СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение дробей"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 5 классе "Сравнение дробей"»

Конспект урока математики в 5 класса

Тема урока: Сравнение дробей

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Рассмотреть правила сравнения дробей и показать его применение при выполнении заданий

Задачи: Предметные:

- формулировать правила сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, с одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей;

- уметь сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей.



Метапредметные:

  1. Познавательные:

- сформировать умение строить алгоритмы на примере правила сравнения обыкновенных дробей;

- уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коммуникативные:

- уметьоформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

- уметь работать в паре и группе

  1. Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- уметьвносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

  1. Личностные:

- уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

- уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

- уметь осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать: быть деликатным, дисциплинированным, ответственным;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, презентация.













Организационная структура урока.


№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции, УУД

I

Организационный.

Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Сегодня среда, 8 февраля. Урок сегодня необычный, но ритм работы вам привычный. Слушаем меня внимательно, на вопросы отвечаем замечательно. Всё, ребята, подмечайте, ничего не забывайте!

Сегодня мы продолжим раскрывать секреты интереснейшей науки- математики.



Включаются в деловой ритм урока

Настраиваются на урок , проверяют готовность своего рабочего места

Личностные: самоопределение.


Регулятивные: целеполагание.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


II

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность


Но прежде, я расскажу вам притчу. Шёл мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под палящим солнцем тележки с камнями. Мудрец остановился и спросил каждого « Что ты сегодня делаешь?» Первый ухмыльнулся и ответил, что целый день вожу проклятые камни, второй ответил, что добросовестно выполняю свою работу, а третий с улыбкой сказал: « А я принимаю участие в строительстве храма!»

Скажите, почему ответы были такими разными?

Сегодня на уроке, мы с вами будем выполнять различные задания. И главное, правильно оценить свою работу, увидеть в ней важность для себя.

Ребята, на партах лежат листы самооценки, подпишите их пожалуйста.

По окончанию решения каждого задания, вы будете ставить себе отметку:

"+" - справился с заданием без затруднений,

"-" - справился с заданием, но возникали затруднения,

"?" - не справился с заданием, ничего непонятно.


Слушают учителя




Отвечают на поставленный вопрос.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


III


Актуализация знаний

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, числителями.


Скажите, пожалуйста, что вы узнали на предыдущих уроках?

Сегодня мы продолжим изучать обыкновенные дроби.

Но, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

Возьмите карточку № 1 и, работая в паре, выполните задание.
Карточка № 1.

Заполните пропуски.

Дробь – это ________________________.

Числитель стоит _______ чертой и означает, сколько равных частей _________________ от целого.

Знаменатель стоит ______ чертой и показывает, на сколько равных частей _____________________ целое.

Дробь называется правильной, если числитель ______ знаменателя.

Дробь называется _______________, если числитель больше или равен знаменателю.

Сократить дробь, значит ____числитель и знаменатель на ______.


Проверим, как вы справились с этим заданием.


Спросить 1-го ученика к доске.


Оценим свою работу, поставим отметку в листах самооценки.


Учащиеся отвечают. (Мы узнали, что такое доли и обыкновенные дроби, как записать и как прочитать дробь, как изобразить дробь на координатном луче.)


Выполняют задание в карточке № 1.


Карточка № 1

Дробь – это часть целого.

Числитель стоитнадчертой и означает, сколько равных частей взялиот целого.

Знаменатель стоит подчертой и показывает, на сколько равных частей разделилицелое.

Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя.

Дробь называется неправильной, если числитель больше или равен знаменателю.

Сократить дробь, значит  разделить числитель и знаменатель на одно и то же число.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь формулировать и аргументировать собственные суждения, уметь слушать учителя и других учащихся.


Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, уметь ставить цели и находить пути решения.


Личностные: уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи.

IV

Целеполагание и проблематизация

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: отсутствие правила сравнения дробей;

2) согласовать цель и тему урока: правила сравнения дробей.

Перед вами записаны числа. Прочитайте их в порядке возрастания:

679,504,398,276,985,414.

А теперь в порядке возрастания прочитайте дроби:

, , .


-? Можем? Нет . А почему?


Вот сегодня мы с вами и займемся этим. Так кто же сформулирует тему урока?

Тема урока «Сравнение дробей», запишите в тетради дату и тему.

Какова же цель нашего урока?


Скажите, какова же цель нашего урока, чему новому мы сегодня должны научиться?



Отвечают на вопросы учителя:

276, 398, 414, 504, 679, 985.

Нужно сравнивать , а мы не умеем – как.




Тема урока: Сравнение дробей.

Записывают число и тему урока.



Научиться сравнивать обыкновенные дроби.


Регулятивные: уметь ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные.


Познавательные: уметь ставить цели и находить пути решения.

V

Изучение (открытие) нового материала.

Цель:

организовать выводправил сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями, правильных и неправильных дробей на имеющихся знаниях.

У вас на партах карточка № 2, в течение всего урока она будет заполняться. И вы получите правила сравнения дробей.

1 задание: С помощью двух одинаковых квадратов сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, и


Сделаем вывод:

Из двух дробей с одинаковым _________меньше та, у которой __________, и больше та, у которой ________.


