СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОБЖ "Здоровье - основная ценность человека"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОБЖ "Здоровье - основная ценность человека".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОБЖ "Здоровье - основная ценность человека"»



Тема «Здоровье основная ценность человека».

Цель: Систематизировать знания обучающихся в области ЗОЖ, изучить его составляющие и выработать убеждение в необходимости соблюдать их для укрепления и сохранения здоровья.

Планируемый результат

Предметные умения

Личностные УУД

 

МетапредметныеУУД

 Способствовать формированию представления о ЗОЖ и его основных составляющих

Понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Умение самостоятельно ставить цели, иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе


Тип урока: урок открытия новых знаний

Межпредметные связи: история, ИЗО, литература.

Формы работы: Парная, групповая, фронтальная

Ресурсы: Для учителя:

учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс,

мультимедиа; презентация урока, разработанная учителем;

Для обучающихся: 

учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», 8 класс;

Информационные карты; раздаточный материал, интернет-ресурсы



Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация знаний

Что на земле имеет ценность? Таня Черненко

Что на земле имеет ценность?
Конечно, это жизнь, любовь,
Здоровье, мама, дети, верность,
Семья и защищённый кров,

Надежда в сердце, вера в Бога,
Души безгрешность, красота,
Любимый труд, домой дорога,
Мир на земле и доброта!

Родных и близких берегите,
Храня их счастье и покой,
Минуту каждую цените,
Что вам дарована судьбой.

- О чем эти строки?


  1. Целеполагание, объявление темы урока.

- Посмотрите внимательно на этих людей. Слайд 1

- Подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?»

- Определите не достающее слово. (карточки № 1). Возьмите ручки и запишите слова, которые необходимо вставить. Оцените это задание в листе самооценки.

  1. Здоровье — это главное жизненное благо. Януш Корчак. Польский педагог.

  2. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. Эдвин Фуллер Тори. Доктор медицины, американский  психиатр.

  3. Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. Арту́р Шопенга́уэр . Немецкий философ.

  4. Без здоровья невозможно и счастье. Белинский Виссарион Григорьевич.

Русский литературный критик.

- Какие слова у Вас получились?

- Какое слово объединяет все цитаты и людей на картинке? Слайд 2

- Давайте определим тему нашего занятия. Правильно, но мы поговорим не просто о здоровье, а еще вспомним слова, с которых мы начали урок. Ценности.

Тема: «Здоровье основная ценность человека».

Какова цель нашего урока?

Сформировать представления о ЗОЖ и его основных составляющих.

- Этот раздел «Здоровье» рассчитана на три урока, а итогом будет информационный мини проект «Паспорта здоровья».

4. Ознакомление с новым материалом



Здоровье как главная ценность. Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому.

- Вам было дано задание, провести социологическое исследование в форме анкетирования. Озвучьте итог результатов исследования.

1 группа: анкета «Мои ценности жизни» для подростков.

2 группа: анкета «Мои ценности жизни» для взрослых (родителей, учителей)

Вывод:

- Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.



- Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место.



- Ответьте на вопрос: «Что такое здоровье?»

Существует множество определений понятия «Здоровье». Но одно общепринятое, определение здоровья, прописанное в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Работа в парах:

Выберите из предложенных понятий то, которое прописано в уставе Всемирной организации здравоохранения и внесите его в «паспорт здоровья». (Карточка № 2). Проверьте свой выбор. Слайд

Оцените это задание в листе самооценки.


  1. Здоровье это нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.


  1. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений.



  1. «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».


- Согласно определению выделите составные части понятия «здоровье». ( ответ) слайд

(физическое здоровье, духовное здоровье, социальное здоровье)

Запишите в паспорт здоровья.

- Как влияют эти три неотъемлемые составляющие на уровень здоровья человека и его благосостояние.

(работа с учебником стр. 185).

- Согласны вы с тем, что эти составляющие должны находиться в гармоничном единстве. ( ответы)

Посмотрите, подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?» слайд


Вот как про здоровье говорил один из русских поэтов:

Нет на свете прекраснее одёжи,

Чем бронза мускулов и свежесть кожи.

Что воспевает в этих строках поэт Владимир Маяковский?

