СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с развитием русских земель в XIV в.: выявить мотивацию действий Дмитрия Донского как правителя Московского княжества, оценить его роль в борьбе за свободу Руси от захватчиков; формировать и развивать патриотические чувства, уважение к истории своей страны, чувство гордости за свой народ; проследить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пгт.Ярославский

Хорольского муниципального округа Приморского края






Открытый урок по истории


Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»







Составил:

Святая Наталья Вячеславовна

учитель истории и общества

МБОУ СОШ

пгт. Ярославский











2022г.



Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

       Цели и задачи урока: познакомить с развитием русских земель в XIV в.: выявить мотивацию действий Дмитрия Донского как правителя Московского княжества, оценить его роль в борьбе за свободу Руси от захватчиков; формировать и развивать патриотические чувства, уважение к истории своей страны, чувство гордости за свой народ; проследить причинно-следственные связи в изменении сознания русских людей и роль в этом Куликовской битвы.

       Тип урока: урок открытия нового знания.

       Планируемые результаты: 

       Предметные: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; овладевать целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII - XIV в.; объяснять причины объединения русских земель вокруг Москвы; применять понятийный аппарат исторического знания; работать с картами и схемами и ориентироваться в них; составлять рассказ о Куликовской битве на основе материалов учебника и исторических источников; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

       Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

       Личностные УУД: осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох; оценивать исторические события и роль личности в истории; формировать и развивать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, чувство гордости за своих предков.

       Оборудование: учебник, атлас, презентация, анимационное видео «Куликовская битва», карта «Образование Российского централизованного государства», «Кейс» с заданиями.


       Ход урока. Организационный момент.

       Мотивационно-целевой этап. Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали о том, как началось объединение русских земель вокруг Москвы, познакомились с деятельностью Ивана Калиты. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. У вас на столах находится «Кейс», в котором лежат документы, они нам понадобятся на уроке. Достаньте их данного «Кейса» бланк с названием «ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ». Вам предлагается небольшой тест, который вы в последствии проверите, работая в парах. Ваша задача, ответить на вопросы в течении 3 минут, воспользовавшись бланком для ответов. По окончанию времени, вы меняетесь бланками проверяете, ответы будут выведены на слайд, и выставляете оценку согласно критериям. Работаем.

       Проверка знаний:

      1. Какой князь считался главным среди русских князей Се­веро-Восточной Руси в XIV-XV вв.? А) московский; Б) владимирский; В) киевский.

      2. Когда князь считался главным (старшим) среди остальных русских князей? А) при выборе всеми остальными князьями; Б) в результате выборов на вече; В) после получения ярлыка в Орде;

      3. Московский князь Юрий Данилович заключил брак с: А) королевой Польши Ядвигой; Б) королевой Англии Елизаветой; В) сестрой хана Узбека Кончакой (Агафьей).
      4. Отметьте даты правления Ивана Калиты: А) 1303-1325 гг.; Б) 1325-1340 гг.; В) 1340-1353 гг.

      5. Причина восстания в Твери? А) недовольство распределением ярлыка на великое княжение владимирское; Б) насилие ханского баскака Чолхана; В) набеги шведов и немцев.
      6. О чём говорит летопись в правление Ивана Калиты - «тишина великая на 40 лет» была? А) на Московское княжество прекратились набеги ордынцев; Б) Москва стала под­чиняться церкви; В) московские князья потеряли ярлык, поэтому стали «тихими».

      7. Прозвище московского князя Ивана «Калита» означает: А) ягоду; Б) кошелёк; В) обувь.
      8. В правление Ивана Калиты в Москве был построен: А) белокаменный Кремль; Б) деревянный Кремль; В) Успенский собор Московского Кремля.

  Проверили. Отложили на край стола.    

План урока

1. Москва - центр объединения северо-восточных русских земель.

2. Русь готовится к борьбе за свободу.

3. Поход Мамая на Русь.

4. На поле Куликовом.

5. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.


Учитель: Как вы думаете велика ли роль правителя в истории государства? Подумайте над ответом, на примере Ивана Калиты (чем он занимался, его политика?)

