СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: Методы биологических исследований.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Методы биологических исследований.»

Предмет- Биология

Класс- 9(а,б) Дата-

Тема: Методы биологических исследований. Значение биологической науки для человека.

Цель

  • Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии

  • Раскрыть значение биологии в жизни человека, его хозяйственной деятельности;

  • Показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии её место в системе биологических знаний;

Планируемые результаты :

Предметные: определить методы ьиологических исследований. Выяснить значение «биологии», как науки для человека.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради; умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Личностные: познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки.

Ход урока

  • Организационный момент. Взаимное приветствие. Проверка присутствующих по перекличке . проверка готовности к уроку.

  • Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Проверить знание параграфа ответами на вопросы в конце параграфа. Спросить термины.

  • Изучение нового материала.

Рассказ учителя.

  Биология относится к естественным наукам. Слово «биология» в переводе с греческого означает: «биос» – жизнь и «логос» – учение. Сам термин «биология» впервые был употреблён немецким учёным Т. Рузом, а общепринятым стал в 1802 году, когда употреблялся в работах французского натуралиста Ламарка

История развития биологии насчитывает более 2000 лет. Еще античными врачами и философами были предприняты попытки познания живых объектов (Гиппократ, Гален, Аристотель), К эпохе Возрождения относятся исследования, положившие начало ботанике, зоологии, анатомии (Везалий).

биология – это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. Единственной обитаемой планетой в Солнечной системе является планета Земля, жизнь на которой существует в различных формах. Это растенияживотныегрибыбактерии и даже вирусы.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Различные царства живой природы изучаются отдельными отраслями биологии – растения изучает наука ботаника (в переводе с греческого «ботанэ» − трава, зелень, растение), животных – зоология (с греческого «зоон» − животное), грибы – микология (с греческого «микос» − гриб), бактерии – бактериология и вирусы – вирусология. Биология изучает живые макрообъекты (различимые невооруженным глазом) и микрообъекты (мельчайшие живые существа, видимые только с помощью увеличительных приборов). Существует даже специальная биологическая дисциплина – микробиология, которая изучает те самые микроскопически малые объекты живой природы (бактерии, вирусы, одноклеточные растения, животные и грибы). 
В настоящее время на Земле обитает по разным подсчётам около 3,5-4,5 миллионов видов живых организмов, средой обитания которых является вода, суша и воздух. Возможно, что число видов живых организмов намного больше обозначенной цифры, так как учёные-биологи чуть ли не каждый день открывают и описывают всё новые и новые виды живых организмов, обитавших или обитающих в настоящее время на нашей планете. 
Что же изучает биология? Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие, законы исторического и индивидуального развития.
Живые организмы не могут жить сами по себе, а тесно взаимосвязаны друг с другом и с окружающей средой. Эти взаимоотношения изучает специальный раздел биологии – экология(с греческих слов «ойкос» – дом, жилище, родина; «логос» – учение).

Биологические науки теснейшим образом связаны с физикой, химией, математикой, геологией, географией и принадлежат к единому комплексу естественных наук, т. е. наук о природе. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей.

Запись в тетрадь

Комплекс биологических наук

Б  и  о  л  о  г  и  я

  Ботаника

  Зоология

  Микология

  Антропология 

   Морфология

  Анатомия

  Физиология

  Систематика

  Палеонтология 

  

 

  Цитология

  Гистология

  Генетика

  Селекция

  Экология

  Эволюционное учение

 Молекулярная биология

  Биофизика

  Биохимия

  Биокибернетика

  Биометрия

  Радиология

  Бионика

  Биотехнология

  Генная инженерия

  Космическая биология

  Биогеография

Методы исследований. Записать в тетрадь

  1. Наблюдение-метод с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте. (описание биологических явлений. наблюдать можно визуально. Например: за поведением животных, при снятии кардиограммы в течении суток, за сезонными изменениями, при замерах веса теленка в течение месяца)

  2. Сравнение (нахождение закономерностей)

  3. Эксперимент или опыт –метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений (скрещивание животных или растений с целью получения нового сорта или породы, проверка нового лекарства)

  4. Моделирование- метод, при котором создается некий образ объекта, модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об объекте (Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов, на основе рентгеновских и биохимических исследований- двойную спираль ДНК)

  5. Исторический метод

  6. Инструментальный.

