СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики на тему "Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 1 классе на тему "Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше?" из раздела "Подготовка к изучению чисел". К этому конспекту есть презентация, размещённая на этой странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему "Сравнение групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше?"»

1 класс. Математика

Тема: «Сравнение групп предметов.

Отношения «На сколько больше?», «На сколько меньше?».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше и на сколько.

Задачи:

- организовать практическую работу по сравнению двух множеств.

Ресурсы:

- презентация «Урок № 7. Сравнение групп предметов. Отношения «На сколько больше?, «На сколько меньше?».

- учебник М.И. Моро «Математика.1 класс». I часть.

- «Рабочая тетрадь» М.И. Моро «Математика. 1 класс». I часть.



Планируемые результаты

Предметные

Метапердметные

Личностные

- устанавливать взаимно однозначные соответствия между предметами;

- уравнивать группы предметы;

- выводить правило разностного сравнения.

- удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения;

- сравнивать группы предметов по количественному признаку;

- искать разные способы решения задачи, оценивать себя, свои границы знания и незнания.


- проявлять интерес к математике;

- осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке.




ХОД УРОКА

I.  Организационный момент.

- На уроке интересном

Дети все решают вместе

Чтобы нам умнее стать

Мы готовы посчитать

«Пропиши в тетради».

(Слайд № 2)

- Откройте ваши тетрадки и возьмите ручки. Посмотрите, какое задание придумал для вас сегодня Старательный Карандаш. Куда вы должны поставить ручку, чтобы начать выполнять задания на первой строчке? (В нижний левый угол клеточки).

- Куда движется ручка сначала? (Вверх).

- На сколько клеточек вверх? (На одну).

- Что мы должны будем сделать потом? (Повернуть направо).

- На сколько клеточек протянулась черта после поворота направо? (На две клеточки).

- Как поведет себя линия после? (Повернёт вниз).

- На сколько клеточек? (На одну).

- Куда повернет линия и на сколько клеточек протянется после? (Снова вправо на две клетки).

- Ещё раз внимательно рассмотрите первую линию и постарайтесь точно её повторить. Не забывайте: ручку от бумаги отнимать нельзя!

(Дети выполняют).

- Рассмотрите из чего состоит вторая линия? (Из двух наклонных линий, одна из которых наклонена влево, а другая – вправо. Кроме того, они соединятся между собой).

- Ещё раз внимательно рассмотрите первую линию и постарайтесь точно её повторить. Не забывайте: ручку от бумаги отнимать нельзя!

(Дети выполняют).


II.  Актуализация раннее изученного.

Повторяем временные представления

(Слайд №3 )

- Рассмотрите картинки на слайде. Что вы видите на них? (Мальчик и девочка сажают дерево).

- Последовательно ли расположены картинки, или их нужно поменять местами? (Картинки нужно поменять местами).

- Давайте составим рассказ по картинкам, используя слова «сначала», «потом», «позже», «раньше». Я начинаю.

- Решил Толик посадить деревце. А для этого сначала нужно… что сделать? (Выкопать яму).

- Толик начал копать яму, а позже к нему подошла Лена предложили свою помощь. Какую картинку мы поставим первой? (Ту картинку, на которой Толик копает, а Лена стоит рядом).

- Продолжим. После того как яма была вырыта, ребята поместили туда корни саженца дерева. Толя начал закапывать корни, а Лена держала маленькое деревце, чтобы оно стояло прямо. Какую картинку мы поставим второй? (Ту картинку, на которой Лена держит деревце, а Толик закапывает корни).

- Что случилось потом?(После того, как деревце было посажено, ребята крепко привязали его к колышкам, вбитым в землю, чтобы ветер не свалил только что посаженное дерево) .

- Какая картинка встанет на следующее место?(Та, на которой ребята привязывают саженец к колышкам).

- Какая картинка завершит рассказ о том, как ребята сажали деревцо? (Та картинка, на которой ребята поливают из леек только что посаженное дерево).

Работа в парах

- Составьте совместно с соседом по парте рассказ- инструкцию, о том как правильно лепить снежную бабу. Начните так

Чтобы слепить снеговика нужно сначала…

- Расставьте картинки в нужном порядке.

(Дети выполняют задание, высказывают предположение о порядке следования картинок, затем сравниваем с эталоном).



Повторяем пространственные представления.

Игра «Нарисуем коврик»

(Слайд № 4)

- Мама купила коврик в прихожую. Кате очень понравился коврик, и она решила его нарисовать. Давайте и мы вместе с девочкой нарисуем этот коврик. Только нужно очень внимательно слушать направления и цвет. Вам потребуются карандаши синего, красного и зелёного цвета.

1. Отступите вниз -3 клетки и поставьте маленькую точку.

2. От этой точки вправо отступите 3 клетки и раскрасьте эту клеточку – красным цветом.

3. Вверху от красной клетки закрасьте клетку зелёным цветом.

