СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Международное гуманитарное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Международное гуманитарное право"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Большой Труев

Кузнецкого района









Конспект урока обществознания в 9 классе



Тема: «Международное гуманитарное право»

























Автор: Абушаева М.А.,

учитель истории и обществознания









с. Большой Труев




Тема урока:

«Международное гуманитарное право»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: сформировать у учащихся представления

о содержании Международного гуманитарного права



Формы, приемы, методы



Фронтальная, индивидуальная и групповая работа;

проблемно-диалогическая технология



Задачи урока



I.  Предметные: создать условия для усвоения учащимися понятия «международное гуманитарное право», выявить сущность термина;

подвести учащихся к пониманию значения международных договоренностей о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов.



II. Метапредметные:

 Познавательные УУД:

    ● самостоятельно выделять и формулировать тему и цели урока;

   ● самостоятельно ориентироваться в учебнике;

   ● самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для  выполнения задания

Регулятивные УУД:

    ● принимать и сохранять учебную задачу;

    ● учитывать выделенные  учителем ориентиры действий;

    ● закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

    ● формировать  культуру общения между собой, учиться  работать в группах;

    ● представлять результаты деятельности группы.

III. Личностные результаты:

    ● применять правила делового сотрудничества;

    ● оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения;

    ● анализировать  своё эмоциональное состояние.


































































ХОД УРОКА

 

Этапы

Деятельность учителя и деятельность ученика

Комментарии

этап:

организационный 

 

 

 

 

 






1.1. Организует  приветствие  и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя

- Добрый день, ребята и уважаемые гости! Проверьте все ли у вас готово для плодотворной работы. Присаживайтесь.

Я очень рада, что сегодняшний урок проходит не под свистом пуль, не под взрывы снарядов, ни где, ни - будь в бомбоубежище, а в тёплом и светлом классе, а над головой у нас мирное майское небо.

 1.2.Мотивационная часть.

Грозноестрашное слово «война», В жизни страшнее её не найти. Жжёт, убивает, рушит она Всё на своём пути

В Наполеоновских войнах (1805-1815 гг.) число убитых составило около 1 млн. человек. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн. смертей, в пропорции 20 воинов на 1 гражданское лицо (не считая 21 млн. погибших от эпидемий). Во Второй мировой войне было убито от 40 до 60 млн. человек, приблизительно в равном соотношении воинов и гражданских лиц.

Международное сообщество было потрясено последствиями Второй мировой войны и прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывание новых войн. Однако вооруженные конфликты все еще остаются реальностью нашего времени.



Какими конфликтами запомнился 2017 год. В число полномасштабных войн, которые происходили в 2017 году вошли:

Сирийская гражданская война.

Гражданская война в Афганистане.

Иракская гражданская война.

Гражданская война в Сомали.

Гражданская война в Южном Судане.

Гражданская война в Ливии.

Гражданская война в Йемене.

В то же время, были десятки восстаний, которые имели место во всем мире в 2017 году. Одними из самых известных восстаний были: нарковойна в Мексике; террор группировки «Боко Харам» в Нигерии и соседних странах;

конфликт на севере Мали; конфликт в Центральноафриканской Республике Конго;

конфликт между курдскими ополченцами и правительственными войсками из Турции и Ирака.

В целом, было подсчитано, что в 2017 году более 100 000 человек погибли непосредственно в результате этих конфликтов.
В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на 1 военнослужащего.

В 2017 году по всему миру бушевали конфликты, которые дестабилизировали целые страны и регионы. И вряд ли 2018 год пройдет тихо и спокойно



А какие вооруженные конфликты знаете вы, ребята?

(Возможные ответы учащихся:

1.3. Определение темы урока.



А теперь внимание на экран.

Включить фрагмент из художественного фильма «Брестская крепость»

30 м.15 сек.- 32 м. 30 сек.)

Вопрос к ученикам (мозговой штурм):

1) Какие категории граждан были показаны в фильме? (военные, раненные, мирное население)



В вооруженных конфликтах всегда принимают участие две категории населения. Это комбатанты ((от фр. Combatant – воин-боец) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвующие в военных действиях) и некомбатанты (нонкомбатанты, фр. non-combattants — «не воюющие» (БЭС)).

Итак, кто же становится жертвами вооруженного конфликта?

(Возможные ответы учащихся: раненые, мирное население, гражданское население, дети, военнопленные и т.д.

2) Ребята, какие права человека, в частности раненых солдат, медицинского персонала госпиталя, солдат сложивших оружие, были нарушены солдатами немецкой армии во время начала Великой Отечественной войны? (…)

3) Как вы думаете, существует ли в современном мире отрасль права, стоящая на защите жертв вооруженных конфликтов?
(…)

Правильно, эта отрасль называется «Международное гуманитарное право».

- Сформулируйте тему нашего урока?

(ответы учеников).

