СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки 5 класс, тема" Музыкальный портрет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по программе "Музыка", 5 класс, авторы: В.В.Алиев, Т.И.Науменко. На мой взгляд данный урок даёт детям возможность развивать умения думать и рассуждать о музыке и её связи с изобразительным искусством.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки 5 класс, тема" Музыкальный портрет"»

5 класс. Урок по теме: «Музыкальный портрет».

Урок разработан учителем музыки Калошиной С. М. по

программе «Музыка» 5 класс. Авторы: В. В. Алеев, Т. И. Науменко.


Тип урока: Проблемный, комбинированный урок с применением ИКТ.

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.

Задачи:

Обучающие:

Сформировать представление о жанре музыкального портрета.

Развивающие:

Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях.

Развитие исследовательских навыков.

Воспитывающие:

Дать оценку образов «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.

Оборудование:

Компьютер, колонки, проектор.


Ход и содержание урока.

Постановка проблемы.

1,2 слайд.

УЧИТЕЛЬ: Кто изображен на картинах?

Определить жанр картин.

Дать определение портрета живописного.

УЧЕНИКИ: Композиторы, участники кружка «Могучая кучка».

Жанр картин- портреты.

3слайд.

УЧИТЕЛЬ: прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения).

История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.

Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос).

УЧЕНИКИ: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека. Ответы детей (как правило, носят противоположный характер).

4слайд. Тема урока и эпиграфа.

УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, факты из жизни композитора М. П. Мусоргского.

УЧЕНИКИ: получил профессию пехотного офицера, участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и оперы «Борис Годунов».

5-6слайд

Проверка домашнего задания учителем.

УЧЕНИКИ: Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы.

7слайд.

УЧИТЕЛЬ: Краткая характеристика предложенных персонажей.

Прослушивание «Песни Варлаама».

Задание: Кто из предложенных персонажей может петь такую песню?

Обсуждение вариантов, предложенных детьми и сопоставление предложенного образа с интонацией песни (учитывать певческий голос исполнителя).

УЧЕНИКИ: при условии правильного ответа напротив имени персонажа появится смайлик, при неправильном ответе- знак вопроса.

УЧИТЕЛЬ: Анализ «Песни Варлаама»:

-как манера исполнения и элементы музыкального языка выдают характер героя?

-можно ли, прослушивая музыку, представить себе внешность этого героя? Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы представили себе этого героя?

УЧЕНИКИ:

- грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика – «звероподобные» (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);

- разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;

- дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей.

Как правило, предложенные учащимися зрительные образы совпадают с изображением «Протодьякона» И. Репина.

8слайд.

Разбор картины И. Репина «Протодьякон». Вопросы от учителя.

УЧЕНИКИ: У И. Репина изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть- гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.

УЧИТЕЛЬ: что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной

И. Репина?

УЧЕНИКИ: и художник, и композитор развенчивают образ «лжемонаха».

УЧИТЕЛЬ: можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?

УЧЕНИКИ: Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.

9слайд с определение жанра музыкального портрета.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

Переход к 3 слайду.

УЧИТЕЛЬ: вернёмся к эпиграфу нашего урока:

высказыванию Н. А. Римского- Корсакова. Прокомментируйте его.

УЧЕНИКИ: Главное в музыке — это выражение эмоционального состояния. настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

РЕФЛЕКСИЯ.

В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы.

ИСТОЧНИКИ:

http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-энциклопедия Википедия.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная энциклопедия «Академик»

http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из оперы «Борис Годунов»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3 Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!