155650, Ивановская область, п. Пестяки, ул. Социалистическая, дом 15
Сайт pestyakovskaya. iv- edu.rи
Подготовила: Филиппова Т.А.
2021г.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности |
1.Организационный момент. | 1мин | -Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. И мы не будем тратить время зря Приступим все к работе. - У вас на партах лежат карточки с изображением гномиков. С помощью этих гномиков покажите свое настроение. - Я очень рада, что у вас у всех замечательное настроение, а это значит, вы готовы к новым открытиям. - Да, ребята, я не оговорилась. Сегодня на уроке нас поджидает новое открытие, но для того чтобы нам сделать это открытие нужно попасть в город, где нас ждут… - А вот кто, вы мне скажите сами, если будете очень внимательными и сообразительными. - Вы готовы? | Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. - Да |
Цель: Обеспечить готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. |
2. Актуализация знаний: | 6 мин | - Для начала. ребята, посчитайте хором от 1 до 20 и обратно. - Молодцы! - А сейчас, давайте поиграем. Я буду вам загадывать число, а вы мне его называть. - Число, предыдущее числу 14? - Число, следующее за числом 15? - В этом числе 1 дес. и 4 единицы? - Число больше 10 на 2? - Число меньше 16 на 1? - В этом числе 1 дес. и 7 единиц? - Какое число стоит после числа 19? - Какое число стоит между числами 19 и 20? - Какие вы молодцы, не попали в ловушку. - Число меньше 20 на 1? На доске ряд чисел. 13, 16, 14, 12, 15, 17, 20, 19. е, ч, л, в, и, и, а, н - Расставьте эти числа в порядке увеличения. - Ребята. если мы все сделали верно, то перевернув карточки, получим слово. - Итак, в городе. в который мы попали живут величины. - Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? - Величина – это признак, который можно измерить. - Какие величины вы знаете? - Какие единицы измерения этих величин вы знаете? | Дети считают. - 13 -16 - 14 -12 -15 -17 -20 - Никакое, так как за 19 сразу идет 20. -19 - Величина. - О величинах. - Масса, объём, длина - кг, л, см |
Цель: выявить место и причину затруднения. |
3. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации | 2 мин | - У меня осталась еще одна единица измерения. А что измеряют ей, вы узнаете, если выполните следующее задание. - Отгадайте загадки. О ком они? - Ей на месте не сидится Всё кривляется, резвится, Рассмешит нас без обмана В зоопарке… - Толстый он и длинный очень- Не дай Бог, присниться ночью. Не умеет он кусаться, Но можно сильно испугаться, Его однажды увидав… Всё потому, что он …. - То как кошка зашипит, То как я заговорит. В клетке Он у нас живёт, В клетке ест и в клетке пьёт. Кто же это? Угадай! - Да, конечно… - Ходит длинный. пасть с клыками, Ноги кажутся столбами, Как гора огромен он Ты узнал, кто это? - Ребята, кто помнит, в каком мультфильме встречаются эти герои? -Давайте посмотрим фрагмент из этого мультфильма. - Что, делают герои? - А почему у них получились разные длины? - Как вы думаете, о какой величине мы будем говорить сегодня на уроке? - Какую единицу измерения длины вы знаете? - С помощью какого инструмента можно измерить длину? - А в старину, ребята, длину предмета измеряли не линейкой, а как вы думаете чем? - Старая мера длина пядь. Пядь - это расстояние между кончиками вытянутых пальцев руки (большого и указательного) - Локоть – это древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. - Аршин – это тоже старинная мера длины в России , равная примерно 71 см. Аршинами и вершками обычно измеряли рост человека.. - Попробуйте измерить длину парты пядями, локтями. - У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз длину этой полоски? - Измерьте этой меркой длину парты. - У кого есть ответ? - Ответы получились разные. Почему? - Почему возникло затруднение? | -Обезьяна - Удав - Попугай. - Слон. «38 попугаев» Смотрят фрагмент мультфильма - Измеряют длину удава. - Разные мерки - О длине. - см. - Линейки Ответы детей - Дети измеряют 1 см Дети проводят измерения, прикладывая мерку Учитель фиксирует на доске варианты ответов - Мы не смогли измерить правильно - Мерка маленькая, неудобная, мало времени |
Цель: постановка цели урока. |
Целеполагание | 6 мин | - Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая - Как же быть? - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Что должны узнать на уроке? - Чему должны научиться на уроке? | - Надо увеличить мерку - Найти новую мерку с новой единицей измерения длины 1.Как называется новая единица измерения длины. 2.Какая она по длине Научиться пользоваться новой единицей измерения длины. |
