Математика 4 класс.
Тема Единицы массы.
Цель: познакомить с новыми единицами массы;
систематизировать соотношения между единицами измерения массы;
формировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию), внимание, память, математическую речь; развивать вычислительные навыки, умения делать выводы, рассуждать и объяснять.
воспитывать познавательную активность;
расширять кругозор учащихся.
Ход урока
1).Организационный момент.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствую гости.
Пожалуйста, поприветствуйте их.
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
2)Мотивация к учебной деятельности.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
3). Актуализация знаний.
-Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку.
Одна груша весит столько же, сколько 4 сливы. Сколькими сливами можно уравновесить 2 груши? 3 груши? 5 груш?
Какую единицу измерения массы надо выбрать, чтобы измерить:
массу мальчика, массу книги, ручку, автомобиль?
Масса нагруженного автомобиля 1175 кг, а масса груза 175 кг. Чему равна масса самого автомобиля?
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет (20 г), 100 конфет (200 г), 1000 конфет (2000 г)?
Какую из этих величин можно перевести в большую величину?
2000г=2кг
- Итак, назовите тему нашего урока: «Единицы массы»
-Какова цель урока?
4).Устный счет (фронтальная работа)
– Дополните в каждом выражении 1-е слагаемое так, чтобы в сумме получился 1 кг (1000г).
780+…=1000г 510+…=1000г
350+…=1000г 980+…=1000г
В тетради запишите дату. Классная работа.
5)Работа по теме урока.
1).Когда Мы говорим о предмете, что он легче или тяжелее, то мы имеем в виду свойство, которое называется МАССОЙ. Узнать массу предмета нам помогают ВЕСЫ.
Откройте стр. 45 учебника
Учитель показывает детям безмен.
– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?
Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель. Портфели взвешивают.
– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?
-Тот, у кого портфель легче.
-ДОМА: ИЗМЕРИТЬ, СКОЛЬКО ЛУКОВИЦ среднего размера (ШТУК) В 1 КГ?
- А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?
- Нет.
-Для измерения массы людей существуют напольные весы.
Рассмотреть напольные весы.
Такие весы (на втором рисунке) вы можно увидеть в магазине.
-Какие единицы массы используются при взвешивании на таких весах? (кг и г)
А чтобы взвесить легковые и грузовые машины используют такие весы, как на 3-ем рисунке.
- Какой вывод можно сделать? (для измерения разных грузов нужны разные единицы массы)
- Какие единицы массы мы знаем? (кг, г, ц, т)
-Сегодня познакомимся с новыми единицами: это центнер в 1 центнере 100 кг
и тонной: в 1 тонне 1000 кг и 10 ц
- Какая существует взаимосвязь между этими единицами?
№203 устно, закрепление.
2).Работа в парах. Карточка.
Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания величин на прямой.
Проверка. Оценить ставите +, если единица измерения и соотношение написаны правильно, не правильно : -
ВЫВОД :
Какое математическое действие надо сделать, переходя от большей мерки к меньшей?_______________________________________________________
А при переходе от меньшей мерки к большей? ________________________________________________________________
Сформулируйте правило:
При переходе к меньшим меркам выполняется умножение, а при переходе к большим меркам – деление.
С. 45 Запишите соотношения.
6).Физкультминутка.
7).Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- У каждого на столе карточка с заданиями.
Задание: Соедините линией из правого столбика величины, равные величинам в левом столбике.
1 кг 126 г 3021 г
3075 г 1126г
3 кг 021 г 10 кг 050 г
10 кг 050г 3кг 075 г
Эталон на доске
1 кг 126 г = 1126 г
3 кг 021 г=3021г
10 кг 50 г = 10 050 г
3 кг 75 г = 3075 г
Оцените свою работу.
8).Закрепление.
1).Игра «Да, нет».
(Ребята записывают «Да», если согласны, то ставят + (красная карточка),
«нет, если не согласны, то ставят - – (синяя карточка).
-99 кг больше 1 ц ? (нет ) синяя карточка
- 11 г меньше 11 кг ? ( да) красная карточка
- 7 кг больше 800 г? ( да) красная карточка
- 600 кг меньше 2000 г ? (нет) синяя карточка
- 80 ц больше 80 т ? (нет) синяя карточка
- 1001 кг меньше 1001 г ? ( нет) синяя карточка
Проверка по эталону, критерии оценивания (знак + за каждый правильный ответ)
2).Выполните задание в тетради. (Проверка )
Работа по учебнику с. 53 №2 сам-но. Проверка.
3).Рассказ учителя , стр.57
А теперь немного отдохнём и будем расширять свой кругозор.
а)- Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены. Кто – то признаётся самым сильным, кто – то самым быстрым, а кто – то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и самым тяжёлым животным на нашей планете признан синий кит.
Его масса может достигать 150 – 200 т.
Детёныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно.
б)На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжёлом весе – это слон. При длине 6 м он весит 7,5 тонн.
в) А среди птиц самой крупной считается страус. Высота до 2,5 м., масса более 130 кг.
г)В противоположность самым тяжёлым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные и птицы.
Землеройка (длина 4 – 5см, масса от 3 до 5 г),
Колибри (длина (5-7 см, масса 1,5 – 2 г)
- Отдохнули? Сейчас выполним задание в тетради: заполнив таблицу
Название животного | Масса |
синий кит | |
дельфин | |
морж | |
тюлень-монах | |
ПРОВЕРКА.
9).Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– И снова задача.
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)
– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)
10).Итог урока
Домашнее задание с. 45, №208, примеры №206 с вычислениями в тетради
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:
Я знаю правило преобразования единиц измерения массы.
Я могу пользоваться правилом преобразования единиц измерения массы.
Я могу рассказать другому, как выразить т и ц в кг.