Конспект урока литературы в 6-м классе
Тема: "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-презентация
Цель урока: познакомить обучающихся с поэтами и историей создания стихотворений о Великой Отечественной войне
Задачи:
-способствовать выявлению тематических направлений поэзии о Великой Отечественной войне, определению роли искусства в военные годы
- развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать стихотворные произведения;
- воспитывать чувство патриотизма, сопереживания, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
- находить, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию для решения учебных задач;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь собеседника;
- четко, точно и полно выражать свои мысли
регулятивные УУД
- осуществлять решение учебной задачи;
- выдвигать свои гипотезы;
- делать выводы по результатам работы
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи стихов и песен, выставка книг.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Подготовка к работе на основном этапе
Слайд 1
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией о Великой Отечественной войне.
Стихи о войне – это не только поэтическое, но и историческое наследие. Именно благодаря этим стихам мы можем узнать о том, что пережили наши предки в суровые военные годы, вместе с ними переживаем те горькие события, учимся ценить мир.
Слайд 2
Вопросы,
- Какие основные мотивы звучат в стихотворениях о Великой Отечественной войне??
- Какую роль играла в годы войны поэзия?
- Почему сегодня для людей важна и нужна эта поэзия?
Слайд 3
Эпиграфом к уроку я взяла строки из стихотворения нашего земляка Николая Рыленкова: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою».
Вспомним, что такое эпиграф? (Изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, характеризующая основную идею произведения.)
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВОЙНА?
Слайд 4
Родина, мужество, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии.
3. Основной этап
Слайд 5
Тема героизма и мужества людей на войне
Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом!
Поэты создавали стихи, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников
Слайд 6
Анна Ахматова
Анну Ахматову война застала в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
«Мужество» - так называется стихотворение Анны Ахматовой
Клик. Слушаем.
- К чему призывает стихотворение А. Ахматовой? (Защищать свою Родину, быть мужественными…)
- Как вы понимаете слова «Мы знаем, что ныне лежит на весах» (Решается судьба не только России, но и всего мира, ведь Великая Отечественная война- Мировая война)
- С чем можно сравнить стихотворение? (с клятвой)
Слайд 7
На тему мужества, преодоления страха в бою писала Юлия Друнина.
17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия.
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943
Да, было страшно. Но на войне в этих экстремальных, нечеловеческих условиях проявлялись лучшие качества русских людей: мужество, стойкость в бою, верность долгу, способность к самопожертвованию. Об этом писали много и по-разному, но все стихи были объединены общей идеей – вернуться с победой домой.
Слайд 8
Тема любви, верности
Уходя на фронт, солдаты не были уверен в том, что им удастся увернуться живыми. Но в часы короткого отдыха солдат думал о доме, о том, что его там ждут, помнят, любят, и верят в их возвращение. Это давало им силы, вселяло надежду.
Слайд 9
Одним из самых трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой.
Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…
Клик. Слушаем
* * *
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К какому жанру можно отнести это стихотворение? (послание, поскольку оно обращено к конкретному лицу)
Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.
Слайд 10
Стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…» было написано в начале Великой Отечественной Войны – 27 ноября 1941 года. Стихотворение легло на музыку и стало безумно популярной песней военных лет под названием «В землянке».
Клик. Слушаем
Алексей Сурков
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Слайд 11
Тема памяти.
- Не все вернулись с войны, но они остались живыми в памяти тех, кто их любил. Этой теме посвящены многие произведения. Поэты-фронтовики посвящали их своим сверстникам, не вернувшимся с войны, и тем, кто не дождался своих близких, но не забыл о них.
Слайд 12
Сергей Орлов
- Поэт-фронтовик, молодой лейтенант, командир взвода тяжелых танков, Сергей Сергеевич Орлов, освобождавший Новгород, в 1944 году написал стихотворение «Его зарыли в шар земной»
В стихотворении возвеличивается подвиг безымянного солдата «без званий и наград». Автор тем самым подчеркивает, что каждый участник этой войны достоин благодарной памяти.
Клик. Слушаем
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей:
Солдат воевал за родную землю, и когда он отдал за нее свою жизнь; то монументальным надгробием ему стал весь земной шар. Над этим мавзолеем, куда его положили заботливые руки друзей, – продолжается жизнь. Подвиг этого бойца бессмертен, память о нем вечна.
Слайд 13
Булат Окуджава
Стихотворение Б. Окуджавы «До свидания, мальчики», ставшее песней, — о мальчишках, ушедших на войну со школьной скамьи, и о верности тех, кто проводил их и не дождался назад. Оно о разрушенных войной мечтах и надеждах, о вечной памяти.
Клик. Слушаем
4. Подведение итогов урока.
Слайд 14
Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале урока.
- Какие основные мотивы звучат в стихотворениях о Великой Отечественной войне?? (мужество, героизм, верность, память)
- Какую роль играла в годы войны поэзия? (Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Она помогала людям жить.)
- Почему сегодня для людей важна и нужна эта поэзия?
Поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Они учат нас сохранять мужество и стойкость перед лицом любых испытаний, хранить в себе истинно человеческие качества - доброту, любовь, сострадание.
Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.
Слайд 15
Наш урок закончен. Спасибо за внимание.