Цель: снять усталость, восстановить физические и духовные силы. |
5. Физкультминутка | 1мин | «Хомка» | |
Цель: найти выход из сложившейся ситуации |
6.Открытие нового знания | 6 мин | - На столе полоски бумаги красного цвета. - Возьмите их в руки. - Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки? - Можно такими мерками измерить длину стола? - Что у вас получилось? - Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему? - Нашли мы новую мерку? - Что мы должны узнать об этой мерке? -Выполнив задание в группах, вы найдете ответ на этот вопрос. - Но в начале, давайте вспомним правила работы в группе. Какое задание вам предлагается? Работа в группах «Расшифруй слово» 4 + 3= | м | 6 – 4 = | е | 8 – 3 = | и | 5 + 4 = | т | 6 – 5 = | д | 4 + 4 = | е | 10 – 6 = | ц | 2 + 8 = | р | Проверка с интерактивной доской - Какое слово у вас получилось? - Как называется новая единица измерения длины? - И тема нашего урока? - Что мы узнали? - А что еще должны узнать? - Как это сделать? - Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки? - Что мы узнали? | - Да Ответы детей - Узнать, как называется новая мерка. вспоминают - Решить примеры и записать ответы в порядке возрастания - Дециметр - Новая единица измерения длины – дециметр - Чему равна новая мерка? - Измерить с помощью линейки - 10 см - дециметр = 10 см |
Цель: закрепить полученные знания. |
7. Первичное закрепление. | 12 мин | - Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51. - Верно ли мы определили тему урока? - Почему новая единица измерения имеет такое название? - Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток) - Как сокращенно записывается дециметр? Двумя согласными буквами дм - Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. -Кто запомнил, чему равен 1дм? - Правильно 1 дм = 10 см (на доске табличку - Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см) - Или «Зарубите себе на носу». Это , ребята, устойчивое словосочетание или в русском языке такое выражение принято называть фразеологизмом. - Что означает это выражение? - Дело в том, что "носом" в древней Руси также называли либо специальную деревянную переносную дощечку для записей. Эти дощечки нужны были, что бы человек делал "зарубки" на память. Поэтому в "переводе" на современный язык выражение "зарубите себе на носу "означает сейчас "запомнить".(Показ слайда) - Используя фразеологизмы в нашей речи мы сохраняем и передаем из поколения в поколение традиции нашего народа. - Вот и вы, ребята, зарубите себе на носу, что 1 дм = 10 см. - А поможет нам в этом образовательная платформа «UCHI.RU» - Молодцы, ребята! | - Да - Это надо запомнить Выполняют работу на учи.ру. |
Цель: научиться применять новый способ действий, |
8. Применение полученных знаний а) Самостоятельная работа Практическая работа б) Работа в паре | 5 мин | - Чему мы должны научиться? - Прочитайте задание № 2. Что вы должны сделать? - Давайте составим алгоритм наших действий. 1. Прочитать задание. 2. Начертить отрезок. 3. Определить количество дм и см. - 12 см - сколько это дм и см? - Как это записать? - Кто безошибочно справился с заданием? - У кого возникли трудности? - В чем? (если необходимо, еще раз объяснить: 12 см = 10 см + 2 см =1 дм + 2 см) Ребята, а вы заметили, на нашей доске взошло солнышко, Но только оно почему-то грустное? - Как вы думаете, чего не хватает нашему солнышку? - Давайте, вновь поработаем в парах и среди предложенных лучиков выберем только те, длина которых равна 2 дм. - Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см) - Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло? | - Научиться пользоваться новой единицей измерения длины (от веревки отмеряют и отрезают 2 дм ) Учащиеся выполняют задание самостоятельно. 1 дм и еще 2 см Ученик у доски: 12 см = 1дм 2 см Вспоминают и работают в парах. - Лучиков Учащиеся выбирают из предложенных лучиков только те, длина которых 2 дм и прикрепляют к солнышку на доске. - Новые знания и умения |
Цель: подвести итог своей деятельности на уроке |
9. Итог урока | 3 мин | - С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр) - Чему равен 1дм? (1 дм=10 см) -Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины). | |
Цель: самооценка результатов своей деятельности. |
8.Рефлексия | 3 мин | - Какое задание понравилось больше всего? - Какое задание вызвало затруднение? - Покажите свое настроение карточкой. - Ребята, кто желает, можете на «UCHI.RU» выполнить задание от учителя по нашей теме урока, тем самым закрепить полученные знания ещё раз. | Ответы детей Дети поднимают нужные карточки. |