Конспект урока по математике 2 класс
УМК Перспектива авт Л.Г.Петерсон
Учитель Иващенкова И.Ф
Тема урока. Прямоугольник. Квадрат.
ТИП УРОКА: открытие новых знаний.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить детей с прямоугольником и квадратом; показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; продолжить работу по формированию навыков вычисления периметра этих фигур; развивать умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление, внимание, память, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать творческую активность; создать условия для формирования познавательного интереса к математике; воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Математика 2 класс / Л. Г. Петерсон.- М.:Ювента,2013.,компьютерная презентация, шаблоны фигур (прямоугольник и квадрат), карточки с заданием, чертёжные угольники, линейки.
ХОД УРОКА
ОРГМОМЕНТ
Урок математики. Пусть он нам принесёт радость общения.
У меня в ладошках лучики добра и смекалки. Я дарю их вам, хочу, чтобы вы были добры друг к другу.
Передавайте лучики с улыбкой и желайте друг другу успеха. А я вам желаю удачи в открытии новых знаний.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
У вас на столе лежат карточки с заданием. Возьмите карточку № 1 и выполните следующие задания.
ф - 25 и - 40 р – 60
ы – 65 у – 55 г – 45
Восстановите ряд чисел. Если вместо полученных чисел запишите соответствующие буквы, то прочитаете слово. ( Фигуры )
А какие это фигуры? ( Геометрические фигуры).
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (о геометрических фигурах).
А вот о каких геометрических фигурах пойдёт речь на уроке, вы узнаете после того, когда выполните следующее задание на карточке № 2 и без ошибок выполните все вычисления в математическом диктанте.
8. .9 88. .99 4. .6 26. .51 |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
На карточке точки и числа. Найдите и запишите на карточке ответы, состоящие из однозначных чисел – красным карандашом, а ответы, состоящие из двузначных чисел – синим.
- Уменьшите 48 на 40 (8)
- Увеличьте 70 на 18 (88)
- На сколько 7 меньше 16? (на 9 )
- уменьшите 24 на 20 (4)
- Сколько получится, если число 2 взять 3 раза? (6)
- Напишите самое большое двузначное число (99)
- Запишите число, которое состоит из 5 десятков и 1 единицы (51)
- К наименьшему двузначному числу прибавьте 16 (26)
Назовите ответы - однозначные числа (8, 4, 9, 6) Почему их называют однозначными? (число записано одной цифрой)
Назовите ответы – двузначные числа. (88, 26, 51, 99). Почему их называют двузначными? (число записано двумя цифрами)
Соедините точки с однозначными числами красным, а точки с двузначными числами синим карандашом.
Что можете сказать? (получились геометрические фигуры – прямоугольник и квадрат)
Кто может назвать тему урока?
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
Тема урока. Прямоугольник. Квадрат.
Определить цели и задачи урока вам помогут опорные слова (на экране).
Узнать новое о прямоугольнике и квадрате; определить их сходство и отличие.
Продолжить работу по нахождению периметра этих фигур.
ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
С чего начнём знакомство с прямоугольником и квадратом?
СНАЧАЛА рассмотрим прямоугольник ЗАТЕМ – квадрат. УСТАНОВИМ сходство и отличие данных фигур. ВЫВЕДИМ правило.
Расскажите о прямоугольнике. (шаблоны у каждого на парте).
(У прямоугольника 4 стороны, 4 угла, 4 вершины)
Дети, а вы знаете, почему он так называется? (4 угла и все они прямые).
Давайте убедимся в этом. (При помощи прямого угла чертёжного угольника проверим углы).
А как можно назвать стороны у прямоугольника, которые расположены напротив друг друга? (противоположными).
Как вы думаете, противоположные стороны у прямоугольника должны быть равны или нет? Как доказать? (Можно измерить).
Сначала измерим большие стороны. Что можно сказать? (они равны)
Измерим меньшие стороны. (Они тоже равны),
Сделайте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.
ВЫВОД Противоположные стороны прямоугольника равны.
Расскажите о квадрате. (4 стороны, 4 угла, 4 вершины).
