СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Конкуренция и монополия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Конкуренция и монополия"»

Конкуренция и монополия

Экономика может основываться на разных принципах и механизмах, определяющих, что, как и для кого производить. Так, традиционная экономика базируется на традициях, командная — на планировании. В основу рыночной и смешанной экономики положены рыночные механизмы, которые позволяют скоординировать хозяйственную деятельность многих людей таким образом, что они, тратя различные ресурсы, производят именно то, что нужно обществу.

Ещё в XVIII в. шотландский экономист Адам Смит, размышляя над этим, пришёл к выводу, что координация деятельности огромного числа людей основывается на обмене и стремлении человека к выгоде. Именно это — основа рыночного механизма, выступающего базой для большинства экономик современного мира. Рыночный механизм заставляет людей действовать так, как необходимо обществу в целом. Смит писал об этом: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука его направляет, как и во многом другом, приведёт его к результату, о котором он сам и не помышлял». Термином «невидимая рука рынка» со времён Адама Смита экономисты называют рыночный механизм и базирующуюся на нём экономику (смешанный и рыночный типы экономических систем). 

Рынок — экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Рынок в широком смысле нужно отличать от рынка как места торговли (базара).

В основе рыночных отношений лежит рыночный механизм: нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемые рыночные цены. 

 Признаки рынка

  •  Нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить.

  •  Нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать.

  •  Нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Виды рынков

По предлагаемым товарам и услугам выделяют несколько типов рынков:

  • рынок товаров и услуг: например, рынок автомобилей, парикмахерских услуг, авиаперевозок; 

  • финансовый рынок: денежный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок — например, на финансовом рынке возможно купить деньги другого государства — валюту; 

  • рынок экономических ресурсов — это рынок труда, рынок земли, рынок капитала; например, на рынке труда работники продают свою рабочую силу (труд); на рынке капитала продаются станки, оборудование.

По масштабу также выделяют мировой, национальный, региональный и местный рынки. Например, существует мировой рынок нефти и газа, национальный рынок молочной продукции, внутрирегиональный рынок пассажирских перевозок, местный рынок сельскохозяйственной продукции.

По законности выделяют легальный (законный) и нелегальный (незаконный) рынки. Товары и услуги на легальном рынке производят законно, за их продажу уплачивают налоги. На нелегальном рынке продают запрещённые товары и услуги, например наркотики, за них не платят налоги.

Функции рынка

  • Ценообразующая: на рынке формируется цена на товар.

  • Санирующая: на рынке слабые фирмы разоряются, выживают наиболее сильные.

  • Информационная: рынок свидетельствует о потребности в том или ином товаре или услуге, их количестве, цене.

  • Регулирующая: рынок регулирует, сколько какого товара/услуги производить и по какой цене.

Достоинства и недостатки рынка

Конкуренция и стремление к максимальной прибыли подталкивают предпринимателей к внедрению инноваций в бизнес, например к созданию новых моделей айфонов, дистанционно управляемой бытовой техники. В свою очередь, это ведёт к развитию прикладной науки, техническому прогрессу. Те же стимулы обеспечивают удовлетворение потребнос­тей человека и общества. Стремление минимизировать издержки обеспечивают рациональное использование ресурсов. Всё это — достоинства рынка.

Однако у рынка имеются и недостатки. Рынок не может самостоятельно разрешать проблемы безработицы, инфля­ции, защиты окружающей сре­ды, обеспечения экономичес­кой безопасности, развития фундаментальной науки, образования, здравоохранения, культуры. Всё это не приносит предпринимателям прибыль. Например, предприниматель не возьмёт на работу лишнего работника, потому что это дополнительные расходы. По этой же причине невыгодно создавать очистительные сооружения. Рынок также порождает социальное неравенство — в обществе существует расслоение по материальному признаку: бедные, богатые, средний класс. В современных смешанных моделях экономик преодоление недостатков рынка берёт на себя государство.

Спрос и предложение
Спрос

Спрос — это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене. 

Величина спроса зависит от цены на товар и ряда неценовых факторов.

Закон спроса

Чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше величина спроса: то есть покупатели обычно охотнее приобретают товары по низкой цене, чем по высокой, и наоборот. 

