – история. Предлагаю вам вспомнить некоторые страницы из истории нашей страны. Узнайте историческую личность и расскажите о его роли в истории страны. слайды «История в лицах». 1.Пращур Юрий Долгорукий Строил древний городок; Послужил ему порукой Перекрёсток всех дорог. 2.По глухим лесным дорогам, По лесам и перелогам Хан Батый к Москве спешит – Скачут тысячи копыт. 3.Чтобы княжествам отдельным От набегов не пропасть, Князь Иван князьям удельным Объявил единой власть. Тут и стала мать Москва Всем уделам голова! 4.Словно сто голов дракона Растянулась возле Дона, Разлеглась Мамая рать, Стала русских поджидать. Дмитрий-князь об эту пору По степному по простору Тоже к Дону подошёл, Рать могучую привёл. 5.Летописцы в толстых книгах Записали в этот год: «Нет над нами больше ига, Сбросил иго наш народ!» 6.Сиротою стал он рано, Был он внуком князь-Ивана, Сам Иваном назван был И на деда походил. 7. Царь Иван учёным был, Книжки царь Иван любил, И надумал царь суровый На Руси ввести печать, Чтоб народ по книжке новой, По печатной, обучать. 8. Грозный царь в воспоминанье О победе над Казанью Двум прекрасным мастерам Приказал построить храм. 9. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твёрдой стать при море. 10. В гранит оделася Нева; Тёмно-зелёными садами Её покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва. - Молодцы, правильно определили исторические личности. - А с какой целью мы выполняли данную работу? - Для чего мы должны знать этих известных людей в истории? - С каким выдающимся учёным мы познакомились на прошлом уроке? - Перечислите области науки и открытия, которые сделал М.В.Ломоносов. -Он так же ввел новые для того времени понятия. Переходим к следующему заданию «Объясни понятие». Данное задание вы будете выполнять индивидуально. Это проверка домашнего задания (Приложение 2) - У вас на партах карточки со словами (левый столбик) и их толкование(правый столбик). Ваша задача, соединить стрелочкой слова с их значением. 1) атмосфера, 2) барометр, 3) формула, 4) термометр - Давайте сверим вашу работу с образцом на доске. Оцените свою работу в маршрутном листе. 4 балла – правильно определили четыре понятия 3 балла – правильно определили три понятия 2 балла – правильно определили два понятия 1 балл – правильно определили одно понятие. - Ребята, для чего мы выполняли данное задание? 4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - Отгадайте кроссворд. ( Приложение 3) 1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.) 2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.) 3. Профессия отца Ломоносова. (Рыбак.) 4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину. (Петербургская.) 5. Страна, где за границей учился Ломоносов. (Германия.) 6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.) 7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.) 8. Он открыл атмосферу на планете ... . (Венера.) 9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.) -Прочитайте слово в выделенных клетках (Екатерина) - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Давайте определим задачи урока, используя ключевые слова-глаголы. Узнать о … Перечислить… План урока: 1. Почему Екатерину называли «Великой» 2.Путешествие в Петербург. 3.Дворяне и крепостные 4.Знаменитые военачальники 5. Старославянская физминутка. - Прежде чем приступим к работе, давайте немного отдохнем. - Более двухсот лет прошло с того времени, когда жила Екатерина. Язык времени сильно отличался от современного языка. В физминутке, которую мы разучим, встречаются устаревшие слова. Выполним зарядку по - старославянски. Подсказки вы увидите на экране. (Показ слайда «Перевод со старославянского») Разведите в стороны десницу и шульцу – соедините их. Поднимите рамена – опустите. Потрясите дланями. Погрозите перстами. Вытяните выю. Наклоните главу – опустите. Погладьте себя по ланитам. (десница – правая рука, шульца – левая рука, рамена – плечи, длани – ладони, персты – пальцы, выя - шея, глава – голова, ланиты – щеки). 6. Работа по теме урока. Работа в группах Начинаем работу в группах. Работать будем по следующему плану: (план на доске) Работа с учебником по группам: 1 группа – стр. 105-106 3 группа – стр. 107-108 2 группа – стр. 106-107 4 группа – стр. 108-110 - Каждая группа будет работать по своей теме -Кроме того, на каждую группу дан план действий. Весь план действий вы должны выполнять строго по инструкции. С ним вы ознакомитесь самостоятельно. План действий: 1. Прочитайте текст в учебнике (с.105 - 110) . 2. Прочитайте задания вашей группы. 3. Дайте ответы на них. 4.. Выберите в группе того, кто будет выступать. 5. Сообщение о результатах работы группы. 7.Обсуждение полученной информации. 8.Выступления групп Каждая группа выступает со своим сообщением. 1группа 2группа 3группа 4группа - Давайте оценим работу в группе. Возьмите лист самооценки и оцените свою работу в группе, свой личный вклад 3 балла – работал в группе активно 1 балла – не всегда включался в работу 0 баллов – совсем не работал, не принимал участие 8.Закрепление изученного. 1. Почему Екатерину назвали Великой? -Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей? Какие перемены произошли в России в период правления Екатерины Второй. Составьте блок-схему с "лучиками" -Чем прославились А.В.Суворов и Ф.Ф.Ушаков? 9.Итог урока - Подводим итог урока в маршрутном листе. Посчитайте баллы и переведите их в отметку. 7-8 баллов – 5 5-6 баллов – 4 4-3 баллоа – 3 10. Рефлексия - Вспомните девиз Екатерины Великой. Что хотела Екатерина сказать этими словами? - 10. Домашнее задание Обязательно: c.105-110 – читать отвечать на вопросы. По желанию: с помощью дополнительной литературыЮ Интернета подготовить рассказ-биографию А.В.Суворова или Ф.Ф.Ушакова |