Учитель:

- Тема нашего урока: «Международное гуманитарное право».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап- этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Вопрос к ученикам:


- Ребята, в чём смысл данной темы? (использование метода мозгового штурма) (ответы учеников) (ответ: связано с международным, которые необходимо соблюдать всем народам на земле)

Что мы должны узнать о «Международном гуманитарном праве»

Учитель: сформулируйте цель нашего урока.

(….)

А я бы хотела, чтобы в конце урока вы ответили еще на один вопрос:


Какое значение имеет для меня изучение Международного гуманитарного права?”

или зачем нужно изучать МГП?



Что или кто поможет вам достичь вашей цели?

(….)













Совместно с учителем формулируют цель предстоящей деятельности.

 

 


III этап Открытие нового знания в результате поисково-исследовательской деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 




3.1. Организация практической деятельности

Сообщение учащегося, о возникновении МГП.

Текст сообщения.
Международное гуманитарное право. Так называют нормы, которые содержатся в международных документах о защите жертв войны. Эти нормы защищают раненых и больных в действующих армиях, военнопленных, лиц из состава вооружённых сил на море, потерпевших кораблекрушение, гражданское население в зоне вооружённого конфликта и на оккупированной территории.

Ситуация. В 1859 г. при Сольферино в Ломбардии произошла битва между австрийскими и франко-итальянскими войсками. На поле боя осталось 6000 убитых и 36000 раненых. Оказавшийся на месте завершившегося сражения молодой швейцарец Анри Дюнан, увидев тысячи раненых солдат, оставленных умирать на поле боя, терпящих невыразимые муки, сделал для несчастных всё, что было в его силах. А потом он развернул деятельность, результатом которой стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов.

В 1860 г. возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Первоначально она ставила задачи оказания помощи раненым во время военных конфликтов. В 1864 г. состоялась дипломатическая конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых на поле боя.

Факты. В 1854 г., когда началась Крымская война, великая княгиня Елена Павловна основала в Санкт-Петербурге общину сестёр милосердия. Во время героической обороны Севастополя эта община под руководством выдающегося хирурга Н. И. Пирогова оказывала помощь раненым и больным. Из 202 медсестёр 17 погибли. Спустя много лет Анри Дюнан писал, что пример этой общины повлиял на его деятельность. Россия ратифицировала Женевскую конвенцию в 1867 г.

В 1899 и 1907 гг. была принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, а в 1949 г. – Женевские конвенции о защите жертв войны. Эти международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые принято называть международным гуманитарным правом.


Наша задача - рассмотреть основные положения Международного гуманитарного права и составить справочник о Международном гуманитарном праве.

ЧТО ТАКОЕ СПРАВОЧНИК?

(справочник м. Книга, содержащая необходимые сведения по какому-либо предмету, вопросу и т.п.)

Для этого сформируйте, пожалуйста, 3 группы, каждая группа получает инструкцию № 1 к работе. (Приложение № 1)
ВЫБЕРИТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ В СВОИХ ГРУППАХ, ПОДНИМИТЕ РУКИ. У КАЖДОЙ ГРУППЫ БУДЕТ СВОЁ ЗАДАНИЕ.

 Работу в группе я предлагаю строить по следующему алгоритму, обратите внимание на слайд

1.Вспомните правила работы в группе (памятка)

2.Знакомство с инструкцией.

3. Выполнение задания строго по инструкции.

4. Представление своей работы.


Что же составляет основу Международного гуманитарного права?

На этот вопрос нам поможет ответить Справочно-правовая система «Консультант Плюс: Средняя школа».

Прошу на рабочем столе найти значок СПС «Консультант Плюс: Средняя школа», открыть программу и в поле «Быстрый поиск» набрать «Международное гуманитарное право». Перед вами появился список документов в области Международного гуманитарного права. Вы видите: их много. Мы будем работать с I, II, III, IV Женевскими конвенциями и с двумя дополнительными Протоколами к Женевской конвенции.


Для того, чтобы каждая группа выполнила свое задание, у вас на столах лежат памятка для работы в группе, инструкция по выполнению задания,

И так ребята начинаем работу, А Я БУДУ ВАШИМ ПОМОЩНИКОМ

 (учащиеся работают в группах, затем составляют таблицу, делают выводы и представляют всему классу свою работу (на работу отводится до 10 мин.))



3.2. Практическая работа.

- Дайте  знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 8 минут.   

  Приступайте к работе. Время пошло.



Перед выступлением групп обратить внимание на cправочник.

 

Еще у вас каждого буклет, который останется вам на память о сегодняшнем уроке,  в нем нужно выполнять задания,  по ходу выступления групп и оценить свою работу.

 

Представление результатов работы

- Представьте  результаты вашей деятельности.

После выступления групп учитель делает вывод: 

Международное гуманитарное право


защищает лица, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);

предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях

(гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);

защищает объекты, которые не служат непосредственно военными целями (например, жилые дома, школы, места отправления культа).