Например, при высокой цене потребитель готов купить 1 кг бананов, а при более низкой — 3 кг.

Неценовые факторы спроса

 На спрос может влиять не только цена конкретного товара, но и другие факторы.

  •  Цены на товары-заменители. Например, если повысятся цены на мандарины, увеличится величина спроса на апельсины, на которые цена не менялась: мандарины и апельсины — схожие товары.

  • Цены на дополняющие товары. Например, повышение цен на бензин ведёт к снижению величины спроса на автомобили, работающие на этом топливе: такой автомобиль без бензина нельзя использовать по назначению.

  •  Вкусы покупателей (мода). Например, мода на кроссовки увеличивает величину спроса на них.

  • Число покупателей. Например, рост рождаемости привёл к увеличению спроса на детские товары.

  • Доходы покупателей. Например, при увеличении зарплат работники завода могут купить больше товаров для себя — продуктов, одежды.

  • Сезонность. Например, купальники больше покупают летом, чем зимой.

  • Традиции. Например, ёлки покупают перед Новым годом.

Спрос может меняться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса отражается в изменении положения кривой спроса (D — demand, спрос), то есть в её перемещении на плоскости из позиции кривой D1 к D2. 

Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, речь идёт об увеличении спроса:

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение спроса:

Предложение

Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене.

Величина предложения — количество товара, которое продавцы готовы продать по данной цене.

Величина предложения зависит от цены на товар и ряда неценовых факторов.

Закон предложения

Чем выше цена на товар при прочих равных условиях,  тем больше величина предложения: то есть рост цен обычно увеличивает на рынке количество предлагаемых производителями товаров, и наоборот.

Например, при высокой цене продавец готов продать 100 кг бананов, а при более низкой — лишь 30 кг.

Неценовые факторы предложения

  •  Технология производства. Например, по новой технологии производитель может выпустить больше мороженого из прежнего количества молока, то есть величина предложения увеличится.

  • Налоги и дотации. Например, повышение налогов, которые платит производитель конфет, уменьшает количество его денежных средств и уменьшает предложение; помощь предприятию в виде дотаций (денежных средств) увеличивает количество средств производителя и увеличивает величину предложения.

  • Число продавцов. Например, увеличение числа продавцов кваса увеличивает величину предложения.

  • Цены на ресурсы. Например, при более низкой цене на молоко производитель имеет возможность увеличить предложение сметаны.

  • Расходы на транспортировку, хранение, продвижение товаров и услуг. Например, при повышении цен на транспортировку мяса его предложение может сократиться.

Предложение может меняться: увеличиваться или уменьшаться. Изменение предложения отражается в изменении положения кривой предложения (S — supply, предложение), то есть её перемещении на плоскости из позиции кривой S к S1. 

Если происходит движение вправо, дальше от осей координат, речь идёт об увеличении предложения:

Аналогично можно рассмотреть и уменьшение предложения:

Рыночная (равновесная) цена

Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.

 

Рыночная (равновесная) цена — это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Графически пересечение кривых спроса и предложения происходит в некой точке А, называемой точкой равновесия. В этой рыночной ситуации товар/услуга продаются по равновесной (рыночной) цене — цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.

При цене выше равновесной на рынке возникает ситуация избыточного предложения — затоваривания. Чтобы избавиться от затоваривания, цену приходится снижать.

При цене ниже равновесной на рынке возникает ситуация неудовлетворённого спроса — дефицита. При дефиците цены растут, пока не достигнут уровня равновесных.

 Конкуренция

Конкуренция — соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Последствия конкуренции 

Конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные последствия.Последствия конкуренции 

К положительным можно отнести:

  •  повышение качества товаров и услуг. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод повысил качество выпускаемого мороженого;

  •  расширение ассортимента товаров и услуг. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод расширил ассортимент мороженого;

  •  снижение цен. Например, чтобы привлечь покупателей, молокозавод снизил цены на мороженое;

  •  повышение эффективности производства. Например, чтобы повысить качество и ассортимент мороженого, молокозавод установил новое оборудование.

