Этап самоопределения к деятельности Словесный, беседа. | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Сядьте ровно и красиво, мы начинаем наш урок. Ребята, давайте настроимся на плодотворную работу. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Приветствуют учителя. | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться/ |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: артикуляционные упражнения. Словесный, беседа. | 3 мин 3 мин | На экране вы видите небольшую рифмовку. Давайте прочитаем её. Я читаю по строчке, а вы повторяете. та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат. А сейчас поработаем над скороговоркой. Ткет ткач ткани на платье Тане. Какой согласный звук повторяется? -Прочитайте выразительно.(хором) -Прочитайте с ускорением.(хором) -Кто хочет прочитать? (2 человека) Молодцы, ребята! Давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были сочинить загадки о животных. Загадайте их своим одноклассникам. | Участвуют в работе. | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета. |
Постановка учебной задачи Практический, упражнение. Словесный, беседа. | 10 мин | Ребята, разгадайте кроссворд. По горизонтали: Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.) Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета. (Заяц.) Маленький шарик Под лавкой шарит. (Мышь.) По вертикали: Выпуча глаза, сидит, Не по-русски говорит, Родилась в воде, А живет на земле. (Лягушка.) Пришла из лесу птичница В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса.) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.) Кричит: «Крак!», Червякам враг. (Ворона.) С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.) Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.) - Догадайтесь, что получилось в выделенных клетках. (Люби живое.) - Как вы понимаете это словосочетание? Доверие птиц умею ценить, Бывает легко на душе, когда Случайно удастся жизнь сохранить Птенцу, упавшему из гнезда. Себя самого узнать не могу. Осинки в лесу зазря не срублю. В корнях ручеек, что клад, берегу, На муравейник не наступлю, - Люблю всё живое, Живых люблю. - Это название следующего раздела в учебнике «Литературное чтение». Сегодня мы с вами познакомимся с новым разделом учебника под названием «Люби живое», узнаем, какие произведения будем изучать и с какими авторами познакомимся. | Обсуждают в паре. Делают вывод на основе выполненного задания. Предполагают о дальнейшей деятельности. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. Р: принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке |
IV. Открытие нового знания Словесный, беседа. Работа с книгой, изучение. Динамическая пауза | 5 мин 1 мин 10 мин 10 мин | - Откройте учебник на стр. 57. Посмотрите на иллюстрацию к разделу. Вспомните загадки, которые вы сейчас разгадывали. Как вы думаете, о чем мы будем читать, что авторы хотели сказать нам этим названием? (Мы будем читать произведения о животных. Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли её.) Откройте оглавление и прочитайте имена авторов из этого раздела. Кого вы знаете? Какие произведения этих авторов вы читали? А сейчас мы проверим, действительно ли вы помните этих авторов и их произведения. Назовите автора рассказа «Ребята и утята». (Михаил Пришвин.) Куда уточка в рассказе «Ребята и утята» хотела перевести своих утят? (На озеро.) Назовите автора произведения «Музыкант». (Виталий Бианки.) На каком музыкальном инструменте играл медвежатник в произведении «Музыкант»? (На скрипке.) Кто автор произведения «Храбрый утенок»? (Борис Житков.) Кто увидел утят в рассказе «Ребята и утята»? (Мальчики.) Назовите автора сказки «Растрепанный воробей». (Константин Паустовский.) Как зовут воробья в сказке «Растрепанный воробей»? (Пашка.) Куда принес растрепанный воробей отнятый у вороны стеклянный букет? (В театр, где танцевала Машина мама.) Встаем из-за парт и повторяем движения! Вышли детки на лужок, Заглянули под кусток, Увидали зайчика, Поманили пальчиком: «Зайка, зайка, попляши, Твои лапки хороши!» Стал наш заинька плясать, Малых деток забавлять. - Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе? - Прочитайте на доске с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе. (Сочувствие, сопереживание.) -Как вы понимаете эти слова? Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; одобрительное, благожелательное отношение. Сопереживание – сочувствовать другому, переживать вместе его душевное состояние. -Как вы думаете, чему мы будем учиться? -Прочитайте на стр. 57, с чем мы познакомимся в этом разделе. -Чему мы научимся? Чему будем учиться? Сейчас вы прочитаете статью Николая Сладкова «Они и мы». Эта статья поможет вам понять главную мысль нового раздела. Читайте внимательно, ведь потом вам нужно будет ответить на вопросы. (Читают самостоятельно, затем кто-то из класса по цепочке) «Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое… У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах, полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!» -Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Жизнь.) -Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.) -Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков? («Не навреди!») Ребята, а у вас есть домашние животные? Расскажите о них. Никогда не забывайте о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. | Предполагают на основе иллюстрации раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Участвуют в работе. Повторяют движения за учителем. Предполагают. Определяют конкретный смысл понятий. Предполагают, какой будет предстоящая деятельность. Участвуют в работе. Участвуют в обсуждении. | К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию. Р: ориентир на ЗОЖ К: умение слушать одноклассников, принимать их позицию и мнение, высказывать и аргументировать свою позицию. П – ориентируются в своей системе знаний. Л – проявляют интерес |
V. Рефлексия деятельности Словесный, беседа. | 3 мин | Ребята, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. – Что вы узнали на сегодняшнем уроке? - За что бы вы похвалили себя? - Какой раздел мы начали изучать на уроке? - Нравится ли вам, что в учебнике есть такой раздел? - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Я вами очень довольна! Если урок вам понравился, и вы всё поняли, то поднимите зелёный карандаш, если не всё понятно – жёлтый карандаш, если урок не понравился и ничего не поняли – красный карандаш. Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Сочинить и записать небольшой текст о каком-нибудь животном. | Анализируют свою деятельность. | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес |