СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Деятельность как способ существования людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Деятельность как способ существования людей"»

Деятельность – способ существования людей.

Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.

Кратко охарактеризуем эти отличия. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Деятельность человека существенно отличается от поведения животных.

  • Деятельность человека направляется познавательной потребностью и потребностью в общении. Животные осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.

  • Человек осуществляет абстрактную деятельность, устанавливает причинные зависимости. Животные руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.

  • У людей передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Животные осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).

  • Люди изготавливают и сохраняют орудий труда, передают их последующим поколениям. Животные могут создавать вспомогательные средства и орудия, но не используют орудия постоянно.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.

Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.

Абрахам Маслоу (1908-1970) предложил иную классификацию потребностей: а)физиологические (воспроизводство рода, пища, дыхание, одежда, жилище, отдых и т.п.); б)экзистенциальные (безопасность своего существования, комфорт, гарантии занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.п.); в)социальные (общение, привязанность, забота о другом, внимание к себе и т.п.); г)престижные (самоуважение, признание, достижение успеха); д)духовные (самовыражение и т.п.).

У. Макдауголл (1923 г.) выделял потребности как инстинкты: пищедобывание; сексуальность; страх; любознательность; покровительство; родительская опека; общение; самоутверждение; подчинение; гнев; приобретательство; страх; комфорт; отдых; сон и т. д.

Структура деятельности:

1)субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство);

2)объект – то, на что направлена деятельность (природные материалы, различные предметы, сферы жизни людей, другой человек, сам субъект);

3)цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Целью деятельности может быть лишь такой образ ожидаемого, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности;

4)средства достижения цели (должны соответствовать цели);

5)результат (может не соответствовать цели). Деятельность состоит из действий, например, учебная деятельность включает в себя: запись лекций, чтение книг, решение задач и пр.

Фактор, побуждающий человека к деятельности называют мотивом. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей в контексте общего замысла, называются действиями.

Мотивы деятельности:

1)потребности.

2)социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта (например, таким объектом может быть семья).

3)убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

4)интересы – потребности, направленные не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Различают: индивидуальные, групповые интересы, интересы общества в целом; экономические, социальные, политические, духовные интересы.

5)влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

Под влиянием сильных чувств человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют импульсивными.

МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.

Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.

В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.

В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Элементы творчества могут найти место в любой деятельности.

В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества – научная, образовательная, досуговая.

Основные виды деятельности людей:

1.игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

2.учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.

3.труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

4.Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.

Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления.

ДЕЙСТВИЯ (по М.Веберу) разделяются (в зависимости от их мотивов) на:

1)целерациональные – характеризуются рационально поставленной и продуманной целью.

2)ценностно-рациональные – характеризуются осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Смысл состоит в том, что индивид следует своим понятиям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаний.

3)аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием индивида.

4)традиционные – основаны на длительной привычке.

Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» – его производной.

Объяснение деятельности людей различными философскими направлениями:

1)географическое направление – географические условия обуславливают характер и склонности людей;

2)социологический идеализм – «идеи правят миром»;

3)исторический материализм – деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве;

4)технологическое направление – определяющий фактор движения общества – техника и технология;

5)психологическое направление – объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!