Научное исследование проходит в несколько этапов:

Наблюдение над объектом – на основе данных выдвигается гипотеза – проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) – проверенная гипотеза может быть названа теорией или законом.

Живая природа представляет собой сложноорганизованную систему. Существует несколько уровней организации живого:

  1. Молекулярный. На этом уровне начинаются все процессы жизнедеятельности организма (НК-ДНК, РНК, белки, жиры, углеводы)

  2. Клеточный. Клетка- наименьшая структурно-функциональная единица живого. Неклеточных форм жизни на Земле не существует, кроме вирусов

  3. Тканевый

  4. Организменный

  5. Популяционно-видовой

  6. Биогеоценотический

  7. Биосферный. На этом уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов планеты.

Свойства живых систем.

  1. Метаболизм – обмен веществ .Единство химического состава.

  2. Репродукция – самовоспроизведение

  3. Наследственность – способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение. В основе носители генетической информации (ДНК, РНК). 

  4. Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства. В основе – изменение ДНК

4. Рост и развитие. Рост всегда сопровождается развитием

5. Раздражимость – способность организмов избирательно реагировать на воздействия.

6. Дискретность – каждая биологическая система состоит из обособленных, но взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство

7. Саморегуляция – способность организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз.

8. Ритмичность – периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний ( суточные и сезонные)

9. Энергозависимость – живые тела представляют собой открытые для поступления энергии системы.

Значение биологии для человека. Запись в тетрадь

Биология имеет практическую пользу для человека. Она является основой для сельского хозяйства, многих отраслей промышленности и медицины.
Биология – первая помощница сельского хозяйства. Растениеводство и животноводство не могли бы существовать без знаний, накопленных биологией.

Физкультминутка

Биологи разрабатывают способы защиты культурных растений от болезней, опасных насекомых. Выводить новые сорта культурных растений и высококачественные породы животных помогают генетика и селекция.

Микробиологическая промышленность выпускает лекарства, витамины, кормовые добавки для животных, бактериальные удобрения, средства защиты растений от болезней и вредителей, препараты для пищевой, текстильной и химической промышленности.

Биологические знания помогают в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений, паразитами животных. Они играют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства.

Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.

Биологические знания являются основой для медицины. Врачу, да и любому человеку, необходимы биологические знания и умения в повседневной жизни.
Прогресс науки и техники, создание и использование новых технологий могут наносить ущерб биосфере (порой непоправимый). Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ставит вопрос о выживании, а нередко и о вымирании многих видов животных и растений. Учащение экологических катастроф наносит в группу риска все живое на планете. Задачи сохранения живых организмов, восстановления их популяций в естественной среде обитания решают биологи всего мира.

Они считают , что биология должна помочь человеку найти пути сохранения на Земле многообразия живых организмов. Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животных или растений исчезал в среднем за одну тысячу лет; затем, с 1850-го по 1950-й – за 10 лет, то есть в 100 раз быстрее; после 1950 года один вид исчезал всего за 1 год. А сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красные книги (они бывают международные, государственные и региональные), исчезнувшие виды растений и животных заносятся в Чёрные книги. Для увеличения численности редких и исчезающих видов растений и животных создаются ботанические сады, национальные парки, заповедники, заказники, банки генетического резерва.

Существуют специальные международные организации, регулирующие общественные отношения в сфере экологии, охраны природы – Гринпис, Международная биологическая программа, Международный союз охраны природы и природных ресурсов и др. Если не затормозить процесс исчезновения живых организмов, то на Земле скоро не останется многих и многих видов, природа Земли во многом изменится. Только в наших руках изменить сложившуюся ситуацию.
III. Обобщение и закрепление изученного.

Методы:

  1. Наблюдения – преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств.

  2. Описательный – собирание и описание фактов.

  3. Сравнительный – сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий.

  4. Экспериментальный – целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.

  5. Исторический – выяснение закономерностей появления и развития организмов.

  6. Моделирования – изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

IV.  Закрепление.

Заполнить таблицу.

Методы биологических исследований

Характеристика метода

Название метода

1. Собирание и описание фактов


2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать явления


3. Метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно


4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт различия и сходства


5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов


6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств


Рефлексия

Что новое узнали? Что не понятно?

Домашнее задание.
Прочитать п 1,2 учебника , пересказ по записям в рабочей тетради, подготовить сообщение на тему «Проблемы человечества, решение которых связано с уровнем биологических знаний».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!