 Отрицательные последствия конкуренции:

  •  отвлечение больших средств на рекламу, которую в итоге оплачивает покупатель. Например, стоимость рекламы на памперсы входит в цену товара;

  •  использование нечест­ных методов борьбы. Например, клевета в интернете, взятки, криминальные разборки;

  •  постоянное разорение многих товаропроизводи­телей, порождающее нестабильность, безработицу. Например, закрытие магазина, который разорился из-за конкуренции, привело к увольнению продавцов.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

 

Типы конкуренции

Совершенная конкуренция — вид конкуренции, при котором на рынке существует много продавцов, которые предлагают одинаковую продукцию, например рынок сельхозпродуктов, рынок акций. Продавцы не могут контролировать цены друг друга. Существует конкуренция товара в чистом виде. Совершенная конкуренция — в значительной мере теоретический конструкт, так как в реальных ситуациях важными факторами, помимо самого товара, являются дополнительные конкурирующие условия, например местонахождение продавца, комфорт для покупателя.

Монополистическая конкуренция — вид конкуренции, при котором на рынке существует много продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию, например рынок одежды, обуви, парфюмерии. Продавцы не могут значительно влиять на цены друг друга.

Олигополия — вид конкуренции, при котором на рынке существует лишь несколько продавцов, предлагающих дифференцированную или стандартизированную продукцию, например рынок провайдеров интернет-услуг, мобильной связи. Продавцы взаимозависимы в принятии ре­шений о ценах на свою продукцию. Обычно выход на такой рынок новых продавцов затруднён, это связано с большими денежными вложениями.

Монополия — вид конкуренции, при котором на рынке существует лишь один продавец, который предлагает уникальную продукцию, например РЖД, легальные монополии, газо-, тепло, водоснабжение. Продавец полностью контролирует цены.

 Антимонопольное законодательство

Потребитель обычно проигрывает от монополии на рынке: увеличиваются цены, снижается качество продукции, уменьшается ассортимент. Поэтому в большинстве стран мира существует антимонопольное законодательство.

Узнать больше

Государственный орган власти в РФ, который обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства, — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ключевой законодательный акт, которым в своей работе руководствуется ФАС России, — федеральный закон «О защите конкуренции» (2006).

Основные задачи антимонопольного законодательства:

  • охрана и поощрение конкуренции;

  • контроль над ценами;

  • защита интересов потребителей;

  • содействие развитию среднего и малого бизнеса.

 Итоги

  • Рынок — экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

  • В основе рыночных отношений лежит рыночный механизм: нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, нерегулируемые рыночные цены. 

  • Спрос — это желание и возможность покупателей приобрести конкретный товар или услугу в конкретное время и в конкретном месте по конкретной цене.

  • Предложение — готовность продавцов предложить покупателям конкретный товар в конкретном месте и в конкретное время по конкретной цене.

  •  На величину спроса и предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

  • Рыночная (равновесная) цена — это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

  • Конкуренция — соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

  • Основные типы конкуренции: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Конкуренция.

Конкуренция — одно из условий эффективности рынка.

Конкуренция – от лат. сталкиваться, состязаться. Это соперничество участников рынка за лучшие условия производства и купли-продажи.

Быть конкурентоспособным — значит превосходить остальных по качеству предлагаемой продукции, по её разнообразию, постоянно искать новые пути обеспечения привлекательности товаров и услуг, идти в ногу со временем.

Функции конкуренции:

  • регулирующая– воздействие на предложение, на производство необходимых благ;

  • аллокационная ( от лат. размещение) – эффективное использование факторов производства в тех местах, где будет от них большая отдача;

  • инновационная – использование новейших технологий, достижений научно- технического прогресса;

  • адаптационная – рациональное приспособление к условиям рынка, постепенный переход от простого самосохранения, самовыживания на рынке до расширения сфер влияния на нём;

  • распределительная — прямое или косвенное воздействие на объём и вид продукции;

  • контролирующая – недопущение монополистического диктата одних участников рынка над другими.

Виды конкуренции.

По методам соперничества:

  • ценовая – её суть заключается в том, что предприниматели снижают цены на продукцию;

  • неценовая.

