СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы "И.А. Бунин. Рассказ "Косцы""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предлагается для класса, который уже знаком с содержанием рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "И.А. Бунин. Рассказ "Косцы""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым









КОНСПЕКТ УРОКА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА

КЛАСС: 5

ТЕМА: «И.А. БУНИН. РАССКАЗ «КОСЦЫ»»





Ахтемова Дамира Шкуриевна

учитель русского языка и литературы







с. Холмовка, 2018 год





Урок литературы №59

Класс: 5 Дата проведения: 09.02.2015


Тема: «И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»»

Цели урока:

Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом; научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства

Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству.

Планируемый результат:

Предметные:

Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;



Метапредметные:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух.

Коммуникативные УУД:  уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Ход урока

  1. Работа с эпиграфом:

«Я пишу о красоте…всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.»

И.А. Бунин

Скажите, ребята, как можно понять эти слова? (Обсуждение)

  1. Объявление темы урока.

Вы догадались произведение какого автора мы будем изучать? (Слайд: портрет)

Автор, произведение которого мы будем сегодня обсуждать, истинный ценитель всего русского: русской души, русской природы и самой России. Давайте послушаем ребят, которые приготовили Сведения об И.А. Бунине.

1 ученик – краткая биография (3 мин.)

2 ученик – краткий анализ творчества (2 мин.)

Да, ребята, И.А. Бунин долгое время прожил за пределами Родины, никогда не забывал её. Нобелевская премия, которую получил писатель, тоже за произведения о России.

Справка о Нобелевской премии (1 ученик)

  1. Повторение теории литературы.

Нам при чтении и обсуждении рассказа нужно повторить некоторые литературные термины:

Эпитет -….

Олицетворение -…

Сравнение -…

Находят в Словаре литературоведческих терминов, приводят примеры.

  1. Анализ рассказа И.А. Бунина «Косцы»

Давайте определим смысл названия рассказа. (Обсуждаем)

Вы должны были дома прочитать рассказ, сейчас мы обсудим прочитанное.

- Что больше всего описывается в рассказе? (Природа)

- Как мы называем описание природы? (Пейзаж)

- Зачем писатель так подробно описывает природу? (Чтобы мы почувствовали, увидели её и разделили с ним его восторг и радость)

- Кто герои рассказа? (Косцы, косари)

Найдите их описание. Зачитайте.

  1. Словарная работа с устаревшими словами.

Бахилы -…

Онучи -…

Ластовица -…

- Что отмечает в героях рассказчик?

- Как они относятся к работе? А друг к другу? Найдите в тексте.

«Охочи к работе» Как вы понимаете эти слова?

- А, вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы?

- Что вы можете сказать об этом труде? (Коллективная беседа)

6. Работа в группах с картинами: (слайды)

1 группа – картина Г.Г. Мясоедова «Страдная пора»

2 группа – А.А. Пластова «Сенокос»

Подготовьте групповое описание своей картины на листочках.

Презентация мини-сочинений

7.Вывод по картинам:

В рассказе «Косцы» герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд им не в тягость.

8. Физкультминутка

9. Слушаем народную песню «Ах ты, степь широкая»

Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула, представьте себе картины, которые мы сегодня описывали.

Обсуждаем сходство песни, картин и рассказа.

- Чем проникнута народная песня?

10. Составление схемы-домика из ключевых понятий урока:

Крыша: «труд», «песня»

Потолок: «природа»

Стены: «родство», «родина»

Основание: «Россия»

11. Выводы урока.

Давайте теперь по этому рисунку-схеме сделаем выводы нашего урока.

- Что важно для человека, искренне любящего свою Родину? (ответы)

12. Рефлексия

Нарисуйте один из смайликов, которые вы видите на слайде.

Напишите, что запомнилось на уроке.

13. Домашнее задание:

Составьте устный рассказ на тему: «Образ Родины в рассказе» (по схеме)

или написать мини-сочинение: «Моя малая Родина»

14. Комментированные оценки за урок

Спасибо за урок!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!