СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе 5 класс на тему:"Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина "Косцы".Образ родины"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока очень содержательный.Воспитывает в детях любовь к природе,любовь к труду.Учащиеся на уроке знакомятся с художниками и их картинами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 5 класс на тему:"Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина "Косцы".Образ родины"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алмалинская средняя общеобразовательная школа им.И.И.Исламова»







Конспект

урока литературы в 5 классе

«Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины»








Подготовила: Джаватова Умукусюм Абдулмеджитовна,

учитель русского языка и литературы















Алмало, 2017г



Тема:Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины

Урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи: живопись

Цель урока:

  • Обучающая: научить анализировать и систематизировать информацию при работе с художественным текстом (познавательные общеучебные УУД: анализ, синтез); научить определять тему, основную мысль произведения, их роль в произведении; способы выражения авторской позиции.

  • Развивающая: развивать умение применять добытые знания на практике в системе изучения художественной литературы и других видов искусства (умение связного выступления по теме с опорой на текст), развивать умение сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства

  • Воспитательная: воспитывать внимание к художественному слову, его образной природе. Прививать любовь к родной природе, Отечеству

Задачи:

  • познакомиться с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”;

  • определить тематику, идею произведения;

  • установить связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.

Оборудование:

Портрет писателя, учебник литературы для 5класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; словарики «Литературоведческие термины»; репродукции картин художников Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)» (1887 г.) .и А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.)

Г.Г.Мясоедова «Страдная пора. (Косцы)» (1887 г.) Красоты природы как будто сливаются с красотой труда крестьян, они словно отражаются друг в друге.

Информация о картинах

Картина отражает крестьянский быт, который объединяет все поколения в единый трудящийся коллектив. На переднем плане видно старика, дальше стоит широкоплечий рабочий в белой рубахе, после – молодой юноша с волнистыми волосами, которому пока тяжело справляться с такой работой. И, тем не менее, он старается работать наравне со всеми. Женщины собирают и вяжут снопы из скошенной ржи.

Картина вызывает любовь и уважение к крестьянскому труду, являющемуся основой существования российской империи. Этим произведением автор показывает нам светлую красоту и величие крестьянского подвига.

А.А.Пластова «Сенокос» (1945г.) Очень близкая по духу и знакомая любому русскому человеку - летняя страда на селе, что отражает картина Пластова «Сенокос», созданная летом победоносного 1945 года. Полотно покоряет ощущением мирной жизни, что было особенно важно после тяжелейших испытаний, которые выпали на долю страны. Еще не зажили раны, нанесенные войной, а время не успело притупить горечь от утрат. Народ победил, выстоял, несмотря ни на что. Нужно было возвращаться к мирным делам и заботам. И художник стремится наглядно показать это. Многие не вернулись домой с фронта и на картине изображены не крепкие мужики, а двое стариков, женщина и подросток. Но народ победил, выстоял в жестокой схватке и одолел врага. Жизнь продолжается.


Ход урока

Приветствие;

Актуализация опорных знаний и умений (вниманию учащихся представляют репродукции картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова, где изображены косцы)

Учитель. Рассмотрите репродукции картин, на которых изображена подсказка к теме нашего урока. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Учащиеся (предполагаемый ответ). На картинах изображены косцы, работающие в поле.

Учитель. Кто такой косец или косарь?

Учащиеся (предполагаемый ответ). Человек, который косит траву, злаки. Он работает в поле, на природе.

Учитель. Найдите в учебнике произведение, которое посвящено этим людям

Учащиеся (предполагаемый ответ). Это рассказ И.А.Бунина «Косцы»

Учитель. Итак, тема урока: … (ученики предлагают варианты, учитель демонстрирует тему на слайде презентации)

Примечание: тема записывается не полностью (Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы»), вероятнее всего, не зная содержания текста, учащиеся не смогут определить тему Родины, поэтому дописана тема будет в конце урока.

  1. Постановка учебной проблемы

Учитель. Можем ли мы с точностью определить, о чём рассказ? (Ученики предполагают, что рассказ о косцах, об этом свидетельствует название произведения).

Учитель. А какова же основная мысль рассказа? (Не прочитав, определить невозможно).

  1. Целеполагание

Учитель. На уроках литературы мы работаем с художественным текстом. Какой цели мы должны достичь на сегодняшнем уроке, изучая рассказ И.А.Бунина?

Учащиеся (предполагаемый ответ). Познакомиться с автором, узнать, о чём он написал рассказ, в связи с чем был написан рассказ, что особенного Бунин рассказывает о героях…

Учитель. Значит, цель урока – познакомиться с автором и его произведением, а также определить особенности рассказа «Косцы», его тематику, идею.