Методы неценовой конкуренции:

  • предложение товара более высоко качества и удобного, яркого внешнего оформления, упаковки;

  • придание новых свойств уже имеющимся товарам (например, кухонная посуда с антипригарным покрытием);

  • создание новых товаров, которых ранее не было (например, в своё время это были хлебопечки, мультиварки, планшетники и др.);

  • широкое использование рекламы;

  • качественное обслуживание;

  • дополнительные виды услуг: обучение покупателей тому, как пользоваться товаром, установка оборудования, гарантированное обслуживание и др.

По условиям протекания:

  • совершенная (свободная или чистая )конкуренция – при совершенной конкуренции ни один из участников рыночного хозяйства не может повлиять на установку цен на товары и услуги. Это некая идеальная модель рынка, своеобразный «бег вместе»;

  • несовершенная конкуренция – при такой конкуренции есть обстоятельства, которые её ограничивают, например, монополия, если нарушено хотя бы одно условие свободной конкуренции.

Условия для совершенной конкуренции:

  • небольшой объём производства отдельных производителей, что не позволяет влиять на цену товара;

  • однородность товара;

  • ничем не ограниченный доступ и выход с рынка;

  • продавцы товаров никак не влияют друг на друга, все работают самостоятельно;

  • неограниченное число участников;

  • мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов;

  • наличие полного объёма информации (о спросе, предложении, процентной ставке и др.);

  • однородность одноимённых товаров (то есть нет торговых марок, так как они ставят в привилегированное положение кого-либо);

  • отсутствие монополий, инфляции, вынужденной безработицы.

 

Особенности несовершенной конкуренции:

  • раздел рынка между крупными компаниями;

  • ограничение самостоятельности участников рынка;

  • контроль сегментов рынка (сегменты рынка- это группы, обладающие схожими характеристиками, например, одинаковым товаром);

  • использование нечестных способов соперничества.

Виды конкуренции по масштабам развития:

  • индивидуальная– предприниматель стремится достичь лучших для себя условий деятельности на рынке;

  • местная — соперничество на определённой территории между предпринимателями;

  • отраслевая– стремление получить наибольшую прибыль в рамках одной отрасли (её ещё называют горизонтальная конкуренция);

  • межотраслевая — борьба производителей разных отраслей за покупателей для удовлетворения определённой потребности (вертикальная конкуренция), например, удовлетворением потребности в информации занимаются радио, Интернет, телевидение, газетно-книжные издательства;

  • национальная— соперничество на рынке страны;

  • глобальная – соперничество на мировом рынке.

По характеру поведения хозяйствующих объектов:

  • гарантирующая– стремление сохранить своё положение на рынке, повышение качества продукции, предоставление дополнительных услуг. Она свойственна для тех производителей, у которых нет средств для серьёзной, масштабной модернизации своей продукции;

  • приспособленческая– для такой конкуренции свойственно лишь копирование инновационных разработок соперников;

  • креативная— это создание новых товаров, видов услуг, широкое применение рекламы.

Нечестная конкуренция.

Нечестная конкуренция — это конкуренция, при которой используют противоправные способы борьбы со своими конкурентами, вплоть до доведения до банкротства, разорения.

Признаки нечестной конкуренции:

  • распространение ложной информации о качестве и производстве товаров;

  • распространение сведений об опасности продукции конкурента;

  • резкое снижение цен на свои товары, чем привлекаются покупатели;

  • переманивание кадров;

  • промышленный шпионаж;

  • блокировка доставки конкурентам сырья и пр.

Закон «О защите конкуренции». 2006.

Конкуренция защищается на государственном уровне, так как является одним их важнейших условий эффективности рынка страны в целом.

Закон «О защите конкуренции».

Цели:

  • пресечение недобросовестной конкуренции,

  • пресечение монополистической деятельности,

  • пресечение ограничения конкуренции органами власти.

В законе определено, что действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат закону, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причиняют или могут причинить убытки хозяйствующим субъектам, нанести вред их деловой репутации.

В законе установлены формы недобросовестной конкуренции в статье 14:

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара;

  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

  • продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения услуг работ;

  • получение, использование, разглашение научно- технической, производственной, торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Термины.

Демпинг — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. В ряде стран он запрещён официально, так как подрывает конкуренции на рынке.

«Административный ресурс» — это нарушение государственными должностными лицам своих полномочий, то есть коррупция.

МОНОПОЛИЯ.

