СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Звуки природы в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему: "Звуки природы в музыке"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Звуки природы в музыке"»

Тема урока: Образы природы в музыке.


Цель: формирование у учащихся целостного представления об образах природы в музыке.


Задачи:

1. Образовательные:

дать понятие о звукоизобразительности в музыке;

научить определять звуковую окраску, узнавать звучание.

2. Развивающие:

развитие музыкально- слухового опыта учащихся и их представления о музыкальной культуре;

развитие слуха;

расширение кругозора;

развитие интереса к музыке.

3. Воспитывающие:

воспитание музыкальной культуры у учащихся;

воспитание интереса к музыке и потребности в общении с ней;

воспитание через музыку любви к природе.


Оборудование: ноутбук

Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы: беседа, наглядно- слуховой анализ, сравнение.

Музыкальный материал: «Звуки природы», А. Вивальди «Весна», «Весенняя капель».




Ход урока:


Здравствуйте, ребята. Сегодняшний наш урок посвящен Всемирному Дню музыки, который отмечается в нашей стране 1 октября.

Музыка – один из древнейших видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии она является образным отражением мира.

С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, звучит на улице, в школе и дома.

И сегодня мы с вами попробуем понять, существует ли музыка в природе и природа в музыке.


Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать:

И шум волны, и пенье птиц, и ветер.

Про все она нам может рассказать

То звонкою капелью засмеется,

То вьюгой заметет, запорошит,

Дождем весенним радостно прольется,

Листвою золотою закружит.


Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Почему мы говорим, что есть музыка дождя или музыка ветра? Какая еще есть музыка в природе?

Да, музыка живет везде вокруг нас, мы слышим ее в разных звуках. Это заметили поэты и написали чудесные стихи. Давайте послушаем одно из стихотворений В. Семерина «Только прислушаться надо».


Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет-
В шелесте трав, в шуме дубрав
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей, 
Падает гром с небосвода-
Это мелодией вечно своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей, песней дождей
Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,-
Только прислушаться надо.


Неправда ли, как точно описал поэт мелодию вокруг нас? А вы умеете узнавать, что это за звуки? Давайте послушаем запись и проверим!


Прослушивание:  «Звуки природы»


Какие звуки природы вы услышали?


Как восхитительно и гармонично звучат голоса живой природы! Природа всегда искренна и чиста с нами, мы слышим и созерцаем ее, мы переживаем ее красоту, ее ритмы могут менять наше настроение, мы можем печалиться и радоваться, восхищаться и успокаиваться и, желая выразить высшую прелесть природного мира, говорим: «Музыка природы».


Ребята, а как вы думаете, чем отличается музыкальная картина от картины, нарисованной художником?


Верно, музыкальную картину композитор создает с помощью музыкальных звуков и записывает ее нотами, а музыкант потом ее исполняет. А вот художник рисует свои картины с помощью красок.



Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты. Музыканты всегда учились у природы.

И, рисуя в музыке картины природы, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приёмами, т. е. музыка может подражать звукам природы: пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя, шелест леса, раскаты грома.

И сейчас мы с вами в этом убедимся. Давайте послушаем произведение знаменитого венецианского композитора Антонио Вивальди, а вы мне потом скажете, какое время года оно изображает.


Прослушивание Антонио Вивальди «Весна».


Какое время года изображает музыка? Как вы догадались?

Дети пробуют описать представленную картину, делятся впечатлениями воздействия музыки на чувства, возникающие в душе.


Давайте попробуем нарисовать то, что вы представили.


Индивидуальная работа 5-7 минут.


Просмотр работ, обсуждение.


Теперь мы познакомимся еще с одним произведением о весне. А вы подумайте – одинаковые ли картины рисует нам музыка.


Прослушивание «Весенняя капель» (1 куплет)


Обсуждение


Просмотр м/ф «Весенняя капель».



Вывод урока: Природа и человек не разделимы, вся жизнь человека тесно связана с природой, и искусство музыки тесно связано с миром чувств человека, с прекрасным миром природы, и поэтому красота музыки вдохновляется красотой природы и учит нас любить и беречь природу.

Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеемся, что после этого праздника души вы будете еще больше любить и лучше охранять природу, научитесь ее слышать и видеть не только глазами, но и сердцем.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!