В этих звонких строчках Владимира Маяковского звучит восхищение красотой человеческого тела. Ее изображал Леонардо да Винчи, ею любовался Александр Блок. Стихотворения Александра Блока о женской красоте занимают особое место в его творчестве. Поэт создал целый цикл под названием «Стихи о Прекрасной даме». Рассуждал А.П.Чехов.

В понятие красота входит не только внешние очертания, но и духовное состояние человека.


- Послушайте описание внешности человека.

Опрятный, привлекательный внешний вид. Спортивное телосложение, широкие плечи. Высокий, стройный, сильный мужчина, подчеркнутая линия талии и плеч, с благородной осанкой. Крупные черты лица, звучный громкий голос. Лоб высокий. Густые темные волосы изящно уложенные. Глаза большие. Глубокий, загадочно - «отсутствующий» взгляд. Движения и походка плавные, но динамичные. Создаёт впечатление, что он непробиваемая, холодная скала, за которой можно спрятаться.


- Можно сказать по такому описанию, что этот человек красивый, что этот человек здоров?

А мы знаем кто он? Давайте познакомимся.

Слайд Ру́дольф Фра́нц Фе́рдинанд Хёсс — комендант концлагерь Освенцим (Аушвиц). Который называли «Фабрика смерти». Это место триумфа слепой жестокости, полутора миллионов смертей и безмолвного человеческого горя. Концлагерь Освенцим - место самого массового убийства за всю историю человечества.


Вопрос: А теперь, мы можем сказать, что этот человек здоров?

Почему нет? Ведь физически он здоров. (ответы)

И тем самым мы еще раз подтверждаем понятие здоровья. «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

- Мы так много говорим о здоровье. А какие факторы оказывают влияние на благополучие человека?

( Определите степень влияния в %)

1. Образ жизни 50%

2. Наследственность 20%

3. Окружающая среда 20%

4. Здравоохранение 10% (степень влияния показана в %)

Занесите их в паспорт здоровья, но распределите их в соответствии с тремя составляющими.



физическое здоровье - Наследственность

духовное здоровье – образ жизни

социальное здоровье - Окружающая среда и медицинское обслуживание

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно и отрицательно влияют на здоровье человека.

Записать в «Паспорт здоровья»

Режим дня, рациональное питание, закаливание, занятие спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, курение, алкоголь, наркотики, эмоциональная напряженность приобщении с окружающими людьми, экология)


же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

  1. Закрепление изученного материала.


Задание “Депутаты государственной думы”

Цель: дать возможность поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана.

- Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия.

(Обсуждение, выступление)


  1. Рефлексия

Закончи предложение

Для меня главная ценность…………………

  1. Д\з

















же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

же сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами

ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким

будешь ты завтра и ты – в будущем.

1. Регулярно ли ты ешь свежие фрукты и овощи?
Да — 3 балла,   нет — 0.
2. Ограничиваешь ли себя в употреблении животных жиров?
Да — 5,   нет — 0.
3. Регулярно ли ты ешь волокнистую пищу, хлеб грубого помола или из отрубей?
Да — 2,   нет — 0.
4. Ограничиваешь ли ты себя в потреблении сахара?
Да — 3,   нет — 0.
5. Умеешь ли ты отдыхать и расслабляться?
Да — 5,   нет — 0.
6. Есть ли у тебя развлечения помимо учебы?
Да — 4,   нет — 0.
7. Нравится ли тебе учиться?
Да — 4,   нет — 0.
8. Есть ли у тебя друг, которому ты полностью доверяешь?
Да — 3,   нет — 0.
9. Есть ли у тебя любимый человек?
Да — 4,   нет — 0.
10. Считаешь ли ты, что должен(на) более ответственно относиться к учебе?
Да — 0,   нет — 2.
11. Считаешь ли, что должен(на) брать на себя меньше обязательств?
Да — 0,   нет — 2.
12. Часто ли ты испытываешь скуку?
Да — 0,   нет — 2.
13. Ты куришь?
Да — 0,   нет — 6.
14. Употребляешь ли ты алкоголь?
Нет — 3,   иногда — 2,   каждый день — 0.
15. Сколько ты весишь?
Столько, сколько и должен(на) — 5,
до 6 кг выше нормы — 4,
на 6~12 кг выше нормы — 2,
на 12 кг и более выше нормы — 0.
16. Регулярно ли ты делаешь зарядку?
Да — 2,   нет — 0.
17. Ты занимаешься зарядкой, пока не заболят мышцы?
Да — 0,   нет — 1.
18. Нужно ли тебе снотворное, чтобы уснуть?
Да — 0,   нет — 1.
19. Всегда ли ты застегиваешь ремень безопасности в машине?
Да — 1,   нет — 0.
20. Часто ли ты вынужден(а) покупать лекарства?
Да — 0,   нет — 2.
21. Проверяешь ли ты хоть иногда свое артериальное давление?
Да — 1,   нет — 0.

