СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

  1. Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)
  2. Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)
  3. Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)
  4. Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
  1. Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)
  2. Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)
  3. Деятели древней греко-римской культуры

Ученый

Время жизни

Основные идеи, вклад в науку

Гераклит

VI—V вв. до н. э.

Считал, что организмы развиваются по законам природы. Мир меняется

Аристотель

384—322 гг. до н. э.

Ввел термин «организм», основал сравнительную анатомию и эмбриологию, связал душевную деятельность с функциями телесных органов

Гиппократ

ок.460 — ок. 377 гг. до н. э.

Основатель медицины и ее раздела — гигиены

Гален Клавдий

130 — ок. 200 гг. н. э.

Описал внутреннее строение людей и животных, определил функции многих органов

  1. Деятели Возрождения

Ученый

Время жизни

Вклад в науку

Везалий Андреас

1514— 1564 гг.

Описал строение скелета и внутренних органов человека, доказал, что левая и правая части сердца изолированы

Гарвей

Уильям

1587— 1657 гг.

Ввел в физиологию экспериментальные методы и математические расчеты. Открыл два круга кровообращения

  1. Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея.
  2. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса.

 

 

III. Закрепление знаний

Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа.

 

IV. Задание на дом

Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.»

Конспект урока: Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.

Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

  1. Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)

  2. Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)

  3. Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)

  4. Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)

  1. Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)

  2. Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)

  3. Деятели древней греко-римской культуры

    Ученый

    Время жизни

    Основные идеи, вклад в науку

    Гераклит

    VI—V вв. до н. э.

    Считал, что организмы развиваются по законам природы. Мир меняется

    Аристотель

    384—322 гг. до н. э.

    Ввел термин «организм», основал сравнительную анатомию и эмбриологию, связал душевную деятельность с функциями телесных органов

    Гиппократ

    ок.460 — ок. 377 гг. до н. э.

    Основатель медицины и ее раздела — гигиены

    Гален Клавдий

    130 — ок. 200 гг. н. э.

    Описал внутреннее строение людей и животных, определил функции многих органов

  4. Деятели Возрождения

    Ученый

    Время жизни

    Вклад в науку

    Везалий Андреас

    1514— 1564 гг.

    Описал строение скелета и внутренних органов человека, доказал, что левая и правая части сердца изолированы

    Гарвей

    Уильям

    1587— 1657 гг.

    Ввел в физиологию экспериментальные методы и математические расчеты. Открыл два круга кровообращения

  5. Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея.

  6. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса.



III. Закрепление знаний

Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа.


IV. Задание на дом

Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!