3 | Открытие нового знания | Организация усвоения учениками нового знания | - А сегодня я хочу вам рассказать совсем другую сказку. Но сначала я расскажу вам о композиторе П.И. Чайковском. - Петр Ильич Чайковский очень любил сказки и, поэтому многие из них легли в основу его произведений. Сегодня мы познакомимся с балетом П. И. Чайковского, который он написал по сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Сказка эта о необыкновенной кукле, которая щелкала орешки и поэтому называлась Щелкунчик. Произошло это в рождественскую ночь. Вы знаете, что в рождественскую ночь происходят чудеса, превращения, дети получают подарки, очень ждут этого праздника. Щелкунчика принесли в подарок детям среди других игрушек. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику было нетрудно расколоть их. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную коробку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети ушли спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовал злой король мышиного царства. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, как Мари увидев это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен, а войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, ведь я так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. Это было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Сначала они попали в Рождественский лес. Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час же явились крошечные пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. Они принесли хорошенькое золотое кресло, положили на него белую подушку из пастилы и очень любезно пригласили Мари сесть. И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет. Звучит «Танец пастухов и пастушек». - Что изображала музыка? Как вы определите звучание этого музыкального фрагмента? - Как вы думаете, какой танец танцевали пастухи и пастушки? Какие балетные движения вы представили, слушая это произведение? - А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент действительно подчеркивает такие движения пастухов и пастушек? С какими музыкальными инструментами ходят настоящие пастухи? Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели. -Давайте посмотрим, как на самом деле это происходит в балете. (Фрагмент) -Давайте вернемся к нашим путешественникам. Вместе с ними мы попадаем в город Конфетенбург. Конфетенбург – многолюдный город, веселый, тут каждый день праздники. Через несколько шагов Мари и Принц очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как корабль, возвышался глазированный пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так хотелось зачерпнуть ложкой. Но прелестнее всего были очаровательные человечки. Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали. Звучит «Трепак». - Ребята, расскажите о музыке, которая сейчас прозвучала. Какая она? Похожа ли она на «Танец пастушков»? А чем отличается? Эта музыка действительно похожа на танец и у него есть свое название – это русский народный танец – трепак. Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку. -Давайте и мы с вами потанцуем. Но сначала послушаем внимательно музыку и посмотрим отрывок из балета. Там, где вам хочется топнуть, давайте мы для начала хлопнем в ладоши. В музыке не всегда есть место, где можно хлопнуть, обратите на это внимание, где-то музыка звучит ярче, а где-то тише, будьте внимательны, сосчитайте, сколько вы сделаете хлопков в самых ярких местах. -Можете поаплодировать себе и тем, кто исполнял балет. Продолжим наше путешествие. Щелкунчик снова хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке, сиявшей яркими, как солнце, драгоценными камнями. Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то невидимый такт и темп: «Топ-и-тип, тип-и-топ, хлоп-хлоп-хлоп! Мы по водам хороводом». Звучит «Арабский танец». - Каким был танец арапчат? Ребята, в трепаке мы услышали удаль, музыка была звонкой, яркой, а эта музыка похожа на русский народный танец? В ней звучит что-то восточное, тонкое. Ее танцуют 12 арапчат, поэтому называется танец «арабский». И движения будут уже не такие активные, как в русском народном танце – трепаке, скорее всего, это будут медленные, плавные движения руками. Попробуйте. Как по вашему мнению, этот танец можно изобразить при помощи рук? -Попробуйте станцевать эту музыку руками. (Фрагмент) -А теперь давайте посмотрим, как это танцуется в балете. Обратите внимание на движение ног, движения солистов плавные. Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившихся розово-алыми сиянием. Там и сям были рассыпаны по стенам роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым цветом белизну фона. Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже. Звучит «Танец феи Драже». Сейчас мы слушали «Танец феи Драже», чем он отличается от других танцев, которые звучали сегодня? П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях. Челеста – это французский инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный, звенящий звук. Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. Какую вы увидели фею в музыке, какой у нее наряд? А как вы думаете, а фея добрая или злая? Любит ли она делать подарки? (Фрагмент видео) Своим гостям она решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и… Звучит «Вальс цветов». Что за чудо подарила гостям фея Драже? Какой это танец? Обычный ли это вальс? Давайте придумаем ему название. (Можно объявить в классе конкурс на самое поэтичное, красивое название.) П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад со множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов, потому что это самое прекрасное что есть на земле. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь. Эту замечательную сказку, которая называется «Щелкунчик» нам подарил немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, а Петр Ильич Чайковский на основе этой сказки написал одноименный балет – сказку «Щелкунчик». | Слушают учителя Легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка. Балет Легкие прыжки Рожок, свирель, дудочка Яркая, сочная, насыщенная, громкая Нет, она быстрая, задорная, веселая Исполнение «Трепака» с подчеркиванием акцентов хлопками в ладоши. Медленный, изящный, плавный, нежный, с позвякивающими бубнами Нет Дети предлагают свои варианты движений руками, выбирают наиболее понравившиеся и исполняют танец, сидя за партами. Это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец Она в волшебном наряде, добрая фея, которая любит дарить подарки. Вальс. | Объяснение, беседа, презентация, ТСО, рассказ, аудио-, видеозаписи, частично-поисковый метод, Метод эмоциональной драматургии Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд с флейтой Слайд Метод содержательного анализа Слайд Слайд Практический метод (исполнение в шумовом оркестре, вокально-хоровое исполнение, пластическое интонирование) (Важно, чтобы во время исполнения эмоциональное состояние детей соответствовало восприятию музыкального произведения. После пластического интонирования обязательно следует отметить самых старательных ребят) Иллюстративный метод Активизация творческого мышления | Предметные УУД: воспринимают музыку и выражают свое отношение к музыкальным произведениям; Личностные УУД: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; Познавательные УУД: восприятие текста с учетом поставленной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения; установление причинно-следственных связей; высказывание предположений; Коммуникативные УУД: составление небольшого высказывания. |