Тема урока. Формирование изображения на экране компьютера
Планируемые образовательные результаты
предметные – систематизированные представления о формировании изображений на экране монитора;
метапредметные – умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
личностные – способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
1) формирование представлений о пространственном разрешении монитора;
2) рассмотрение основных понятий, связанных с компьютерным представлением цвета (цветовая модель, глубина цвета, палитра монитора);
3) расширение и систематизация представлений о видеосистеме персонального компьютера.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
презентация «Компьютерная графика» из электронного приложения к учебнику.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
анимация «Цветовая модель RGB» (N 179672);
Формируемые УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД :
постановка учебной задачи на основе ранее изученного материала;
составление плана и последовательности действий;
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
уменик работать с ПК
Познавательные УУД
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Постановка задачи (10мин.)
Выполнение обучающимися практической исследовательской работы (10мин.)
Работа с учебником и опорным конспектом (10 мин.)
Закрепление. Решение задачи на скорость(10 мин)
Подведение итогов урока (2 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, компьютеры обучающихся, мультимедийный проектор, экран.
Электронные образовательные ресурсы: презентация «Формирование изображения на экране»
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемая продолжительность этапа | Формируемые ууд | Примечания |
1.Организацаонный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, контроль готовности к уроку. | Подготовка к учебной деятельности. | 1мин. | Личностные УУД: формирование навыков самоорганизации | |
2.Введение в тему урока Обратите внимание на изображения: Что в них общего? А где в своей жизни вы встречаете подобные изображения, состоящие из точек (элементов) различного цвета? Как вы считаете, можно к данным изображениям добавить изображение, которое мы видим на экране монитора? Увеличим изображение на экране с помощью экранной лупы. Что мы видим? Итак, о чем же сегодня пойдет речь на уроке? Запишем в тетради тему: Формирование изображения на экране монитора. Цель: познакомиться с правилами формирования изображения на экране монитора. Ребята, а знаете ли вы как называется самый маленький элемент мозайки?
А у экрана монитора этот элемент называется пикселем. Что такое пиксель? Запишите определение пикселя: | - Они состоят из точек (элементов) разного цвета. - Калейдоскоп.- Бисероплетение. Вышивание крестиком. - Вышивание бисером. Украшения на фасадах домов. Монитор также состоит из точек разного цвета. О том, как получается изображение на мониторе компьютера.
- Смальта (искусственное стекло, полученное из кремниевой кислоты и кобальта). А ещё они называются: - модулями,- тессерами,- чипсами. Пиксель – это наименьшая единица графического изображения, получаемая с помощью графических систем вывода информации. | 5 мин. | Личностные УУД: - умение кратко формулировать мысль Коммуникативные УУД: - умение слушать других | |
3. Практическая исследовательская работа. Как видит человек? Свет проходит через роговицу и попадает на хрусталик. Хрусталик – как призма. Свет преломляется и попадает на сетчатку глаза. Рецепторы возбуждаются в соответствии с интенсивностью действующего на них цвета. Возникает импульс, который передаётся в головной мозг по зрительному нерву. Наибольшая чувствительность приходится на красный, зеленый и синий цвета. … (Слайд 21) А как компьютер формирует цветное изображение? Экран монитора является излучающим объектом. Он изначально тёмный. Его исходный цвет чёрный, все остальные цвета получаются путём использования 3-х основных цветов: красного, зелёного и синего. Эти цвета называют базовыми Для обозначения цвета в компьютере используется цветовая математическая модель RGB. Предлагаю провести компьютерный эксперимент. Загрузите графический редактор Paint. С помощью кнопки Изменение цветов вызовите диалоговое окно Изменение палитры. В это диалоговом окне есть Градационный квадрат, в котором вы можете самостоятельно выбирать понравившийся вам цвет, есть и поля с числовыми значениями интенсивности от 0 до 255 соответствующие модели RGB. Прошу вас заполнить таблицу, представленную в карте урока. | Формирование изображения на экране монитора Пиксель - ________________________________________ _______________________________________________ Цветовая модель RGB - комбинация трёх базовых цветов – Красного (__), зелёного (__) и синего (__). Откройте графический редактор Paint. В диалоговом окне Изменение палитры установите коды. Запишите полученные цвета в таблицу КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Интенсивность базовых цветов | цвет | красный | зелёный | синий | 0 | 0 | 0 | | 255 | 0 | 0 | | 0 | 255 | 0 | | 0 | 0 | 255 | | 255 | 0 | 255 | | 255 | 255 | 0 | | 0 | 255 | 255 | | 255 | 255 | 255 | | Ответьте на вопрос: как будут изменятся цвета, если значения всех трех основных цветов задавать одинаковыми (например 15,15, 15 или 60, 60, 60)? | 10 мин | Коммуникативные УУД: - умение решать поставленные задачи, находить ответы на вопросы Личностные УУД: - формирование навыков работы с ПК - умение оформлять результаты исследования и делать вывод из них. | |
4. Эта модель применяется во всех излучающих технических устройствах. Как вы думаете: Какие это устройства? Приведите примеры. В каких устройствах есть ещё мониторы? Но, если изображение на всех мониторах формируется одинаково, то от чего же зависит его качество? Используя материалы учебника (стр. 109-110), познакомьтесь с устройствами, которые образуют видеосистему компьютера. Заполните в карте урока схему “Видеосистема компьютера”. | - телевизоры,- телефоны,- мультимедиа приставки, - планшеты,- фотоаппараты Все эти устройства также используют цветовую модель RGB для формирования цвета на своих экранах. Основные параметры качества компьютерного изображения: 1)пространственное разрешение______________________ 2) глубина ______________________________ 3) частота _____________________экрана Глубина цвета (i) - длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя. N = 2i N - количество цветов в палитре i - битовая глубина цвета i - глубина цвета | N - количество цветов в палитре | 3 бита | | | 64 цвета | 5 бит | | | 256 цветов | I = K * i K – разрешение экрана (размер изображения в пикселях) I – объём графического изображения (видеопамяти) | 10мин | Регулятивные УУД: - формирование навыков работы с учебником Личностные УУД: - развитие речи, - умение кратко формулировать мысль | |
5. Решение задач. В практической работе мы узнали, что диапазон значений для каждого цвета от 0 до 255, какая же глубина цвета для пикселя используется в нашем компьютере? А сколько места в памяти займет рисунок размером во весь экран. Определите размер экрана вашего компьютера и узнайте это как можно скорее. | 3*8=24бита Тогда рассчитаем, сколько цветов в палитре: N=224=16777216 цветов K=1366*768 I=(1366*768*24бит)/8= (3147264байт)/1024=3073,5Кбайт/1024=3Мбайта | 10 мин | | |
6. рефлексия Что нового вы узнали на уроке? А может быть что-то интересное вы узнали на уроке? … (Ответы детей) Вы можете поделиться с кем-нибудь знаниями, которые получили сегодня на уроке? .Полезны ли эти знания для вас? Достигли ли мы цели урока? | (Ответы детей) - Cмальта, - Пуантилизм, - Пиксель, RGB, Разрешение монитора. Видеосистема, глубина цвета | 2 мин | Личностные УУД: - развитие самооценки | |
7. Домашнее задание: §3.1, вопросы 9 и 10 | Запись дз | 2 мин | | |
Формирование изображения на экране монитора
Пиксель - __________________________________________
________________________________________________________
Цветовая модель RGB - комбинация трёх базовых цветов – Красного (__), зелёного (__) и синего (__).
Откройте графический редактор Paint. В диалоговом окне Изменение палитры установите коды. Запишите полученные цвета в таблицу
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Интенсивность базовых цветов | цвет |
красный | зелёный | синий |
0 | 0 | 0 | |
255 | 0 | 0 | |
0 | 255 | 0 | |
0 | 0 | 255 | |
255 | 0 | 255 | |
255 | 255 | 0 | |
0 | 255 | 255 | |
255 | 255 | 255 | |
Ответьте на вопрос: как будут изменятся цвета, если значения всех трех основных цветов задавать одинаковыми (например 15,15, 15 или 60, 60, 60)?
Пространственное разрешение монитора - ______________
______________________________________________________________________________________________________
Основные параметры качества компьютерного изображения:
1)пространственное разрешение _______________________
2) глубина _________________________________________
3) частота __________________________экрана
Глубина цвета (i) - длина двоичного кода, который используется для кодирования цвета пикселя.
N = 2i
N - количество цветов в палитре
i - битовая глубина цвета
i - глубина цвета | N - количество цветов в палитре |
3 бита | |
| 64 цвета |
5 бит | |
| 256 цветов |
I = K * i
K – разрешение экрана (размер изображения в пикселях)
I – объём графического изображения (видеопамяти)