Открытие нового знания | Организация усвоения учениками нового знания | 3 слайд (изображение Гофмана) Если забыли, проговорить самим -Как вы могли заметить, мы не до конца рассказали сказку «Щелкунчик» и сегодня мы продолжим работу с ней. -Но сначала вспомним, кто же написал эту сказку? 4 слайд(изображение Чайковского) -А кто написал балет по этой сказке ? - Да, совершенно верно ,П. И. Чайковский очень любил сказки и, поэтому многие из них легли в основу его произведений. 5 слайд -Сегодня мы продолжим работу с балетом П. И. Чайковского, который он написал по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». - Ребята ,а кто мне напомнит о чем эта Сказка? 6 слайд -Что вы видите на этом слайде? 7 слайд. -Что произошло с Щелкунчиком потом? -что сделала Мари? 8 слайд. -Что теперь произошло с Щелкунчиком? 9 слайд. -Кто напал на Щелкунчика и как он был спасен? 10 слайд. -Какое чудо произошло с Щелкунчиком? 11 слайд -Да, ребята мы верно вспомнили сказку, колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. 12 слайд. В его королевстве их встречали крошечные пастухи и пастушки ,которые исполнили прелестный балет. 13 слайд -какой танец они исполнили?(включить музыку до 0.23) «Танец пастухов и пастушек» - Что изображала музыка? Как вы определите звучание этого музыкального фрагмента? 14 слайд - А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент подчеркивает такие движения пастухов и пастушек? Кто вспомнит? Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели, которыми пользовались пастушки. -дальше Принц и Мари очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Там были прелестные очаровательные человечки. Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали. 15 слайд. -Какой танец танцевали эти человечки? (включаем аудио до 0.20 и медленно убавляем) - Ребята, расскажите о музыке, которая звучала в трепаке? На прошлом уроке мы с вами, пробовали хлопать в ладощи в ритм музыки. -Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку… Щелкунчик хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке и Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то невидимый такт и темп. 16 слайд. -Какой танец танцевали эти арапчата? «Арабский танец». - Каким был танец арапчат? -В ней звучит что-то восточное, тонкое. -Мы с вами вспомнили, что было на прошлом уроке и давайте уже перейдем к продолжению сказки …. 17-18 слайд: Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившихся розово-алыми сияниями. Там и сям были рассыпаны по стенам роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым цветом белизну фона. Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже.(19 слайд) Посмотрим с вами «Танец феи Драже». Включаем видеозапись (включаем звук постепенно, слушаем до аплодисментов ) Сейчас мы смотрели на «Танец феи Драже», чем он отличается от других танцев, которые звучали? Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. 20 слайд(ждем слов про челесту): П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях. Это необычный инструмент: ни труба, ни скрипка, а называется он челеста .Челеста похожа по звучанию на металофон, но у нее нежный, звенящий звук, как у колокольчиков. - А сейчас я вам предлагаю послушать совершенно неожиданное музыкальное звучание. Это не челеста, это вообще необычный музыкальный инструмент (видеозапись с бокалами 1:00). - Что это был за необычный музыкальный инструмент? -У вас у каждого дома есть бокалы, сегодня же попробуйте сыграть на них что-нибудь, послушайте, как они звучат. 19слайд возвращаемся - А теперь вернемся к фее Драже. Какую вы увидели фею в музыке, какой у нее наряд? А как вы думаете, фея добрая или злая? Любит ли она делать подарки? Своим гостям она решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и… Звучит «Вальс цветов» (1:45).включаем видеозапись Что за чудо подарила гостям фея Драже? -Какой это танец? - Обычный ли это вальс? -Давайте придумаем ему красивое название. 21 слайд: П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад с множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов, потому что цветы - это самое прекрасное, что есть на земле. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье. Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь. ПРОВЕРКА ДЗ. -А как вы продолжили сказку давайте вспомним и проверим ваше домашнее задание. Продолжите нашу сказку. Как ты думаешь? А ты? Очень интересные и совершенно разные у вас получились сказки. Молодцы. -Напомните мне, кто написал эту замечательную сказку? -А кто написал балет к этой сказке «Щелкунчик».? Интерактивные задания А сейчас мы с вами проверим ваши знания, как вы запомнили сказку и балет « Щелкунчик» и «Золушка» и немного поиграем. Вам нужно соотнести название фрагмента балета с его названием, а также правильно выбрать композитора. Молодцы ребята, вы отлично помните, что вы изучали на прошлых уроках. | слушают учителя - немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман -Петр Ильи Чайковский - о необыкновенной кукле, которая щелкала орешки и поэтому называлась Щелкунчик., о Мари и щелкунчике, который сломался -знакомство Мари и щелкунчика в рождественскую ночь -брат Мари сломал Щелкунчика и закинул его под елку, Мари позже положила его в коробку и спела колыбельную -Он ожил и рассказал что его заколдовала Мышильда, его спасти может только любовь и победа над мышиным королем -на него напали мыши,но Мари его спасла ,бросив свой башмачок в крысиного короля -Щелкунчик превратился в прекрасного принца -танец пастухов и пастушек - Легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка. -флейта -Трепак - Яркая, сочная, насыщенная, громкая, похожая на танец -арабский танец - Медленный, изящный, плавный, нежный -представление домашней работы Это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец Она в волшебном наряде, добрая фея, которая любит дарить подарки. -танец -это романтичный чувственный и нежный танец, наполненный добром и светом -нет, в танце как будто бы идет речь о победе любви и света над силами зла и тьмы - счастливый конец, вальс Мари и Принца, подарок феи Драже Рассказывают свои сказки Выполняют задание | Форма: фронтальная Методы: беседа, рассказ, объяснение, метод эмоциональной драматургии, частично-поисковый метод Средства: речь учителя, презентация, видео и аудио фрагменты |