Монополия –  (греч. монос- один, полео- продаю) – это исключительное право, которое принадлежит человеку, группе лиц или государству на рынке при производстве, торговле и других видах хозяйственной деятельности.

Монополии приносят угрозу конкуренции, а значит, эффективному функционированию рынка, так как один хозяйствующий субъект, имеющий главенствующее положение, диктует условия рынка, в том числе, устанавливает цену.

Виды монополий.

В зависимости от характера и причин возникновения:

  • искусственная – результат сговора или слияния фирм ;

  • естественная– возникает потому, что субъект экономики владеет редкими и невоспроизводимыми факторами производства (железные дороги, система водоснабжения и т.д.).

  • случайная– временное превышение спроса над предложением. Она может возникнуть в период, когда другие конкуренты ещё не освоили производство той или иной продукции.

 

Причины появления естественных монополий:

  • уникальность природного ресурса, например, залежи алмазов в Якутии делаю её монополистом в России по производству алмазов;

  • технологическая уникальность, то есть открытие, изобретение, принадлежащее данной фирме.. Например, монополист Байконура – РК (Республика Казахстан).

Сферы естественных монополий:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,

  • транспортировка газа,

  • эксплуатация железнодорожных магистралей,

  • услуги портов и аэропортов,

  • услуги телекоммуникаций с использованием местных линий,

  • услуги водохозяйственной и канализационных систем,

  • услуги почтовой связи и др.

Виды монополий по степени защищённости государством:

  • закрытые (юридические) – монополии, которые регулируются государством.

  • открытые (временные) – это временное отсутствие конкуренции при создании и продаже какого-то товара. Такие монополии не имеют юридической защиты от конкуренции

К закрытым монополиям относятся:  

  • государственные монополии, то есть искусственные, созданы государством для удовлетворения общественных интересов.

  • естественные – при которых создание конкурентной среды невозможно при данном уровне инновации. При такой конкуренции обеспеченность потребностей рынка одной компанией более эффективно.

По форме собственности:

  • частная,

  • государственная.

По территориальному признаку:

  • местная,

  • региональная,

  • национальная,

  • экстерриториальная.

Экстерриториальность (от лат. «из, вне» + territorialis «относящийся к данной территории»— статус физических или юридических лиц,   учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют.

Признаки чистой монополии:

  • единственный продавец (монополист)

  • реализующийся товар уникален (нет аналогов),

  • полный контроль монополиста над ценой товара и его объёмом,

  • наличие барьеров для вступления в рыночную систему (административные, экономические).

Чистая монополия – это крайне редкое явление.

Причины возникновения монополий:
  • желание получить прибыль, лишив покупателя альтернативы, то есть выбора;

  • высокие издержки, которые, при наличии конкуренции, не окупаются;

  • большие масштабы производства, которые значительно снижают себестоимость продукции, а значит, и цену, что становится привлекательным для покупателей;

  • попустительство со стороны государства, когда оно не противостоит созданию монополий;

  • концентрация и централизация производства;

  • концентрация и централизация капитала;

  • барьеры для входа на рынок, которые не позволяют другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.

Причины сложностей вхождения на рынок при наличии монополий:

  • наличие патентов – то есть исключительного права одному производителю выпускать данный продукт или применять ту или иную технологию;

  • наличие государственной лицензии– то есть разрешения на данный вид деятельности только определённым фирмам или одной;

  • владение редким сырьевым ресурсом определёнными фирмами;

  • большая капиталоёмкость производства, которая становится не всем под силу.

Формы искусственных монополий.

Картель (от лат. соглашение) – союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность.

Главное:

  • договоры о ценах и объёмах продаж, о доле на рынке сбыта,

  • производственная и финансовая самостоятельность,

  • самая простая форма монополистического объединения.

Синдикат (англ. «syndicate») — это одна из форм монополистического объединения, создаваемая с целью устранения конкурентов за счёт взятия под контроль основных каналов сбыта и закупки ресурсов. Это означает, что оборот продукции будет полностью контролироваться одним органом, который также может влиять на ценообразование. Предприятия сохраняют собственность на средства производства, то есть производственную самостоятельность, но теряют коммерческую самостоятельность (так как сбыт продукции централизованный).

