Предмет- Биология
Класс- 9(а,б) Дата-
Тема: Методы биологических исследований. Значение биологической науки для человека.
Цель
Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии
Раскрыть значение биологии в жизни человека, его хозяйственной деятельности;
Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии её место в системе биологических знаний;
Планируемые результаты :
Предметные: определить методы ьиологических исследований. Выяснить значение «биологии», как науки для человека.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.
Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.
Ход урока
Организационный момент. Взаимное приветствие. Проверка присутствующих по перекличке . проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Проверить знание параграфа ответами на вопросы в конце параграфа. Спросить термины.
Рассказ учителя.
Биология относится к естественным наукам. Слово «биология» в переводе с греческого означает: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Сам термин «биология» впервые был употреблён немецким учёным Т. Рузом, а общепринятым стал в 1802 году, когда употреблялся в работах французского натуралиста Ламарка
История развития биологии насчитывает более 2000 лет. Еще античными врачами и философами были предприняты попытки познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий).
биология – это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Единственной обитаемой планетой в Солнечной системе является планета Земля, жизнь на которой существует в различных формах. Это растения, животные, грибы, бактерии и даже вирусы.
Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).
Различные царства живой природы изучаются отдельными отраслями биологии – растения изучает наука ботаника (в переводе с греческого «ботанэ» − трава, зелень, растение), животных – зоология (с греческого «зоон» − животное), грибы – микология (с греческого «микос» − гриб), бактерии – бактериология и вирусы – вирусология. Биология изучает живые макрообъекты (различимые невооруженным глазом) и микрообъекты (мельчайшие живые существа, видимые только с помощью увеличительных приборов). Существует даже специальная биологическая дисциплина – микробиология, которая изучает те самые микроскопически малые объекты живой природы (бактерии, вирусы, одноклеточные растения, животные и грибы).
В настоящее время на Земле обитает по разным подсчётам около 3,5-4,5 миллионов видов живых организмов, средой обитания которых является вода, суша и воздух. Возможно, что число видов живых организмов намного больше обозначенной цифры, так как учёные-биологи чуть ли не каждый день открывают и описывают всё новые и новые виды живых организмов, обитавших или обитающих в настоящее время на нашей планете.
Что же изучает биология? Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Живые организмы не могут жить сами по себе, а тесно взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой. Эти взаимоотношения изучает специальный раздел биологии – экология(с греческих слов «ойкос» – дом, жилище, родина; «логос» – учение).
Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей.
Запись в тетрадь
Комплекс биологических наук
Б и о л о г и я | Ботаника Зоология Микология Антропология | Морфология Анатомия Физиология Систематика Палеонтология | Цитология Гистология Генетика Селекция Экология Эволюционное учение | Молекулярная биология Биофизика Биохимия Биокибернетика Биометрия Радиология Бионика Биотехнология Генная инженерия Космическая биология Биогеография |
Методы исследований. Записать в тетрадь
Наблюдение-метод с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. (описание биологических явлений. наблюдать можно визуально. Например: за поведением животных, при снятии кардиограммы в течении суток, за сезонными изменениями, при замерах веса теленка в течение месяца)
Сравнение (нахождение закономерностей)
Эксперимент или опыт –метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений (скрещивание животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства)
Моделирование- метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов, на основе рентгеновских и биохимических исследований- двойную спираль ДНК)
Исторический метод
Инструментальный.
Научное исследование проходит в несколько этапов:
Наблюдение над объектом – на основе данных выдвигается гипотеза – проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) – проверенная гипотеза может быть названа теорией или законом.
Живая природа представляет собой сложноорганизованную систему. Существует несколько уровней организации живого:
Молекулярный. На этом уровне начинаются все процессы жизнедеятельности организма (НК-ДНК, РНК, белки, жиры, углеводы)
Клеточный. Клетка- наименьшая структурно-функциональная единица живого. Неклеточных форм жизни на Земле не существует, кроме вирусов
Тканевый
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов планеты.
Свойства живых систем.
Метаболизм – обмен веществ .Единство химического состава.
Репродукция – самовоспроизведение
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе носители генетической информации (ДНК, РНК).
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК
4. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием
5. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.
6. Дискретность – каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство
7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.
8. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний ( суточные и сезонные)
9. Энергозависимость – живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.
Значение биологии для человека. Запись в тетрадь
Биология имеет практическую пользу для человека. Она является основой для сельского хозяйства, многих отраслей промышленности и медицины.
Биология – первая помощница сельского хозяйства. Растениеводство и животноводство не могли бы существовать без знаний, накопленных биологией.
Физкультминутка
Биологи разрабатывают способы защиты культурных растений от болезней, опасных насекомых. Выводить новые сорта культурных растений и высококачественные породы животных помогают генетика и селекция.
Микробиологическая промышленность выпускает лекарства, витамины, кормовые добавки для животных, бактериальные удобрения, средства защиты растений от болезней и вредителей, препараты для пищевой, текстильной и химической промышленности.
Биологические знания помогают в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений, паразитами животных. Они играют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства.
Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.
Биологические знания являются основой для медицины. Врачу, да и любому человеку, необходимы биологические знания и умения в повседневной жизни.
Прогресс науки и техники, создание и использование новых технологий могут наносить ущерб биосфере (порой непоправимый). Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ставит вопрос о выживании, а нередко и о вымирании многих видов животных и растений. Учащение экологических катастроф наносит в группу риска все живое на планете. Задачи сохранения живых организмов, восстановления их популяций в естественной среде обитания решают биологи всего мира.
Они считают , что биология должна помочь человеку найти пути сохранения на Земле многообразия живых организмов. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животных или растений исчезал в среднем за одну тысячу лет; затем, с 1850-го по 1950-й – за 10 лет, то есть в 100 раз быстрее; после 1950 года один вид исчезал всего за 1 год. А сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красные книги (они бывают международные, государственные и региональные), исчезнувшие виды растений и животных заносятся в Чёрные книги. Для увеличения численности редких и исчезающих видов растений и животных создаются ботанические сады, национальные парки, заповедники, заказники, банки генетического резерва.
Существуют специальные международные организации, регулирующие общественные отношения в сфере экологии, охраны природы – Гринпис, Международная биологическая программа, Международный союз охраны природы и природных ресурсов и др. Если не затормозить процесс исчезновения живых организмов, то на Земле скоро не останется многих и многих видов, природа Земли во многом изменится. Только в наших руках изменить сложившуюся ситуацию.
III. Обобщение и закрепление изученного.
Методы:
Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.
Описательный – собирание и описание фактов.
Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.
Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.
Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
IV. Закрепление.
Заполнить таблицу.
Методы биологических исследований
Характеристика метода | Название метода |
1. Собирание и описание фактов | |
2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать явления | |
3. Метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно | |
4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт различия и сходства | |
5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов | |
6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств | |
Рефлексия
Что новое узнали? Что не понятно?
Домашнее задание.
Прочитать п 1,2 учебника , пересказ по записям в рабочей тетради, подготовить сообщение на тему «Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний».