1. Организационный этап | -Здравствуйте, дорогие ученики, я рада вас всех видеть. Сегодня урок окружающего мира проведу я. Меня зовут Яна Сергеевна. Покажите мне свои умные глазки, ровные спинки. Повернитесь к соседу, поздоровайтесь, улыбнитесь. Теперь мы готовы начинать урок | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку, настраиваются на хорошую работу. |
2. Актуализация знаний. | -Знаете ли вы, чьи это слова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? (Слайд 1) -Верно, это слова М. В. Ломоносова. -Ребята, а расскажите, чем он прославился? -Давайте проверим ваши знания по прошлой теме. На столах у вас лежит тест №48. Сделайте самостоятельно, а потом проведем проверку. -Какое учреждение открыли по предложению Ломоносова в Москве? -Верно. А в настоящее время этот университет носит название «Университет имени Ломоносова» -Сегодня мы продолжим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории. | -Михаила Васильевича Ломоносова -Он прославился как выдающийся химик, физик, геолог, астроном, географ, историк, поэт и художник. -Университет. |
3. Целеполагание | – Чтобы узнать кто был продолжателем Петровских начинаний, нужно отгадать кроссворд. (Слайд 2) Вопросы к кроссворду: 1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? 2. Кто был его первым учителем? 3. Кем был его отец? 4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? 5. В какой стране за границей учился Ломоносов? 6. Около какого города родился Ломоносов? 7. Ломоносов был выдающимся … . 8. Он открыл атмосферу на планете …. . 9. Название судна Ломоносова. - Молодцы! Так о ком же пойдет речь на нашем уроке? (Слайд 3) - Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая. Так же, как и Петра её называли Великой, а вот почему её назвали Великой, узнаем сегодня на уроке, а также поговорим о людях которые жили в эпоху Екатерины II и были её верными помощниками. | 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка. -О Екатерине Великой |
4. Открытие новых знаний. | - Посмотрите на портрет императрицы, что вы можете о ней сказать? -Как вы думаете, какой характер у нее был? -Ребята, а вы знали, что имя Екатерина, это унаследованное имя после замужества императрицы? (Слайд 4) -Имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа. Она была немецкой принцессой. -Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I?» Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В соответствии с указом императрицы Екатерины II были открыты различные учебные заведения: кадетский корпус и институт благородных девиц. -А чтобы узнать какие изменения произошли при Екатерине II открываем учебники на странице 106 абзац под названием «Путешествие в Петербург». Кто желает прочитать? (Медный всадник слайд 5, Зимний дворец слайд 6) -Ребята, еще одним немало важным событием во времена правления Екатерины II стало то, что она издала «Жалованную грамоту дворянству» согласно которой: 1. Дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы -Кто знает, кто такие дворяне? (Если не знают: Чтобы ответить на вопрос, вам пригодится учебник. Страница 107 первое предложение.) 2. Подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. Привилегии дворян были расширены, а жизнь крепостных крестьян стал невыносимой. -А чтобы узнать, как жили дворяне и крестьяне самостоятельно прочитаем статью на странице 107-108 и поделимся своими впечатлениями. | - Она смелая, упорная, умная. -Сильный -На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец. -Поддержка и опора российских государей |
5. Физминутка | -А сейчас самое время для физминутки. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись | |
6. Открытие новых знаний | -Давайте продолжим наше путешествие. -Вы знали, что за три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения? -Большая заслуга в этом талантливых полководцев и флотоводцев: Александра Суворова и Федора Ушакова. (слайд 7, 8) -Чтобы поближе познакомится с этими людьми и узнать какие победы одержали солдаты под их командованием, откройте страницу 108, абзац «Знаменитые военачальники» начинаем читать по цепочке - О ком вы прочитали сообщение? - Чем они прославились? - Назовите личные качества военачальников. -Как они относились к своим солдатам и морякам? -Верно, во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов. | -О Александре Суворове и Федоре Ушакове -Прославились многочисленными победами -Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. -С уважением |
8. Итог урока | Наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим что вы запомнили на уроке. - Кто стал продолжателем дел Петра I? -Как ее стали называть? - Какие изменения произошли в России при Екатерине Великой? - Чем прославились Суворов и Ушаков? - Сколько лет царствовала Екатерина II? - Чем отличалась Екатерина? | -Екатерина 2 -Великая -На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец. -Великие полководец и флотоводец -34 года Она отличалась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. |