Деятельность – способ существования людей.
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Деятельности человека присущи такие черты, как сознательность, продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.
Кратко охарактеризуем эти отличия. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер. Человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат. Во-вторых, деятельность носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата, продукта. Таковыми, в частности, являются орудия труда, изготовленные и постоянно совершенствуемые человеком. В этой связи говорят и об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия. В-третьих, деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества. В-четвертых, в деятельности человека проявляется ее общественный характер, так как в процессе деятельности человек, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека существенно отличается от поведения животных.
Деятельность человека направляется познавательной потребностью и потребностью в общении. Животные осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность.
Человек осуществляет абстрактную деятельность, устанавливает причинные зависимости. Животные руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации.
У людей передача и закрепление опыта происходит через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Животные осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты).
Люди изготавливают и сохраняют орудий труда, передают их последующим поколениям. Животные могут создавать вспомогательные средства и орудия, но не используют орудия постоянно.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врожденными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования.
Абрахам Маслоу (1908-1970) предложил иную классификацию потребностей: а)физиологические (воспроизводство рода, пища, дыхание, одежда, жилище, отдых и т.п.); б)экзистенциальные (безопасность своего существования, комфорт, гарантии занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.п.); в)социальные (общение, привязанность, забота о другом, внимание к себе и т.п.); г)престижные (самоуважение, признание, достижение успеха); д)духовные (самовыражение и т.п.).
У. Макдауголл (1923 г.) выделял потребности как инстинкты: пищедобывание; сексуальность; страх; любознательность; покровительство; родительская опека; общение; самоутверждение; подчинение; гнев; приобретательство; страх; комфорт; отдых; сон и т. д.
Структура деятельности:
1)субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство);
2)объект – то, на что направлена деятельность (природные материалы, различные предметы, сферы жизни людей, другой человек, сам субъект);
3)цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. То, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленной деятельности. Целью деятельности может быть лишь такой образ ожидаемого, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта деятельности;
4)средства достижения цели (должны соответствовать цели);
5)результат (может не соответствовать цели). Деятельность состоит из действий, например, учебная деятельность включает в себя: запись лекций, чтение книг, решение задач и пр.
Фактор, побуждающий человека к деятельности называют мотивом. Относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей в контексте общего замысла, называются действиями.
Мотивы деятельности:
1)потребности.
2)социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта (например, таким объектом может быть семья).
3)убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
4)интересы – потребности, направленные не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Различают: индивидуальные, групповые интересы, интересы общества в целом; экономические, социальные, политические, духовные интересы.
5)влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Под влиянием сильных чувств человек способен на действия без достаточно осознанной цели. Такие действия называют импульсивными.
МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую. Словом «творчество» принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, ранее неизвестное. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью, оригинальностью. Элементы творчества могут найти место в любой деятельности.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определенные виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества – научная, образовательная, досуговая.
Основные виды деятельности людей:
1.игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Игровая деятельность ориентирована не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры – ее правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Она готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
2.учение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
3.труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
4.Часто наряду с игрой, учением и трудом в качестве основного вида деятельности людей выделяют общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Общение включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Изучая особенности проявления человеческой деятельности, выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деятельность проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий. В ходе этой деятельности активность человека проявляется не в реальных движениях, а в идеальных моделях, создаваемых в процессе мышления.
ДЕЙСТВИЯ (по М.Веберу) разделяются (в зависимости от их мотивов) на:
1)целерациональные – характеризуются рационально поставленной и продуманной целью.
2)ценностно-рациональные – характеризуются осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Смысл состоит в том, что индивид следует своим понятиям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаний.
3)аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием индивида.
4)традиционные – основаны на длительной привычке.
Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» – его производной.
Объяснение деятельности людей различными философскими направлениями:
1)географическое направление – географические условия обуславливают характер и склонности людей;
2)социологический идеализм – «идеи правят миром»;
3)исторический материализм – деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве;
4)технологическое направление – определяющий фактор движения общества – техника и технология;
5)психологическое направление – объяснение социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.