А давайте на минуту пофантазируем, что могло быть дальше?

Дети: дают любые ответы.

Уч: Хорошо, а чтобы найти ответ на этот вопрос, мы перейдем к изучению новой темы.

Тема нашего урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва».

Эпиграф: «Шли годы. И с Москвою во главе

Неспешно, потихоньку, понемногу,

Из множества разрозненных земель

Единое слагалось государство,

Как из перстов слагается кулак».

Н.Кончаловская

Уч: 1. Что хотел этими словами сказать автор?

2. Как вы думаете, на какой проблемный вопрос, мы должны сегодня найти ответ?


       Проблемный вопрос.

- Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?

       Изучение нового материала.

       Московские князья к середине XIV в. взяли под свой контроль соседние княжества. Москва обладала достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды. Для этого надо было объединить силы северо-восточных русских земель. Произошло ли это объединение? Кто возглавил противоборство Руси и Орды?


Уч: И вот на эти вопросы, мы должны с вами ответить. Достаньте из своего «Кейса» Документ № 1. Следующая ваша задача: ознакомиться с содержанием документа, и ответить на поставленные вопросы. Можно пользоваться карандашом или ручкой


      Документ № 1. Дети Ивана Калиты

       Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья - Симеон Гордый и Иван Красный. Симеон Гордый, получивший в наследство богатое и могущественное княжество и заручившийся поддержкой золотоордынских ханов, в отношениях с другими русскими князьями был тверд и непреклонен. Никто из удельных князей не вступал с ним в спор. Даже Тверь на время примирилась с Москвой (тверской князь выдал за Симеона свою сестру).

       Скончался Симеон Гордый во время эпидемии чумы, вспыхнувшей в Москве в 1353 г. Великим князем становится средний сын Калиты Иван Иванович по прозвищу Красный. Его княжение не было отмечено знаменательными событиями.

       Он приглашал в Московскую землю крестьян, ремесленников, ратных людей, принимал бояр из Рязанской, Курской, Черниговской, Киевской, Галицко-Волынских земель. Переселенцы осваивали купленные московскими князьями края - Поволжье, Белоозеро, Устюжье, Угличское поле, теснили Великий Новгород в Заволочье.

       Но не только Москва претендовала на роль общерусского центра. Собирать русские земли стремился и литовский князь Ольгерд Гедиминович. Он попытался заручиться поддержкой Орды, но хан предпочел сохранить союз со своими верными данниками - московскими князьями. На Руси, как и во времена Ивана Калиты, стояла «тишина великая». Выросло поколение, не знавшее страха перед ордынцами.

       Основные направления деятельности преемников Ивана Калиты:

1) поддержание хороших отношений с Ордой;

2) уравновешенная внешняя политика;

3) контроль за соседними княжествами;

4) расширение территории Московского княжества.

       В 1359 г. Иван Красный умер, оставив малолетнего сына Дмитрия. В начале своего княжения Дмитрию и его окружению пришлось бороться за владимирский ярлык с нижегородским князем. В 1362 г. московские бояре при поддержке митрополита Алексея добились возвращения ярлыка в Москву.


Вопросы:

  1. Кто пришел к власти после Ивана Калиты?

  2. Какие основные направления деятельности преемников Ивана Калиты?

  3. еще претендовал на роль общерусского государства?

  4. Кому было суждено продолжать династию московских князей после детей Ивана Калиты?


       2. Русь готовится к борьбе за свободу.

Дмитрий Иванович, в отличие от своего деда, вырос в атмосфере неповиновения ордынскому хану. Будучи еще ребенком, он принимал участие в походах против суздальско-нижегородского князя, чтобы отнять у него ханский ярлык на владимирское княжение. Как и Иван Калита, он создал белокаменный Московский Кремль, который служил надежной защитой Москвы и Руси от внешнего врага.


А сейчас мы с вами работаем с Документом № 2. Найдите в «Кейсе».


       Документ № 2 Поход Мамая на Русь.

       Битва на реке Воже.

       На реке Воже 11 августа 1378 г. произошла битва между русской ратью под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и золотоордынским войском под командованием мурзы Бегича. Войско Бегича было послано на Русь Мамаем с карательными целями.

