Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА
ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС: 5
ТЕМА: «И.А. БУНИН. РАССКАЗ «КОСЦЫ»»
Ахтемова Дамира Шкуриевна
учитель русского языка и литературы
с. Холмовка, 2018 год
Урок литературы №59
Класс: 5 Дата проведения: 09.02.2015
Тема: «И.А. Бунин. Рассказ «Косцы»»
Цели урока:
Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом; научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.
Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства
Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству.
Планируемый результат:
Предметные:
Знать содержание прочитанного рассказа И.А.Бунина «Косцы».
Уметь воспринимать и анализировать текст.
Уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев и рассказчика.
Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
Метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух.
Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Ход урока
Работа с эпиграфом:
«Я пишу о красоте…всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.»
И.А. Бунин
Скажите, ребята, как можно понять эти слова? (Обсуждение)
Объявление темы урока.
Вы догадались произведение какого автора мы будем изучать? (Слайд: портрет)
Автор, произведение которого мы будем сегодня обсуждать, истинный ценитель всего русского: русской души, русской природы и самой России. Давайте послушаем ребят, которые приготовили Сведения об И.А. Бунине.
1 ученик – краткая биография (3 мин.)
2 ученик – краткий анализ творчества (2 мин.)
Да, ребята, И.А. Бунин долгое время прожил за пределами Родины, никогда не забывал её. Нобелевская премия, которую получил писатель, тоже за произведения о России.
Справка о Нобелевской премии (1 ученик)
Повторение теории литературы.
Нам при чтении и обсуждении рассказа нужно повторить некоторые литературные термины:
Эпитет -….
Олицетворение -…
Сравнение -…
Находят в Словаре литературоведческих терминов, приводят примеры.
Анализ рассказа И.А. Бунина «Косцы»
Давайте определим смысл названия рассказа. (Обсуждаем)
Вы должны были дома прочитать рассказ, сейчас мы обсудим прочитанное.
- Что больше всего описывается в рассказе? (Природа)
- Как мы называем описание природы? (Пейзаж)
- Зачем писатель так подробно описывает природу? (Чтобы мы почувствовали, увидели её и разделили с ним его восторг и радость)
- Кто герои рассказа? (Косцы, косари)
Найдите их описание. Зачитайте.
Словарная работа с устаревшими словами.
Бахилы -…
Онучи -…
Ластовица -…
- Что отмечает в героях рассказчик?
- Как они относятся к работе? А друг к другу? Найдите в тексте.
«Охочи к работе» Как вы понимаете эти слова?
- А, вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы?
- Что вы можете сказать об этом труде? (Коллективная беседа)
6. Работа в группах с картинами: (слайды)
1 группа – картина Г.Г. Мясоедова «Страдная пора»
2 группа – А.А. Пластова «Сенокос»
Подготовьте групповое описание своей картины на листочках.
Презентация мини-сочинений
7.Вывод по картинам:
В рассказе «Косцы» герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд им не в тягость.
8. Физкультминутка
9. Слушаем народную песню «Ах ты, степь широкая»
Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула, представьте себе картины, которые мы сегодня описывали.
Обсуждаем сходство песни, картин и рассказа.
- Чем проникнута народная песня?
10. Составление схемы-домика из ключевых понятий урока:
Крыша: «труд», «песня»
Потолок: «природа»
Стены: «родство», «родина»
Основание: «Россия»
11. Выводы урока.
Давайте теперь по этому рисунку-схеме сделаем выводы нашего урока.
- Что важно для человека, искренне любящего свою Родину? (ответы)
12. Рефлексия
Нарисуйте один из смайликов, которые вы видите на слайде.
Напишите, что запомнилось на уроке.
13. Домашнее задание:
Составьте устный рассказ на тему: «Образ Родины в рассказе» (по схеме)
или написать мини-сочинение: «Моя малая Родина»
14. Комментированные оценки за урок
Спасибо за урок!