4. Слева от зелёной клетки расположилась синяя клетка.

5. Под синей клеткой есть зелёная клеточка.

6.Внизу зелёной клеточки снова красная клетка.

7. Справа от красной клетки нарисуйте зелёную.

8. Правее зелёной- расположите ещё одну красную.

9. Над красным квадратом есть синий квадрат.

10. Справа от синего квадрата – зелёный.

11. Над зелёным квадратом нарисуйте – синий.

12. Слева от синего квадрата – нарисуйте красный квадрат.

13. В правом нижнем углу коврика расположился синий квадрат.

- Сравните теперь коврик, который нарисовала Катя, с тем который получился у вас.

Дети сравнивают с эталоном.

- Попробуйте, не считая, сказать каких квадратиков на коврике больше, каких меньше, или, может быть их поровну? Трудновато! Давайте разберём коврик на квадратики и сравним по парам.

- Сколько синих квадратов? (Четыре).

- Сколько красных квадратов? (Четыре).

- Каждому ли синему квадрату нашлась пара среди красных квадратов? (Да).

- Что мы можем сказать: каких квадратов больше – синих или красных? (Синих и красных квадратов – поровну).

- Можем ли мы сказать, что красных квадратов столько же, сколько и зелёных? (Да).

- Каждому ли красному квадрату есть пара среди зелёных квадратов? (Да).

- Квадраты какого цвета расположены с правой стороны экрана? (Зелёные).

- Квадраты какого цвета расположены между синими и зелёными квадратами? (Красные).

Работа в тетрадях на печатной основе (стр. 7)

Второе задание.

- Найдите на стр. 7 рисунок с красными и синими квадратиками. Скажите, каких больше? Трудно? Давайте соединим линиями красные и синие квадраты, то есть составим пары и определим, какому квадрату не хватило пары.

(Дети выполняют задание и выясняют, что не хватило пары красному квадрату, делают вывод, что красных квадратов больше, чем синих, закрашивают квадрат в задании в красный цвет).

Аналогично выполняют вторую часть задания (справа) с кругами, выясняя каких кругов – меньше.





III. Самоопределение к деятельности

Обезьянки и бананы. На сколько больше? На сколько меньше?

(Слайд № 5)

- Рассмотрите рисунок на слайде и скажите, хватит ли бананов для всех обезьянок? Трудно сразу ответить. Давайте дадим каждой обезьянке по одному банану.

- Что скажете? (Всем обезьянкам хватило по одному банану и ещё осталось два банана).

- Можем ли мы сказать , что бананов больше, чем обезьянок? (Да).

- На сколько больше бананов, чем обезьян? (На два).

- На сколько меньше обезьянок, чем бананов? (На два).



Работа в тетрадях на печатной основе (стр.7)

Первое задание.

- Обведите по пунктирным линиям шарики. Раскрасьте шары по парам – красный, синий, соединяя их стрелочками по парам. Каких шаров больше раскрашено? (Красных).

(Дети выполняют задание).

- Каких шаров оказалось больше? (Синих).

- На сколько? (На один).

- Как вы определили? (Одному синему шару не хватило пары среди красных шаров).



IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику (стр. 12)

- Рассмотрите рисунок в вверху страницы: как вы думаете, куда ходили дети? (На экскурсию, на прогулку).

- Как построились дети на прогулке? (По парам)

- А что значит по парам? (Это значит по два человека).

- Кто в каждой паре? (Один мальчик и одна девочка).

- Всем ли ребятам хватило пары? (Нет, одна девочка идет с учителем).

- Какой вывод мы можем сделать: кого больше – мальчиков или девочек? (Девочек больше, потому что её не хватило пары).

- Посчитайте, сколько пар? (Четыре).

- Посчитайте, сколько мальчиков? (Четыре).

- Посчитайте, сколько девочек?(Пять).



Работа в ученической тетради

- Давайте мальчиков обозначим треугольниками, а девочек кружочками. Нарисуйте в первом ряду столько треугольников, сколько мальчиков. Нарисуйте во втором ряду столько кружочков, сколько девочек. Как можно сделать так, чтобы и кружочков и треугольников было поровну? (Дорисовать один треугольник).

- Рассмотрите рисунок в середине страницы. Как называются фигуры которые вы видите? (Кубы).

- Все ли эти фигуры одинаковые по форме? (Да).

- Чем они различаются? (Цветом и размером).

- Посчитайте, сколько всего фигур? (Восемь).

- Сколько больших кубиков? (Три).

- Сколько маленьких? (Пять).

- Сколько жёлтых кубиков? (Три).

- Сколько красных? (Три).

- Сколько синих? (Два).

- Каких кубиков больше: маленьких или больших? (Маленьких).

- Как вы это определили? (Маленьким фигурам не хватило пары среди больших).

- На сколько больших кубиков меньше, чем маленьких? (На два).

- Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Нужно добавить ещё два больших кубика, или убрать два маленьких).