  1. Планирование

  • познакомиться с личностью И.А. Бунина, с содержанием рассказа “Косцы”;

  • определить, о чём рассказ, его основную мысль;

  • установить связь между рассказом И.А.Бунина и картинами Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова.

Результатом работы будет заполненный фрейм.

  1. Открытие нового знания

Учитель. Прежде чем мы перейдём к изучению рассказа «Косцы», познакомимся с его автором. Прочитайте высказывание И.А.Бунина (оно представлено в вашей таблице) и, используя материал учебника, материалы о личности И.А.Бунина, которые вы подготовили к уроку, поясните смысл слов.

Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)

Учащиеся (предполагаемый ответ). И.А.Бунин принадлежал к старинному дворянскому роду. Раннее детство провёл в небольшом фамильном поместье в Орловской губернии. Получил домашнее образование. С детства был впечатлительным и восприимчивым, и эти качества легли в основу его художественной личности. Отсюда и богатство оттенков в изображении окружающего мира. В 1933 году награждён Нобелевской премией за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в своих произведениях типичный русский характер. В 1920 году эмигрирует во Францию, где живёт и работает до конца жизни (1953г.) В словах писателя тоска по Родине, любовь к ней Бунин отображает в своих произведениях.

Учитель. Рассказ «Косцы» - яркий тому пример. Итак, обратимся к рассказу. на какие вопросы мы можем получить ответы, прочитав текст.

Учащиеся (предполагаемый ответ).

  • Место, где происходит действие?

  • Когда происходит действие?

  • Как описываются косцы?

  • Как работают косцы?

  • Что окружает героев? Как описывается природа?

  • Слышны ли какие-либо звуки?

  • Есть ли в рассказы ещё какие-нибудь герои, кроме косцов?

  • Какой показана Россия?

  • Какие выразительные слова использует автор? (можно пользоваться словариком литературоведческих терминов, который ведут сами учащиеся)

(Учитель ориентирует учащихся в постановке вопросов Ответы подтверждаются короткими цитатами из рассказа).

Учитель. Пронумеруйте по ходу работы вопросы в том порядке, в каком на них отвечает текст. Обратите внимание в тексте на слова, значение которых вам не известно. Выпишите их.

Самостоятельная работа учащихся в парах (чтение текста, поиск ответов, краткая запись ответов, цитирование). Учитель выполняет функции консультанта (отвечает на вопросы, связанные с особенностями выполнения задания).

  1. Первичная проверка понимания (установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, коррекция)

Учитель. На все ли вопросы нашли ответы в тексте? Какие вопросы дополнили? Какие изобразительно-выразительные средства обнаружили в тексте? Определите их роль.

Учащиеся (предполагаемый ответ). С помощью изобразительно-выразительных средств автор создает образ России. Образ Родины в рассказе «Косцы» складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и Родиной. С помощью метафор («звучность березового леса», «чувства… рассказывали вздохами, полусловами», «откликающаяся даль», «глубиной леса»), эпитетов («предвечернее время», «хорошо, спокойно и любовно», «полевой воздух»), сравнений («… ее душа могла петь так, как пели косцы») рассказчик передает чувства, которые испытывает к Родине. Краски, запахи, звуки – всё для него неповторимо, всё родное, любимое.

Учитель. Прочитайте слова из текста, в которых отражается основная мысль, идея рассказа, авторская позиция.

  1. Рефлексия

Учитель. Вашему вниманию представлены репродукции картин. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание рассказа И.А.Бунина? Аргументируйте свою точку зрения. (Подтверждение цитатами из текста).

Учитель. Обратимся ещё раз к формулировке темы урока

Учащиеся (предполагаемый ответ). Формулировку темы нужно скорректировать, дополнив её словом РОДИНА.

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы работали над темой «Человек и природа в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Косцы». Образ Родины». (Учащиеся корректируют тему).

  1. Контроль осуществляется в течение урока. Оценки выставляются за устные ответы учащихся. Оценивается и письменная работа , завершённая дома

  2. Домашнее задание: Перечитайте рассказ «Косцы». Напишите сочинение-миниатюру о своей родине. Обогащайте свой текст изобразительно-выразительными средствами.

Учитель.

  • Учитель отвечает на вопросы учащихся по выполнению домашнего задания

  • Объявление оценок за работу на уроке

  • На следующем уроке сдаются на проверку сочинения-миниатюры

СПАСИБО ЗА УРОК!





Литература

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: ВАКО, 2005.

  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2011.

  3. Минский М. Фреймы для представления знаний. - М., 1999.

  4. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!