Деление суммы на число
Цели: познакомить с приемом деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число; развивать умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление суммы на число; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Мотивация к учебной деятельности
Ребята посмотрите на экран.
Что вы видите? (на слайде показаны 6 кружков розового цвета и 4 кружка синего цвета)
- Сколько кружков всего вы видите? (6+4= 10.)
- Как разделить кружки на 2 части? (Можно сложить их вместе и разделить на 2.)
- Проиллюстрируйте этот способ.
- Запишите соответствующее выражение и вычислите результат.
— По сколько кружков получилось в каждом ряду? (По 5.)
— Как еще можно разделить эти палочки на 2 части? (Можно сначала 4 палочки разделить на 2, а потом — 6.)
— Проиллюстрируйте этот способ.
— Запишите выражение и вычислите результат. ((6+4) : 2 = = 6:2 + 4:2 = 3+2= 5.)
— Что мы с вами сейчас делали? (Делили сумму на число.)
— Как можно разделить сумму на число? (Можно вычислить сумму и разделить на число. А можно каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят +, если не согласны — )
1. От перестановки множителей произведение не изменяется. +
2. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель. +
3. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. -
4. Чтобы умножить сумму на число, можно на это число сначала умножить первое слагаемое, потом к результату прибавить второе слагаемое. -
5. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. -
(Взаимопроверка.)
Открытие нового знания
Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 13.
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как выполнено деление суммы на число? (двумя способами)
— Верны ли были ваши предположения?
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
А сейчас посмотрите на слайд. Прочитайте задачу.
На экране: У Васи было 396 очков. А у Коли втрое меньше. Сколько очков было у Коли? Решите эту задачу в парах. Для этого откройте конверт, который я вам раздала, и воспользуйтесь фишками.
396 : 3 = (300 + 90 + 6) : 3 = 300 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 132
Какой можно сделать вывод?
Вывод 1: Надо представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых, каждое из которых делится на заданное число.
- Молодцы, вы великолепно справились с этим заданием.
№ 1 (с. 13).
(Письменное выполнение с устным комментированием. При решении примера (11 + 13): 6 необходимо обратить внимание учащихся на то, что в данном случае слагаемые по отдельности не делятся на 6, поэтому можно воспользоваться только одним способом выполнения вычислений.)
№2 (с. 13).
— Прочитайте задачу.
— О какой величине говорится в задаче? (О длине.)
— Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.)
— Сколько в ней будет столбцов? Сколько строчек?
— Что такое 15 м? (Расход ткани первой закройщицы.)
— Что такое 12 м? (Расход ткани второй закройщицы.)
— Что такое 3 м? (Расход ткани на одно платье.)
— Как назовем второй столбец? (Количество платьев.)
| Расход ткани на одно платье | Количество платьев | Общий расход ткани |
Первая закройщица | 3 м | 1 | 15м |
Вторая закройщица | | ? | 12 м |
— Какими способами можно узнать, сколько платьев скроили? (Можно вычислить, сколько всего ткани было у обеих закройщиц (15 + 12), и результат разделить на 3. А можно вычислить, сколько платьев скроила каждая закройщица, и полученные результаты сложить.)
— Запишите решение задачи двумя способами.
V. Физкультминутка
Мы захлопали в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим —
Тише - раз, два, три,
Наши ручки, поднимайтесь
Выше - раз, два, три.
Наши ножки закружились,
Наши ножки закружились
И остановились.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику
№3(с. 13). (Устное выполнение.)
№4 (с. 13).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
Выполним задание под цифрой 1.
Давайте запишем первое выражение 60:5. Можем ли представить делимое в виде суммы разрядных слагаемых? (нет, не можем)
Ребята, такие случаи называются внетабличными. Как же мы можем тогда представить число 60? (варианты)
Число 60 мы можем представить как сумму удобных слагаемых. Какие слагаемые называют удобными? (которые делятся на число) Давайте попробуем:
На сумму каких удобных слагаемых мы можем разложить число 60, которые делились бы на 5? (на 50 и 10, на 20 и 40 и т.д). Какое выражение в итоге получается? (50+10)/5=50/5+10/5=10+2=12
Верно. Запишите в тетради выражение, которое у нас получилось. Следующие выполняем аналогично (один ученик у доски, остальные у себя в тетради)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Продолжить работу над заданием 4. Написать все варианты, как можно разложить делимое на сумму двух слагаемых, делящихся на число
Выполнение задания в рабочей тетради
№44 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительное задание повышенной сложности, или «Проверь себя» (учебник, с. 13). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— С каким новым вычислительным приемом мы познакомились сегодня на уроке?
— Какими способами можно разделить сумму на число?
— Кто доволен своей работой?
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 5 (с. 13).
Рабочая тетрадь: № 41-43 (с. 18) (по выбору).