Конспект урока
Русский язык 3 класс
Наталья Вадимовна Попова
Тема урока : « Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цели деятельности педагога: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя
женского рода имён существительных, расширять знания о функциях мягкого знака в русском языке.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака
После шипящих на конце имён существительных женского рода , а также с написанием
Имён существительных мужского рода с шипящим на конце слов», выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам русского языка; воспитывать культуру общения.
Метапредметные:
Познавательные УУД : развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
Регулятивные УУД : умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные УУД : формирование умения работать в парах, группах, развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.
Образовательные ресурсы: учебник русского языка В.П.Канакиной , В.Г.Горецкого
.Москва «Просвещение», 2013г.
компьютер, проектор, презентация к уроку, иллюстрации смайликов на доске.
Ход урока
1.Организационный момент урока.
- Здравствуйте, ребята. Прежде, чем начать наш урок, я попрошу каждого из вас повернуться к вашему соседу по парте и улыбнуться ему. Ведь улыбка – залог хорошего настроения, залог здоровья и успеха в любой работе. Садитесь, начнём урок.
2.Актуализация знаний. Постановка целей урока.
а)Повторение изученного об имени существительном.
-Ребята, напомните мне пожалуйста,какую большую тему мы изучаем?
( «Имя существительное»)
-Расскажите , что вы знаете по этой теме. (ответы детей)
в) словарная работа:
Пальто, воробьи, соловьи,помощь.
Какую орфограмму увидели в этих словах?
(разделительный мягкий знак)
-Какое слово лишнее? (пальто).
-Почему? (потому что здесь мягкий знак – это показатель мягкости согласного)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с правописанием мягкого знака в именах
существительных после шипящих звуков.
-Какие шипящие звуки вы знаете? (ш, ж,ч,щ)
3.Работа по теме урока
Открытие нового знания.
-Прочитайте слова на доске: нож, рожь,врач,дочь,товарищ,вещь,камыш,ключ.
-Найдите имени существительные мужского рода и выпишите в первый столбик . а имена существительные женского рода во второй столбик в тетрадь.
-Что вы заметили?
-Сформулируем правило.
-Когда в именах существительных с шипящим на конце слов нужно писать мягкий знак, а когда нет?
-Прочитайте сведения о языке в учебнике на стр.31,32.
-Закройте учебник и расскажите это правило соседу по парте, приведите примеры.
-Выполним упражнение 52 на стр.31.
-Прочитайте пословицы,объясните их смысл.
-Найдите выделенные слова, объясните их написание.
-Выполните письменные задания к упражнению.
Проверка.
-Выполним упражнение 53 на стр.32. самостоятельно.
Проверка.
-Какую орфограмму подчеркнули в словах?
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме. Закрепление изученного.
-Выполним упражнение 54 на стр.32.
(Работа в парах).
-Назовите лишнее слово.Докажите.
-Выполним упражнение 55 на стр.32.
Устное выполнение упражнения.
-Прочитайте.
-Какие слова называются антонимами?
-Прочитайте пары слов, назовите орфограмму.
6. Рефлексия.
Определение орфограммы в словах.
-Спишите с доски эту пословицу, вставляя пропущенные буквы.
-Объясните смысл пословицы.
Хор.шая реч. лучше мёда.
-Объясните почему вставили такие орфограммы?
-Приведите примеры слов с шипящими на конце имён существительных.
7. Подведение итогов урока.
-С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
Когда на конце имён существительных после шипящих звуков нужно писать мягкий знак, а когда нет?
Выставление оценок за урок.
-Оцените свою работу на уроке, прикоснитесь к смайлику на доске.