Актуализация знаний и умений | Актуализация имеющихся знаний | Ребята, сегодня каждый день мы изучаем много нового и для нас неизведанного. Я предлагаю вам разгадать загадки для того чтобы узнать, что же мы сегодня с вами изучим. Он маленький, но хитрый, в воде умело плавает. Много маленьких детей у него бывает. Кто он? Ответ: окунь В воде скрывается, в речке охотится, зубастая и быстрая, кого ты угадаешь? Ответ: Щука. Большой, с усами, под мостом. Перед грозою бьет хвостом. (Ответ: Сом) На рыбалку мы ходили, Рыбу дружно все удили Свой рассказ ты как не крась, Но ловился лишь (карась) Я в пятнах вся такая, Но рыба не речная. Я хищница морская, Скажи, кто я такая? (Ответ: треска) Глазастая, зубастая, Хвостом виляет, В океане промышляет. (Акула) | Окунь Щука Сом Карась Треска Акула |
Постановка целей и задач урока | Определение темы урока, постановка цели и задач | Как назвать этих животных одним словом? -О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Тема урока «Кто такие рыбы?» -Какие задачи мы перед собой поставим? 1. Узнаем каких животных называют рыбами 2. Научимся приводить примеры речных и морских рыб 3. Научимся описывать рыб по плану -К концу урока мы должны будем ответить на вопрос: Какой отличительный признак у рыб? | Рыбы О рыбах -Узнаем каких животных называют рыбами Научимся приводить примеры различных рыб Научимся описывать рыб по плану |
Первичное усвоение новых знаний | Знакомство с новой информацией | -Ребята, Муравьишка Вопросик живет в лесу и не знает, кто такие рыбы? - Может быть кто-то из вас знает, где живут рыбы? - Верно, рыбы живут в реках, морях, озерах и водоемах -Ребята, а как вы думаете могут ли жить рыбы в загрязненной воде? - Верно, мы должны помнить что нельзя загрязнять реки, водоемы, озера и моря. - А Муравьишке Вопросику интересно, могут ли рыбы жить на суше? Как вы думаете? - А Муравьишка сомневается, давайте вместе посмотрим видео. - Ребята, давайте ответим Муравьишке, могут ли рыбы жить на суше? -Верно Рассмотрим рисунок на странице 32. -Давайте рассмотрим, какие части указаны у рыб (показываю на слайде указкой) - У рыбы есть голова, глаза ее разделены по сторонам, чтобы рыба могла видеть, что происходит вокруг нее, также у рыб есть жаберная крышка, чтобы рыба могла дышать под водой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его по всем органам рыбы. Вода выходит наружу через жаберные щели. Туловище рыбы обтекаемое, чтобы ей было удобнее плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвост рыбы помогает отталкиваться вперед. Спинной плавник не дает ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. Благодаря таким особенностям рыбы могут обитать только в воде Физкультминутка Рыбки весело резвятся В чистой тепленькой воде То согнутся, разогнутся, То зароются в песке. Садимся на свои места - Ребята, а сейчас давайте рассмотрим рыб изображенных на рисунке страницы 33. Начнем с рисунка 1 На нем изображены речные рыбы. Ребята, кто-нибудь уже видел таких рыб? 1.Рыба – окунь 2. Щука 3. Сом 4. Карась 5. Ерш - Ребята, кто запомнил речных рыб? Назовите их Теперь давайте рассмотрим морских рыб, они отличаются от речных Морские рыбы: 1. Сельдь 2. Треска 3. Акула 4. Морской окунь 5. Камбала Ребята, кто запомнил название морских рыб, назовите их? - Хорошо, верно. Молодцы! | - в реках, морях, водоемах -Нет, только в чистой воде -Нет, потому что они живут только в воде - Да, щуку -Окунь, щука, сом, карась, ерш -Сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала |
Первичная проверка понимания | Тренировка способности к контролю, самоконтролю и самооценке | Работа по учебнику, с. 33. - Ребята, а сейчас давайте попробуем описать наших рыб по плану. Давайте вместе опишем щуку. - Щука, у нас речная рыба или морская? -Верно, а каких она у нас размеров? Большая, средних размеров или маленькая? -Верно, щука у нас большая. А какая у щуки форма тела? -Верно, щука у нас продолговатая и имеет обтекаемую форму. А какой окрас туловища и плавников у щуки? - Верно, а какие у нее рот и глаза? - Верно, молодцы! -Ребята, посмотрите на рисунок 1 на окуня у речных рыб и рисунок 4 морской окунь. Чем они схожи? - Верно, они имеют одинаковый размер туловища и плавников. Также плавник у них оранжевого цвета - А в чем их различие? - Верно. Речной окунь имеет серый окрас, а морской красный. - Ребята, а сейчас попробуйте самостоятельно описать сома устно 1. Его размер 2. Форма тела 3. Окрас туловища и плавников 4. Рот, глаза ( Сом большого размера, имеет продолговатую, обтекаемую форму тела, окрас серый, плавники также серого цвета. Глаза очень маленькие, есть усы, большой рот) - Ребята, кто все выполнил, поднимите руку? - Сабина, какой размер сома? -Верно, Костя, какая форма тела у сома? -Правильно, Миша, какой окрас туловища и плавников у Сома? -Правильно, Маша, опиши рот и глаза сома? -Отлично, молодцы | -Речная - Большая Обтекаемая, продолговатая - Туловище серое, черное, зеленоватое. Плавники оранжевого цвета - Глаза у нее большие, род продолговатый и видно много зубов Они маленького размера, одинакового размера и цвета плавники - У речного окуня серый окрас туловища, а у морского красный. Еще у них по-разному расположена голова -Сом большого размера, имеет продолговатую, обтекаемую форму тела, окрас серый, плавники также серого цвета. Глаза очень маленькие, есть усы, большой рот |
Первичное закрепление | Развитие общеучебных знаний и навыков | - Ребята, а сейчас давайте еще раз вспомним и проговорим строение тела рыбы. Для этого выполним задание на карточках. Вам нужно вписать недостающие части рыбы Ребята, посмотрите на доску, поднимите руку кто правильно вписал недостающие части? Вы большие молодцы! - Ребята, какие рыбы бывают? - Какие названия рыб вы запомнили? - Отлично! | Туловище Плавники Сигнализируют Речные и морские -Щука, акула, окунь, морской окунь, карась |
Рефлексия | Подведение итогов | Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? Чем рыбы отличаются от других животных? - Из каких частей состоят рыбы? - Верно. В какой среде обитают рыбы? На столах у вас лежат карандаши, покажите зеленый цвет, если сегодня уроке вам было все понятно, красный , если вы что-то не поняли и у вас возникали трудности. Покажите мне ваши карандаши - Отлично! Урок закончен. | Рыбы обитают в воде Голова, жаберная крышка, туловище, хвост, плавники В воде. В морях и реках |