- Рассмотрите рисунок внизу страницы. Какие фигуры вы видите? (Треугольники)

- Одинаковые ли они по форме? (Да).

- Одинаковые ли они по размеру? (Да).

- Чем эти треугольники различаются? (Цветом: вверху красные, внизу – синие).

- Сколько красных треугольников? (Шесть).

- Сколько синих треугольников? (Семь).

- Каких треугольников больше? (Синих).

- Как определили? (Если соединить в пары красные и синие треугольники, то одному синему не хватит пары).

- Как сделать так, чтобы их стало поровну? (Добавить ещё один красный треугольник, или убрать один синий треугольник).



Работа в тетради на печатной основе (стр. 7)

Задание третье.

- Какая фигура изображена на клетчатом поле? (Квадрат).

- Какой цвет? (Зелёный).

- Нужно нарисовать следующую фигуру такую же, но изменить цвет. Предположите, какая это будет фигура? (Например синий квадрат, такого же размера).

- Выполните.

- Как можно изменить размер этой фигуры? (Можно увеличить, а можно уменьшить).

- Нарисуйте или больший или меньший квадрат. Нужно теперь изменить цвет этой фигуры. Каким цветом может быть этот квадрат? (Любым цветом, кроме зелёного и синего).

- Рассмотрите рисунок на стр. 13. Герои какой сказки изображены там? (Белоснежка и семь гномов).

- Белоснежка решила подарить каждому гному по одному шарику. Хватит ли шариков? (Да, хватит).

- Больше или меньше шариков, чем гномов? (Шариков на один больше, чем гномов).



V. Закрепление нового материала

«Цветочки»

(Слайд № 6)

- Рассмотрите букеты на экране и скажите, в каком букете цветов больше, чем в остальных и на сколько? А в каком букете меньше всего цветов и на сколько? Трудновато, правда ? Давайте составим пары ! А теперь нам будет легче сравнивать: каких цветов больше, а каких меньше.

- Каких цветов больше – красных или синих? (Красных).

- На сколько красных цветов больше, чем синих? (На два).

- Как вы это поняли? (Составили пары и двум красным цветкам не хватило пары среди синих цветов).

- На сколько синих цветов меньше, чем красных? (На два).

- Проверим!

- Как сделать, чтобы синих и красных цветов стало поровну? (Надо добавить два синих цветка или убрать два красных цветка).

Аналогично проводится работа с синими и жёлтыми цветками.



VI. Сравнение геометрических фигур (стр. 13)

- Посчитайте, сколько фигур на полях справа вверху. (Четыре).

- Чем различаются эти фигуры?(Цветом и формой).

- Сколько внизу? (Четыре).

- Они похожи на фигуры сверху? (Да они такие же).

- Что изменилось на рисунке внизу? (Эти фигуры поменялись местами).

- Каким по счёту сверху стоит синий четырёхугольник на верхнем рисунке? (Третьим).

- Какое место он занял на рисунке снизу? (Он стоит первым).

- Между какими фигурами стоит зелёный кружок на рисунке сверху? (Между красным пятиугольником и синим четырёхугольником).

- Между какими фигурами стоит этот кружок на нижнем рисунке? (Между синим четырёхугольником и коричневым треугольником).



Работа в тетради на печатной основе (стр. 7)

- Продолжите чертить ряд крестиков внизу страницы.



Работа по учебнику (стр. 12)

- Листочки каких деревьев нарисованы слева на полях? (Дубовые и кленовые).

- Какому листику не хватает пары? (Дубовому).

- Сделайте вывод: каких листиков больше? (Дубовых).

- На сколько? (На один).



VII. Рефлексия

Работа по учебнику (стр. 13).

- Чем мы занимались сегодня на уроке? (Сравнивали, каких предметов больше, а каких меньше).

- Рассмотрите рисунок внизу стр. 13. Чего больше – ёлок или грибочков? (Больше ёлок).

- На сколько грибов меньше, чем ёлок? (На один).

- Кого вам напоминают фигурки треугольников с кружками? (Девочек в разноцветных платьях).

- Сколько девочек в зелёных платьях? (Две).

- Сколько в красных платьях? (Две).

- Сколько в жёлтых? (Две).

- Можем ли мы сказать, что девочек в зелёных платьях столько же сколько и в красных, а в красных платьях столько же сколько и в зелёных? (Да можем).

Работа в ученической тетради

- Нарисуйте такие же наклонные линии в тетради, как на рисунке в левом нижнем углу. Обратите внимание: линии располагаются группами по три штуки в каждой, затем пробел и группа из трёх наклонных линий повторяется.

- Нарисуйте линию квадратов с точечкой в середине. Обратите внимание: обводим не каждую клетку, а через одну.



VIII. Итоги урока

- Закончите предложения:

1) «Я узнал(а), что…»

2) «Я понял(а), что…»

3) «Я запомнил (а), что…»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!