СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Мир духовной музыки» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-беседа о чертах духовного искусства на примере церковной музыки.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 8 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 2 урока 3 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание величия и значения духовных произведений в разных видах искусства.

Личностные:

—  выявление, осознание главных черт церковной музыки — сдержанности, глубины, возвышенного благородства.

Предметные:

—  выявление черт хорового звучания —  пространственности, глубины.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мир духовной музыки» (8 класс)»

8 КЛАСС

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (18). Мир духовной музыки

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание величия и значения духовных произведений в разных видах искусства.

Личностные:

—  выявление, осознание главных черт церковной музыки — сдержанности, глубины, возвышенного благородства.

Предметные:

—  выявление черт хорового звучания —  пространственности, глубины.

Форма проведения занятия: Урок-беседа о чертах духовного искусства на примере церковной музыки.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Живопись: неизвестный художник. «Храм Христа Спасителя в Москве»; В. Васнецов. Роспись Владимирского собора в Киеве.

Архитектура: В. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.

Музыка: М. Глинка. «Херувимская песнь» (№ 23 аудиоприложения).

Песенный материал: Гимн «Достойно есть»; Д. Бортнянский. «Тебе поём» из «Трёхголосной литургии».

Виды деятельности учащихся: Прослушивание, обсуждение, анализ хоровых произведений. Разучивание и исполнение хоровых сочинений.

Формы педагогического контроля: Контроль осознания возвышенности, величественности церковной музыки. Контроль понимания связи прослушанных произведений и просмотренных репродукций с исконной русской культурной традицией. Контроль повышения культуры хорового пения.



ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Звучит музыка А. Лядова «Рождество Твое, Христе Боже наш».

► Что это за музыка? О чём она? Кто автор?

Назовите жанр этой музыки. Охарактеризуйте выразительные средства, используемые композитором для передачи музыкального образа.

Где может исполняться данное произведение?

Назовите отличительные черты русской православной музыки.

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание

Совершенно верно, отличительными чертами русской православной музыки являются пение а сареllа и многоголосие.

Сегодня мы продолжим исследовать традиции церковной музыки, выявим её главные черты: вы проанализируете духовное произведение композитора М. Глинки, разучите и исполните духовные хоровые сочинения русских композиторов. Одновременно также вы постараетесь понять величие и значение духовных произведений не только в музыке, но и в живописи, архитектуре, поищете связи прослушанных и исполненных произведений и просмотренных репродукций с исконной русской культурной традицией. Мы окунёмся в мир духовности и возвышенного благородства.

Тема урока – «Мир духовной музыки».

  1. Введение в тему урока

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Мне не дороги ваши дары,

А мне дороги ваши души. Голубиная книга

Ответы учащихся.

«Душа», «дух», «духовность» - близкие по смыслу родственные слова. Их объединяет корень дух-/душ-.

Все они обозначают нематериальную (идеалистическую) основу жизни человека – информацию, определяющую мотивацию поступков и устремления людей, их жизненные цели, которая, в конечном итоге,  влияет на формирование мировоззрения и определяет смысл жизни человека.

Наука о душе существует с древнейших времен: «И сотворил Бог человека по образу Своему... и стал человек душою живою...» (Бытие. 1:2). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхания жизнь, и постоянный человек душой жив» (Бытие. 2:7).

Мировая наука никогда не отрицала душу. В изданном ещё в позапрошлом веке «Оксфордском словаре» имеется определение, согласно которому душа – «источник жизни; источник мысли; средоточие эмоций, чувств и настроений... духовная составляющая человека, которая рассматривается в её моральном аспекте по отношению к Богу». На этом определении развивались все научные подходы.

В новоевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

То есть темы «души», «духовности», «веры» можно назвать «вечными» темами в жизни и, соответственно, в искусстве. Ведь любой вид искусства является отражением жизни. Потому из века в век не угасает интерес художника к этим «вечным» темам: будь то духовность, сказочно-мифологические темы или мир человеческих чувств. И хотя в различные эпохи они претворялись в искусстве по-разному, само их существование говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были не такими уж непохожими.

Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила любить своих ближних и заботиться о них. Совесть, сострадание, сорадованиеесть лучшие человеческие качества, на деле, а не на словах выполняющие завещанный нам закон: «Друг друга тяготы носите».

И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.

4. Работа по теме

1) Духовная музыка

Одна из вечных тем музыкального искусства, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. И именно она связана с той частью человеческого существа, которая во все времена стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющее всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

«Сам Бог говорил над моим ухом», - свидетельствовал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизмеримо выше человека.

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания (Библии): Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Верди; в России – Глинка, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов…

Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. И это неудивительно: ведь именно церковь некогда была колыбелью музыки. Церковные песнопения, первоначально одноголосные, без имён авторов, явились как свидетельства боговдохновенности храмового пения, заключающие в себе отзвук небесно й гармонии.

Православная музыка начала свой путь с одноголосия и постепенно стала очень богатой и многоголосной. Не случайно многие люди признавались, что высшую радость своей жизни они испытывали во время богослужения, слушая пение церковного хора.

Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства. И как бы далеко ни ответвлялись некоторые его направления от своего первоистока, всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившем её отблеске неземной красоты.

Если попытаться определить качества, которые характеризуют звучание церковной музыки, то среди главных следует назвать сдержанность, глубину, возвышенное благородство. И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах – жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.

2) М. Глинка. Херувимская песнь

А) Слушание и музыкальный анализ

Среди произведений первого классика русской музыки М. Глинки определённое место занимают хоровые произведения: Молитва «В минуту жизни трудную» для меццо-сопрано с хором на слова М. Лермонтова, Прощальная песнь для сопрано, женского хора и оркестра, хоровая фуга, Херувимская песнь.

Херувим – это ангел, относящийся к лику высших ангелов.

Послушайте хоровое произведение М. Глинки «Херувимская песнь».

► Ответьте на вопросы:

  • Каков его характер?

  • Благодаря каким средствам музыкальной выразительности создаётся особое ощущение гармонии?

  • За счёт чего в музыке хора достигается постоянная устремлённость ввысь, к свету?

Б) Работа над нотным примером

Рассмотрите нотный пример на с. 82. Какие голоса особенно подчёркивают в звучании хора глубину и пространственность? Почему?

В нотном примере 20 ученики встречаются с хоровой партитурой. Учитель обращает их внимание на запись хорового шестиголосия. Ученики отмечают, что партии сопрано и альтов одноголосны, а партии теноров и басов поделены на два голоса. Аккорды в партии фортепиано удваивают голоса хора. Мажорный лад, хоральная фактура, широкий охват регистров, тихая динамика и неспешный темп создают возвышенное звучание.

Также учитель может обратить внимание учеников на старинные ключи, в которых записываются партии сопрано (сопрановый ключ), альтов (альтовый ключ) и теноров (теноровый ключ). Нота «до» первой октавы располагается на линейке посередине знака ключа.

3) Хоровая музыка

Пение в хоре - одна из больших человеческих радостей, любимых занятий многих. Развитая хоровая культура народа —  показатель развитости искусства, творчества всей нации. Хоровая музыка обладает большим облагораживающим влиянием на человека.

Существуют женские, мужские, смешанные, детские хоровые коллективы.

В соответствии с диапазонами голосов хоры разделяются на партии: басы, тенора, альты, сопрано.

По репертуару хоры разделяются на народные, академические, церковные.

Во всех жанрах хоровой музыки, как правило, преобладает серьёзный настрой, чуждый пустой развлекательности.

Сегодня мы разучим и исполним два хоровых сочинения.

4) Разучивание и исполнение

А) Гимн «Достойно есть» - https://youtu.be/66ANi0QMQ60

Текст гимна-молитвы «Достойно есть»:

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод):

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

Б) Д. Бортнянский. «Тебе поём» из «Трёхголосной литургии» - https://youtu.be/lqQ02FgiuEE

«Тебе поём» - духовное произведение Д.С. Бортнянского, написанное на богослужебный текст и исполняемое в качестве заключительной части «Милости мира», а также в качестве концертного сочинения.

Характер сочинения сдержанный. Бортнянский вложил в это произведение тайную красоту. Сердца слушателей раскрывались в едином молитвенном порыве навстречу этим прекрасным, словно ангельским славословным звукам.

В настоящее время «Тебе поём» самое исполняемое сочинение Д.С. Бортнянского в качестве концертного произведения. Его исполняют разные по составу малые и средние коллективы, также существует практика исполнения детским хором в рамках трёхголосной Литургии. Любовь исполнителей к сочинению объясняется малой сложностью, а также богатым содержанием произведения.

Текст:

Тебе поём, Тебе благословим.

Тебе благодарим, Господи.

И молимтися, Боже наш,

и молимтися, Боже наш,

и молимтися, Боже наш,

Боже наш.

Молимтися, Боже наш.

5. Итог

В прежние времена роль православной веры в России была исключительно велика.

Один из крупнейших исследователей русского церковного пения, А.В. Преображенский, писал об этом так: «Народная жизнь Древней Руси была так тесно связана с культом, так глубоко пропитана его воздействием, что искусство в своих высших формах у русского народа могло быть только искусством, вытекавшим из потребностей культа… Церковное искусство старой Руси было её народным искусством».

Д ействительно, многовековая тесная связь повседневной жизни и культа породила немало народных обычаев, народных праздников, сопровождавшихся пением. Этот старинный уклад отражён во многих произведениях русского искусства, по которым и сейчас можно судить о той роли, какую в жизни людей играла православная вера.

6. Рефлексия

Рассмотрите репродукции художественных произведений. Какова их связь с исконной русской культурной традицией?

Неизвестный художник. «Храм Христа Спасителя в Москве»



















В. Васнецов. Роспись Владимирского собора в Киеве





















В. Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве

7. Вопросы и задания

  1. В чём заключаются главные качества духовной музыки?

  2. Найди в тексте конспекта урока ряд имён зарубежных и русских композиторов. Запиши названия произведений этих композиторов, которые можно отнести к области духовно-музыкальных. При выполнении задания можешь использовать ресурсы сети Интернет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!