Стороны в конфликте должны вести себя, учитывая принципы гуманности и уважения прав.

Как вы понимаете понятие «гуманность»?

(Возможный ответ учащихся: ГУМАННОСТЬ - любовьвнимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. (БЭС))

Совершенно верно, поэтому Международное гуманитарное право не допускает в условиях вооруженного конфликта руководствоваться девизом: «На войне как на войне».

Оно налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих стран, четко предписывает каждому вовлеченному в конфликт, что он должен делать и что не должен. Если стороны не соблюдают данные запреты, то наступает ответственность. Какая? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обращаемся к СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Положите перед собой инструкцию № 2 и приступайте к работе (приложение № 2).

(Учащиеся работают в группах, затем заполняют левую колонку таблицы (на работу отводится до 5 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

В Уголовном кодексе РФ также предусмотрены нарушения и ответственность в области Международного гуманитарного права.

Вновь воспользуемся СПС «Консультант Плюс: Средняя школа». Откройте Уголовный кодекс РФ, раздел XII, главу 34, статью 356. И заполните вторую часть вашей таблицы.

(Учащиеся работают в группах, затем заполняют правую колонку таблицы (на работу отводится до 5 мин.))

После работы учащиеся представляют свои результаты.

Итак, в чем же сущность Международного гуманитарного права?

(Возможный ответ учащегося: международное гуманитарное право обеспечивает не только защиту тех, кто оказывается в зоне военных действий, но и определяет меру ответственности виновным за разжигание вооруженного конфликта.)

(И так справочник).

Ребята, а кому может быть полезен этот справочник)

 

 

















Планирование работы в группе













































Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу

 

 

 

 

































Ищут ответы на вопросы записывают ответы в карточке для ответа и готовят страницу справочника.

 

 

 

























Выступление командиров групп

Физкультминутка-энергизатор




Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вме­сте. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство, суету, страхи. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения.





IV этап: закрепление









Решение конкретнопрактических задач.

 

Ну, что же мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В зелёных рабочих листах вам предложены три задания. Вы можете для выполнения выбрать себе одно, то которое на ваш взгляд покажется более интересным, а может кому-то и более простым.

Первое задание это тест.

Второе задание работа с понятийным рядом.

А третье задание для творческих, эмоциональных натур. Высказать свои мысли и эмоции связанные с последними событиями, которые нас коснулись в …..конфликте. Этим ребятам предлагается написать обращение к …..солдату или к …………президенту. 5 минут

Ребята, кто выполнял первое, и второе задание я проверю и поставлю оценки. А, есть такие, кто выполнял третье задание? Будьте добры зачитайте их. (зачитываются обращения).



V Рефлексия



Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- И так, ребята подведем итог урока вспомним цель, которую мы ставили на урок.

(вспоминают) Цель нашего урока – выяснить, что в себя включает термин «Международное гуманитарное право»

Пусть каждый для себя решит достиг, ли он поставленной цели урока, если было все понятно, рядом с темой прикрепите восклицательный знак, если остались вопросы, ?, а если ничего непонятно, то многоточие.



Какое значение имеет для меня изучение Международного гуманитарного права?”

или зачем нужно изучать МГП?

До 1948 года не было законов по защите жертв вооружённых конфликтов на земле: по защите раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. И потому на земле, во время войн, происходили массовые нарушения прав человека, в частности раненых, больных, военнопленных, мирных граждан. Но не всегда, даже в современное время, соблюдаются решения Женевской конвенции в области защиты человека. Приведите живые примеры: … . Следует вести борьбу за то, чтобы все соблюдали эти нормы. За контролем этих норм создали на Земле ООН

Лучше принимать посильное личное участие в вопросах соблюдения норм международного гуманитарного права, чем обвинять тех, кто его нарушает.





.

VI домашнее задание

Параграф 22 (для всех)

И задание на выбор:

Составить коллаж «Миру – да, войне – нет!»

?.......



- Выберите то задание, которое вам по силам.

Учащиеся выбирают для себя задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

VII Итоги Заключительное слово учителя.



Война – это всегда трагедия.

Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами.

Всеобщего мира добиться сложно, но хоть как-то ограничить тяготы, бедствия и последствия войны помогает МГП.

И хотелось бы закончить урок высказыванием Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди».

Эти слова, произнесенные в Начале XX века актуальны как никогда в веке XXI.

За всё, что человек сделал, придумал, внедрил, он несёт ответственность перед собой и человечеством.

И сегодня говоря об МГП, мы не учимся защищаться, а учимся защищать, т.е. нести ответственность за свои поступки.


Покидая класс, мне бы очень хотелось, что бы вы вот на этом чистом листе бумаги, одним словом или краткой фразой описали свои эмоции, вызванные сегодня на уроке.









 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!