22. Бывают ли у тебя постоянные болезненные симптом, и ты при этом не обращаешься к врачу?
Да — 0,   нет — 5.
23. Занимаешься ли ты опасными видами спорта?
Да — 0,   нет — 3.
24. Часто ли ты понапрасну беспокоишься или волнуешься?
Да — 0,   нет — 5.

Подсчитай набранные баллы.



50-75 баллов. Ты ведешь здоровый образ жизни. Твое здоровье не внушает опасений. Тебе не страшны никакие (даже магнитные) бури.
25-49 баллов. Тебе необходимо изменить свой образ жизни. Постарайся сделать это как можно скорее, иначе тебя ожидают неприятности.
0-24 балла. Тебе следует всерьез задуматься над тем, какой образ жизни ты ведешь, и постарайся изменить его немедленно. Твое здоровье в опасности!



















АНКЕТА

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ


ДЕНЬГИ


ОБРАЗОВАНИЕ



ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)


СЕМЬЯ


КАРЬЕРА


ЗДОРОВЬЕ


НЕДВИЖИМОСТЬ


ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА


СЧАСТЬЕ

Факторы (100%), влияющие на здоровье:

20%-наследственность

20%-влияние окружающей среды

10 %-медицинское обслуживание

50% - Образ жизни ( тема след урока)

V. Закрепление изученного материала.

Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.

Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана.

Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые

предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.





 А теперь давайте отдохнем: предлагаю всем встать.

Кто ест 5 раз в день, встаньте к доске, кто 4 – к двери, кто 3 – к столу. Если у вас другой вариант ответа – встаньте к стене.

Медики советуют есть часто, но понемногу.

Кто предпочитает плотный завтрак -встаньте к доске, кто ограничивается чаем и бутербродом – к столу, кто вообще не завтракает – к двери.

Кто любит есть на ночь встаньте к доске, кто не ест– к двери.

Суворов говорил: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу»., так давайте будем прислушиваться к этому высказыванию







Учитель: - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?

- Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

азовите основные компоненты (части, элементы) ЗОЖ. (Ответы записывайте в тетрадях).

Рациональное питание

Оптимальный режим труда и отдыха

Двигательная активность

Нервно-психическая уравновешенность

Отсутствие вредных привычек

* Личная гигиена, безопасное поведение, закаливание, грамотное экологическое поведение, сексуальное воспитание.

Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельной жизненной энергии.

Лев Толстой





  1. Здоровье это нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход 

биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.


  1. Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений





  1. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Согласно определению выделите составные части понятия «здоровье».




Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша)



Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.

Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить.

2. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?

а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь.

3. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?

а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более 0,5часа или вообще не выхожу на улицу.

4. Делаете ли утром следующее:

а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.

5. Обедаете ли в школьной столовой?

а) да, регулярно; б) иногда; в) нет.

6. В котором часу ложитесь спать?

а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов.

7. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?

а) да, активно; б) изредка; в) никогда.

8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?

а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры; ж) другое.









Бланк ответов

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1








2








3








4








5








6








7








8








Сумма баллов:








Обработка результатов

Ответы оцениваются по десятибалльной шкале

№ вопроса

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

ж

1

10

5

0

0




2

10

0






3

10

5

0





4

10

10

0

0




5

10

5

0





6

10

5

0





7

0

5

10





8

10

5

5

5

0

0

0



Подсчитайте общее количество баллов.

Интерпретация

Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.

Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!