2 задание: С помощью двух одинаковых кругов сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, и

Сделаем вывод:

Из двух дробей с одинаковыми _________меньше та, у которой ________и больше та, у которой ________.


3 задание: Построим координатный луч с единичным отрезком 4 клетки, и отметим дроби ; .

Сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей.

Сделаем вывод:

Правильная дробь всегда _________единицы.

Неправильная дробь _________или, _________единице.


4 задание: Сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная.


Сделаем вывод: правильная дробь всегда _________ неправильной.


Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали?

Спросить 1-го ученика прочить правила.

Оцените свою работу в листах самооценки.


Выполняют задания, находят ответы на поставленные вопросы.

Заполняют карточку № 2



Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей:

1. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше.

2. Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше.

3. Правильная дробь всегда меньше единицы.
Неправильная дробь больше или равна единице.

4. Правильная дробь всегда меньше неправильной.







Предметные:

уметь изображать дроби на геометричеких фигурах и на координатном луче.


Познавательные: уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать.


Регулятивные:

уметь выполнять задания в соответствии с заданными правилами и временем.


Личностные:

уметь развивать интеллектуальные способности в процессе решения задач.



Физкультминутка
Цель:

сменить вид деятельности.

Немного отдохнем.

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали.

Ножками потопали, раз, два, три.

Ручками похлопали, раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем

Руки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровнее.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильнее

Выполняют разминку


VI

Первичное закрепление

Цель :

1) обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми правил сравнения дробей;

2) организовать первичное применение нового знания.


Продолжим работу.

Открываем учебники на стр. 181,183 и выполняем задания № 701, № 709.



Обменяйтесь тетрадями, проверьте выполненные задания и оценивают результаты работы одноклассника.

Если выполнено без ошибок – «+»,

одна или две ошибки – «-»


Кто получил «+» поднимите руки, кто получил «-» поднимите руки. Молодцы изученный материал вами усвоен.

Поставим отметку в листах самооценки.


Выполняют задания № 701, № 709.


Обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга.







Предметные:

применять правила сравнения дробей в ходе выполнения заданий из учебника.


Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.


Регулятивные:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII

Обучающая самостоятельная работа.

Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели.

Включение в систему знаний.

− Расположите дроби в порядке возрастания











Я

Е

И

У

А

Ч

Щ

С


Какое слово получили? (УЧАЩИЕСЯ.)

Расположите дроби в порядке убывания:









Л

О

О

Д

М

Ы

Ц









− Какое слово получили? (МОЛОДЦЫ.)

− К каким учащимся можно отнести это определение?


Оцените свою работу, поставьте отметку в листах самооценки.


Выполняют самостоятельную работу.

Сравнивают с эталоном



















(Учащимся нашего класса.)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: самоопределение.

VIII

Первичное осмысление.

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности, создание дальнейшей перспективы развития.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним задание, с которого все началось. Прочитать дроби в порядке возрастания :

, , ,

Предлагаю поработать в группах. Какие правила надо выполнять, чтобы работа в группах была успешной?

Сейчас в группах проанализируйте правила, которые мы сегодня получили и подумайте, сможем ли мы выполнить задание? Все ли варианты примеров сравнения дробей мы рассмотрели на уроке? Предложите от каждой группы свой пример, который бы отличался от тех, которые мы сегодня рассматривали.

В чем отличие предложенных примеров?

Тогда, давайте сформулируем цель следующего урока.

Предлагают свои примеры.



(В группе должен быть организатор, все должны работать на конечный результат, если что-то не понял, переспроси, несогласие высказывай вежливо, один говорит, остальные слушают.) (Учащиеся от каждой группы записывают свой пример на доске.)

Дроби с разными знаменателями.

Научиться сравнивать дроби с разными знаменателями.


Познавательные:

наблюдать и делать самостоятельные выводы;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.


IX

Итог урока.

Домашнее задание.

Цель:

оценить результаты собственной деятельности на уроке.

Прошу вас оценить свою работу на уроке. Подсчитайте количество «+»:

За 3 «+» ставим себе «5»

За 2 «+» ставим себе «4»

Если меньше, то не ставим оценку, но задуматься следует серьезно.


Домашнее задание: п.8.5 (стр.180-181), № 702(а), № 706.

Творческое задание: приготовить сообщение на тему «Почему дроби назывались «ломаные числа»?»

Записывают домашнее задание


X

Рефлексия

Цель:

инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.


Давайте подведём итог нашей работы на уроке.

Какова была тема урока?

Остались ли у вас вопросы по данной теме?

Вспомним, какую цель мы с вами ставили?

Достигли цели?

Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с урока. У вас на партах лежат разноцветные круги. Поднимите один из них.

Я работал на уроке с желанием.

Я хорошо понял тему урока.



Я работал на уроке с желанием, но чувствовал себя не очень уверенно.

Я не до конца понял тему урока.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Я плохо понял тему урока.


Спасибо, ребята, вам всем за урок,

Пусть все эти знания будут вам впрок.

Теперь говорю я вам всем “до свидания”,

Окончен урок. Спасибо за внимание!


Отвечают на поставленные вопросы.



Личностные: самоопределение.


Регулятивные: уметь оценивать результаты своей деятельности.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!