Тема урока: Леонид Николаевич Андреев «Кусака».
Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Цели урока: - помочь обучающимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому;
-развитие навыков творческой работы в группах в ходе анализа художественного произведения;
- формирование у обучающихся умения облекать яркие эмоциональные впечатления в словесном рисовании, выражающее их внутреннее состояние;
- воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию обучающихся
Оборудование: портрет Л.Н. Андреева, художественный текст, иллюстрации к рассказу, музыка («Песня о собаке» в исполнении Никитиных), цветные фломастеры, ватман, тетради, выставка книг, толковые словари, мультимедийная установка
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, работа с текстом, применение следующих стратегий чтения: «толстые» и «тонкие» вопросы, стратегия «Кольца Вена», составление кластера.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Организационный момент
Китайская пословица гласит: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления».
Как вы думаете, какой же путь самый трудный?
Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. (слайд 1)
Я желаю вам, ребята, сегодня на уроке идти самым благородным путем
Этап постановки целей урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Вступительное слово учителя.
Вы прочитали рассказ Л.Н.Андреева «Кусака». Надеюсь, что он вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства. Наш мир огромен, в нём есть всё: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нём уживаются верность и предательство, любовь и ненависть, сострадание и бессердечие. Главная задача для каждого из нас не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках, когда будут терзать какие – то сомнения, вы обращались к книгам, к писателям.
Постановка целей урока.
Ребята, как вы думаете, почему именно с этих слов я начала наш урок?
Как будет звучать тема нашего урока?
Как вы думаете, чему вы должны будете научиться?
IV Работа по теме урока.
Выбор афоризмов (эпиграфы к уроку). Работа в парах .
Перед вами лист с высказываниями великих людей: учёных, писателей. Они отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм(ы), аргументируйте свой выбор.
Эпиграфами к уроку выбрали:
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент – Экзюпери)
«…Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу» (Альберт Швейцер)
Представление обучающимися биографии Л.Н.Андреева
Л.Н. Андреев – талантливый писатель. Во многих его произведениях отразились воспоминания о детстве и юности («Петька на даче», «Весной», «Гостинец», «Кусака»). Он выступает в защиту слабых и обездоленных, униженные и несчастных.
Но что мы знаем о нём. О жизни и творчестве Андреева нам расскажут ваши товарищи, которые подготовили сообщения о писателе.
Работа с выставкой книг.
Теме «животные и люди» посвящены многие произведения русской литературы. __________и представит нам самостоятельно подобранную выставку о собаках.
Словарная работа. (Работа со словарями)
В теме урока звучат слова «сострадание, нравственность, бессердечие» Что они означают? (Приложение)
Аналитическая беседа по тексту.
Подумайте, какой теме посвящен рассказ? О чем он? (теме брошенных, одиноких, несчастных животных)
Определите проблему рассказа. (Ответственность человека перед животными, которых он приручил)
Сколько частей в рассказе? Какая из них является экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом?
Составим композицию данного произведения.
Кульминация
3часть. Лето
Завязка Развязка
2 часть. Весна 4 часть. Осень
Экспозиция Эпилог
1 часть. Зима 5 часть. Осень
В конце 5 части Кусака опять одинокая и несчастная, как и в начале рассказа.
Как называется такая композиция? (Кольцевая)
Выборочное чтение (подготовка к стратегии «Кольца Вена»)
Обучающиеся делятся на 3 пары, каждая из которых получает определённое задание.
1 группа Найти в тексте и выразительно прочитать словосочетания и предложения, показывающие состояние собаки зимой. | 2 группа Найти в 3 части рассказа и выразительно прочитать словосочетания и предложения, показывающие, как расцвела Кусака, какой она стала счастливой. | 3 группа Подготовить выразительное чтение отрывка из 3-ей части «Кусака играет с детьми» |
Стратегия «Кольца Вена. (Работа в парах)
1 группа Подобрать слова, показывающие, какой одинокой, страдающей, несчастной была собака до встречи с дачниками. | 2 группа Подобрать слова, передающие, как изменилась кусака летом, какой стала её жизнь. | 3 группа Подобрать слова, показывающие сущность собаки, какой она была от природы. |
8.Аналитическая беседа.
Кто ещё, кроме автора, испытывает чувства жалости к Кусаке? (Лёля)
Инсценировка эпизода «А Кусаку придётся оставить…»
Лёля произносит слово «жалко», но в защиту Кусаки она ничего не говорит и не делает, хотя собака больше привязана к ней. Лёля её приручила.
Сделаем вывод: приговор собаке вынесен только потому, что она не породистая, а простая дворняжка. Но вспомним, как преданно охраняла Кусака спящих дачников («Люди спали, были беспомощны…»)
Как вы оцениваете такой поступок дачников? (Предательство, равнодушие, жесткость)
По воле людей Кусака опять превратилась в беспомощную, брошенную собаку. И если в 1 части рассказа она от одиночества лаяла, то в 5 - она воет.
Вой (в словаре Ожегова) – вопль, протяжный, громкий плач.
Значит, Кусака плакала. Этот плач – от отчаяния, безысходности, от душевной боли.
Почему же люди не смогли позаботиться об её дальнейшей судьбе? Ведь дачники ей попались добрые. Неужели одной доброты и жалости недостаточно для милосердия?
Так что же такое «милосердие»?
Стратегия «Кластер» (Работа в парах)
Сейчас мы с вами составим небольшой кластер, форма которого – круг.
Перед вами набор слов. Ваша задача – выбрать только те, которые относятся к слову «милосердие».
у важение
понимание
помощь забота
прощение
жалость доброта
сострадание
сопережевание любовь сочувствие
На что похож наш кластер? (На солнце)
Значит, милосердие тоже похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились слова? (тёплые, светлые, добрые)
IV. Этап закрепления и выводов
Ребята, скажите, только ли в отношении животных нужно проявлять милосердие?
На Руси всегда призывали проявлять милосердие к юродивым, немощным. Считалось большим грехом обижать таких людей. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия. От равнодушия людей пострадали и Кусака, и деревенский парнишка.
Ребята, а вы помогаете нуждающимся, проявляете милосердие к старикам, к бездомным животным, «братьям нашим меньшим»?
IV. Этап информации о домашнем задании
Написать эссе «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
V. Этап рефлексии
Ребята, что дал вам наш урок для ума, для сердца, для жизни?
Чему научил, над чем заставил задуматься?
Оцените сами свою работу.
«Радуга настроения». Дети выбирают цвет, который соответствует их настроению, прикрепляют магнитики - смайлики на радугу.
Красный – восторженное, оранжевый – тёплое, радостное, жёлтый – светлое, приятное, зелёный – спокойное, синий - грустное, чёрный – тревожное, напряжённое, крайне неудовлетворённое.