Тема: Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.
Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
- Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)
- Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)
- Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)
- Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
- Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)
- Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)
- Деятели древней греко-римской культуры
Ученый
|
Время жизни
|
Основные идеи, вклад в науку
|
Гераклит
|
VI—V вв. до н. э.
|
Считал, что организмы развиваются по законам природы. Мир меняется
|
Аристотель
|
384—322 гг. до н. э.
|
Ввел термин «организм», основал сравнительную анатомию и эмбриологию, связал душевную деятельность с функциями телесных органов
|
Гиппократ
|
ок.460 — ок. 377 гг. до н. э.
|
Основатель медицины и ее раздела — гигиены
|
Гален Клавдий
|
130 — ок. 200 гг. н. э.
|
Описал внутреннее строение людей и животных, определил функции многих органов
|
- Деятели Возрождения
Ученый
|
Время жизни
|
Вклад в науку
|
Везалий Андреас
|
1514— 1564 гг.
|
Описал строение скелета и внутренних органов человека, доказал, что левая и правая части сердца изолированы
|
Гарвей
Уильям
|
1587— 1657 гг.
|
Ввел в физиологию экспериментальные методы и математические расчеты. Открыл два круга кровообращения
|
- Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея.
- Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса.
III. Закрепление знаний
Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа.
IV. Задание на дом
Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.»
Конспект урока: Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Задачи: раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, и принципиальные отличительные особенности людей, позволившие им создать цивилизованное общество; охарактеризовать предмет и методы наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии.
Оборудование: модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных; таблицы с изображением фистульных животных; психологическая таблица с изображением иллюзий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала
Человек как звено в ряду живых существ: общность в проявлении основных биологических функций, клеточном строении; схожесть плана строения организма человека и млекопитающих животных. (Беседа с использованием таблиц.)
Специфические особенности человека: прямохождение, наиболее совершенное развитие мозга, способность к трудовой деятельности, создание социальной и техногенной среды, дающей возможность расширить пищевые и энергетические ресурсы; способность к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, передавать знания и опыт предшествующих поколений; рефлексия и возможность контролировать собственное поведение. (Рассказ учителя.)
Предмет изучения и методы анатомии. Предмет изучения и методы физиологии. (Рассказ учителя с демонстрацией анатомических таблиц и изображений фистульных животных.)
Предмет изучения и методы психологии. Роль самонаблюдений. (Рассказ учителя с демонстрацией таблиц и простейших опытов, например иллюзия Аристотеля и др.) Влияние социальных условий на поведение людей. Анализ причин, позволяющих отнести психологию и к социальным наукам. (Объяснение учителя с элементами беседы.)
Гигиена как раздел медицины, выявляющий влияние природной и социальной среды, труда и отдыха на организм человека с целью охраны здоровья населения. Методы гигиены. (Рассказ учителя.)
Роль санитарной службы, санитарный надзор, права и обязанности санитарного инспектора и населения. (Рассказ учителя.)
Деятели древней греко-римской культуры
Ученый | Время жизни | Основные идеи, вклад в науку |
Гераклит | VI—V вв. до н. э. | Считал, что организмы развиваются по законам природы. Мир меняется |
Аристотель | 384—322 гг. до н. э. | Ввел термин «организм», основал сравнительную анатомию и эмбриологию, связал душевную деятельность с функциями телесных органов |
Гиппократ | ок.460 — ок. 377 гг. до н. э. | Основатель медицины и ее раздела — гигиены |
Гален Клавдий | 130 — ок. 200 гг. н. э. | Описал внутреннее строение людей и животных, определил функции многих органов |
Деятели Возрождения
Ученый | Время жизни | Вклад в науку |
Везалий Андреас | 1514— 1564 гг. | Описал строение скелета и внутренних органов человека, доказал, что левая и правая части сердца изолированы |
Гарвей Уильям | 1587— 1657 гг. | Ввел в физиологию экспериментальные методы и математические расчеты. Открыл два круга кровообращения |
Далее целесообразно отметить Антония ван Левенгука, а также напомнить о системе Карла Линнея.
Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX в. до наших дней дать кратко, поскольку к этому вопросу будем возвращаться на протяжении всего курса.
III. Закрепление знаний
Фронтальный опрос по вопросам, помещенным в начале и в конце параграфа.
IV. Задание на дом
Прочитать статью «Как работать с учебником». Изучить § 1. Освоить определения наук анатомии, физиологии, психологии, гигиены.