5 класс. Урок по теме: «Музыкальный портрет».
Урок разработан учителем музыки Калошиной С. М. по
программе «Музыка» 5 класс. Авторы: В. В. Алеев, Т. И. Науменко.
Тип урока: Проблемный, комбинированный урок с применением ИКТ.
Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать представление о жанре музыкального портрета.
Развивающие:
Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях.
Развитие исследовательских навыков.
Воспитывающие:
Дать оценку образов «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культуры.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета, умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности, работы с современными электронными средствами обучения.
Оборудование:
Компьютер, колонки, проектор.
Ход и содержание урока.
Постановка проблемы.
1,2 слайд.
УЧИТЕЛЬ: Кто изображен на картинах?
Определить жанр картин.
Дать определение портрета живописного.
УЧЕНИКИ: Композиторы, участники кружка «Могучая кучка».
Жанр картин- портреты.
3слайд.
УЧИТЕЛЬ: прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения).
История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.
Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос).
УЧЕНИКИ: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека. Ответы детей (как правило, носят противоположный характер).
4слайд. Тема урока и эпиграфа.
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, факты из жизни композитора М. П. Мусоргского.
УЧЕНИКИ: получил профессию пехотного офицера, участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и оперы «Борис Годунов».
5-6слайд
Проверка домашнего задания учителем.
УЧЕНИКИ: Учащиеся рассказывают об истории создания и краткое содержание оперы.
7слайд.
УЧИТЕЛЬ: Краткая характеристика предложенных персонажей.
Прослушивание «Песни Варлаама».
Задание: Кто из предложенных персонажей может петь такую песню?
Обсуждение вариантов, предложенных детьми и сопоставление предложенного образа с интонацией песни (учитывать певческий голос исполнителя).
УЧЕНИКИ: при условии правильного ответа напротив имени персонажа появится смайлик, при неправильном ответе- знак вопроса.
УЧИТЕЛЬ: Анализ «Песни Варлаама»:
-как манера исполнения и элементы музыкального языка выдают характер героя?
-можно ли, прослушивая музыку, представить себе внешность этого героя? Расскажите о своих зрительных ассоциациях. Каким вы представили себе этого героя?
УЧЕНИКИ:
- грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика – «звероподобные» (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);
- разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;
- дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей.
Как правило, предложенные учащимися зрительные образы совпадают с изображением «Протодьякона» И. Репина.
8слайд.
Разбор картины И. Репина «Протодьякон». Вопросы от учителя.
УЧЕНИКИ: У И. Репина изображён огромный, разгульно живущий, любящий выпить и поесть- гигантское пузо- центр картины, сильная рука, сжимающая посох, красный нос пьяницы. Обращает на себя внимание злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе), его душа – душа разбойника.
УЧИТЕЛЬ: что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной
И. Репина?
УЧЕНИКИ: и художник, и композитор развенчивают образ «лжемонаха».
УЧИТЕЛЬ: можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?
УЧЕНИКИ: Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот.
9слайд с определение жанра музыкального портрета.
Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».
Переход к 3 слайду.
УЧИТЕЛЬ: вернёмся к эпиграфу нашего урока:
высказыванию Н. А. Римского- Корсакова. Прокомментируйте его.
УЧЕНИКИ: Главное в музыке — это выражение эмоционального состояния. настроения и характера. Однако, каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.
РЕФЛЕКСИЯ.
В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе решения проблемы.
ИСТОЧНИКИ:
http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-энциклопедия Википедия.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная энциклопедия «Академик»
http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из оперы «Борис Годунов»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3 Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».