       Благодаря разведке Дмитрий Иванович сумел определить направление движения Бегича и блокировать брод на реке Вожа. Русские заняли удобную позицию на холме, с которого хорошо просматривалась вся местность. Не имея возможности использовать фактор внезапности, Бегич три дня не решался начать переправу. Наконец 11 августа 1378 г. конница Бегича начала переправляться через Вожу и устремилась на русское войско, пытаясь охватить его с флангов.

       Однако надежды Бегича на то, что стремительный натиск вызовет панику в войсках Дмитрия, не оправдались. Русские полки, построенные полукругом, не дали противнику проникнуть в тыл, стойко отбили натиск, а затем контратаковали золотоордынскую конницу. Не ожидая встретить столь решительный отпор, противник в беспорядке отступил. Во время бегства многие воины утонули в реке. Наступившая ночь позволила остаткам войска Бегича оторваться от преследования и избежать полного разгрома.

Битва на Воже стала первой серьезной победой русских над большим войском Золотой Орды. Это сражение показало, что ордынская конница сильна лишь в первый момент боя, но не выдерживает стойкой обороны и решительных контрударов.

- Кто командовал ордынским войском?

- В чем вы видите полководческий талант Дмитрия Ивановича?

- В чем значение победы на р. Воже?


А сейчас открываем атласы на стр.30-31. Познакомьтесь с условными обозначениями.

Уч: Работа с картой: Кто готов показать: 1) место, где произошла битва на реке Воже? 2) территорию Московского княжества, образованного при первых Московских князьях?


Но не все было так просто, после битвы на р.Воже монголо-татары не смогли простить поражение, и стали готовиться к новому нападению. В их войско вошли не только ордынские полки, но и отряды подчиненных Орде народов Поволжья и Северного Кавказа. Мамаево войско насчитывало от 100 до 50 тыс.человек. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Под его рукой объединились княжеские дружины и ополчения многих русских земель. Русское войско не уступало в численности Мамаевой рати. Ядро воинства составляли москвичи.


О том, кто оказал поддержку Дмитрию Ивановичу, расскажет наш эксперт.

Огромную поддержку московскому князю оказала Русская православная церковь. Накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь и получил благословение на борьбу с Ордой у Сергия Радонежского. Сергий отправил с князем монахом-богатырей Пересвета и Ослябю. Дело освобождения Руси свято даже для монахов, поклявшихся никогда не брать руки оружие.

Стараясь не допустить соединения рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорено двинул свои полки на юг, на встречу Мамаю. Было решено переправиться через реку Дон и принять бой на Куликовом поле.

Посмотрите пожалуйста анимационное видео «На поле Куликовом».


У вас в «Кейсе» на бланке № 3, вы можете найти

       Причины победы русских войск в Куликовской битве:

1) умелые действия князя, его авторитет среди воинов;

2) мужество и храбрость воинов;

3) объединение русских княжеств;

4) ослабление Орды, усиление Московского княжества;

5) поддержка Русской православной церкви.

Прочитали, вложили в тетрадь.


       4. Набег хана Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

       Войско Мамая было разгромлено. Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

       Рассказываю о набеге Тохтамыша - п. 5 § 21 учебника.

       Спустя два года после победы на Куликовом поле Русь вновь платит дань Орде. Однако и Орда окончательно признала Москву политическим центром Руси, а также право московских князей на великое княжение владимирское.


       Подведение итогов урока – ответить на проблемный вопрос

Уч: Вопрос: Почему именно Москва стала центром объединения земель русских?

В «Кейсе» найдите бланк № 4 и попробуйте сформулировать ответ на вопрос.


Я делаю вывод: Хотя победа на поле Куликовом не привела к свержению ордынского владычества, но она имела огромное значение. Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. Доказала, что единственный способ избавиться от ненавистного владычества – это объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.

       Рефлексия

- О чем вы сегодня узнали?

- Как вы считаете достигли ли мы цели урока?

- С каким настроением закончили урок?

       Домашнее задание: § 21, вопросы стр. 55.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!