Главное:

  • производственная самостоятельность,

  • торговое объединение, централизованы сбыт и распределение заказов.

 Трест (от лат. доверие)— самая жесткая из всех форма интеграции компаний; при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо одна,; трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции; в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность; все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании. То есть полная потеря самостоятельности предприятиями.

Главное: полное объединение в производственной и торговой сфере.

 Концерн (от лат. забота) – крупное объединение фирм, основной деятельностью которого является промышленное производство. Это объединение многопрофильных фирм, имеющих единый финансовый центр и проводящих единую сбытовую политику. Имеют производственную самостоятельность, входят предприятия разных отраслей.

Главное:

  • объединение предприятий из разных отраслей

  • производственная и финансовая самостоятельность,

  • единая сеть сбыта,

  • финансовый контроль со стороны руководства.

 Холдинг (от англ. удерживание) – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над ними. Компании, входящие в холдинг, заключают коммерческие сделки от своего имени. Однако право решения основных вопросов, относящихся к их деятельности, принадлежит холдинговой компании.

Конгломерат (от лат. собранный) — это один из организационных типов интеграции предприятий, в государстве или в нескольких, которая соединяет под один финансовый контроль целую сеть разных компаний, и проявляется в итоге объединения разнообразных организаций вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции. Это гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления. Это форма слияния нескольких компаний под одним руководством. 

 Консорциум (от лат. соучастие) – временный добровольный равноправный союз (объединение) на основе договора о совместной хозяйственной деятельности, в котором юридические лица объединяют те или иные ресурсы и координируют усилия для решения конкретных хозяйственных задач. Целью могут быть разные виды скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

 Интеграция, то есть объединение в монополистические союзы, бывает двух типов:

Горизонтальная интеграция – в рамках одной отрасли (картели, синдикаты, тресты);

вертикальная интеграция – деятельность в рамках одной корпорации предприятий разных отраслей с целью сокращения издержек и дальнейшей диверсификацией, то есть увеличения разнообразия, изменения: расширение ассортимента, освоение новых видов производств, предотвращение банкротства.

Виды монополий.
  • Монопсония– один крупный покупатель, который определяет цену товара.

  • Олигополия– множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.

  • Дуополия– наличие на рынке только двух продавцов товара.

  • Двусторонняя монополия– один крупный продавец и один крупный покупатель.

  • Монополистическая конкуренция— большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.

Антимонопольная политика государства.

Антимонопольное законодательство – законы и нормативные акты правительства, поддерживающие конкуренцию, ограничивающие или запрещающие монополию.

Законы:

  • «О естественных монополиях» (1995).

  • «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (1991).

  • «О недобросовестной конкуренции» (1998).

Некоторые положения закона, виды недобросовестной конкуренции.

  • Незаконное использование фирменного наименования, товарного знака.

  • Копирование, воспроизводство внешнего оформления товара.

  • Навязывание покупателям дополнительных услуг.

  • Реклама, содержащая некорректные отзывы о конкурентах.

  • Искажение или скрытие в рекламе сведений о товаре.

Методы антимонопольной политики.
  • Прямое регулирование цен— это установление максимально допустимых цен, например, на некоторые лекарства, предметы первой необходимости.

  • Налогообложение– снижение налоговой ставки для малого бизнеса и повышение для крупного.

  • Регулирование естественных монополий(например, регулирование цен на электроэнергию, инициирование властями конкуренции – права обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет наибольшую сумму.

  • Административный контроль монополизированных рынков: финансовые санкции против нарушителей антимонопольного законодательства, расформирование фирм, уличённых в нечестной конкуренции и др.

  • Использование организационного механизма, заключающегося в профилактике монополизации рынков путём либерализации рынкаЦель: сделать монополизацию рынков невыгодной: снижение таможенных пошлин, поддержка среднего и малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования и т.д.

Последствия монополистической деятельности.

Позитивные:

  • более эффективная деятельность,

  • больше средств и стимулов к развитию НТР,

  • уникальность продукции.

Негативные:

  • нерациональное использование ресурсов общества,

  • усиление социального неравенства, так как товары продаются по завышенным ценам,

  • возможность застоя и торможения НТР.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!