Что можно сказать об углах? (Они прямые) Докажем.
Измерьте стороны квадрата и сделайте вывод.
ВЫВОД У квадрата все стороны равны.
На экране схема.
Сформулируйте задание для этих двух фигур. ( Чем похожи или чем отличаются). (Похожи: 4 угла, все углы прямые, 4 стороны; отличие: у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные).
Назовите то свойство прямоугольника и квадрата, которое их роднит, сближает. (Это прямые углы).
Какое общее название может быть у них. (Прямоугольник)
Попробуйте сами сформулировать правило. Какую геометрическую фигуру называют прямоугольником? А какую - квадратом?
Проверим себя. Откроем учебник на странице 50 и прочитаем правило в рамочке.
ФИЗМИНУТКА
Много ль нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата,
А потом огромный круг,
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень – очень
Развесёлый чудачок.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа в учебнике. Задание №2 (Даны геометрические фигуры).
1. Обведи на рисунке замкнутой линией все прямоугольники.
А теперь обведи квадраты. Что ты замечаешь?
А какое задание для всех этих фигур придумали бы вы?
Можно их разделить на 2 группы: прямоугольники и не прямоугольники.
Задание №3
Определите, сколько квадратов на рисунке? А сколько прямоугольников?
Назовите их.
Все ли задачи, которые поставили в начале урока, выполнили? Нет не все. (Возвращаемся к задачам)
Надо продолжить работу по нахождению периметра этих фигур.
САМОСТОЯТЕДЬНАЯ РАБОТА
Можно ли начертить квадрат, зная длину одной стороны? Почему?
Задание №1. Начертите квадрат АВСД со стороной 3 см и найдите его периметр.
Проверка по образцу. (На экране)
Кто задание выполнил правильно, поставьте на полях «+».
У кого были затруднения? В чём?
Можно ли начертить прямоугольник, зная длину только одной стороны?
Задание 2, Начертите прямоугольник АВСД со сторонами 4см и 2см. Найдите его периметр.
Отметьте большие стороны прямоугольника зелёным цветом, а меньшие – красным. Проверка по образцу.
Кто задание выполнил правильно, поставьте на полях «+»
У кого были затруднения? В чём?
Ребята, а как бы вы назвали стороны прямоугольника, отмеченные зелёным цветом? А стороны отмеченные красным?
Обратимся к учебнику и прочитаем названия сторон прямоугольника.
(стр. 51).
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ
Решение задачи №5(а)
Анализ задачи. Прочитайте условие задачи. О каких величинах говорится в задаче? Какая из величин известна? Какая из величин не известна? Прочитайте задание к условию задачи. (Найди периметр прямоугольника)
Составим алгоритм решения задачи:
Найдём ширину.
Построим прямоугольник.
Найдём периметр.
Самостоятельно записать решение.
Проверка. Фронтальный опрос.
Кто решил задачу правильно, поставьте на полях «+».
У кого были затруднения? В чём?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать и запомнить правила на страницах 50 и 51.
Задача№5(б)
Используя прямоугольники и квадраты, составьте узор, картинку…(по желанию)
ИТОГ УРОКА
Вспомним задачи урока. (Экран)
Что нового вы узнали о прямоугольнике? О квадрате?
Чему учились?
Какое задание вам понравилось выполнять?
Ребята, как вы думаете, где пригодятся вам знания о прямоугольнике и квадрате?
Кто оценил свою работу на уроке на «5»?
Спасибо за работу. Урок окончен.
ТИП УРОКА: открытие новых знаний.
ЦЕЛИ УРОКА: познакомить детей с прямоугольником и квадратом; показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; продолжить работу по формированию навыков вычисления периметра этих фигур; развивать умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки; развивать мышление, внимание, память, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать творческую активность; создать условия для формирования познавательного интереса к математике; воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Математика «Учусь учиться». 2 класс. Часть 2. – Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М. :Ювента,2013.,компьютерная презентация, шаблоны фигур (прямоугольник и квадрат), карточки с заданием, чертёжные угольники, линейки.