Тема нашего сегодняшнего урока: «Кавказ». (Презентация 2, Слайд 1) - Давайте с вами вспомним, по какому плану мы рассматриваем природные комплексы? 1. Географическое положение 2. Рельеф и геологическое строение 3. Полезные ископаемые 4. Климат 5. Реки 6. Природные зоны - В соответствии с планом описания, поставьте задачи нашего урока. - Природа Кавказа разнообразна и чрезвычайно живописна. Стихи о Кавказе писали М.Ю. Лермонтов и В.А.Жуковский. - Я предлагаю вам работу в паре: - Давайте поработаем с атласами на странице 39, и определим географическое положение Кавказа. Горы расположены к югу от Русской равнины. От неё отделяются условно Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с север0-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Чёрное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке. - Кавказские горы – самые высокие горы России. По физической карте определите высоту вершины Кавказа и России. (Гора Эльбрус, 5642 м). - Это не простая гора, как утверждают учёные. Это – потухший вулкан. - А что может подтвердить это? - Найдите другие вершины Кавказа? (Казбек – 5033 м., Дыхтау – 5203м., г.Шхара – 5068 м) - Послушайте отрывок из поэмы Лермонтова «Исмаил Бей» (слайд 2): Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор. Все небо юга да утёсы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы престолы вечные природы. - Почему Лермонтов называет Кавказ – седым? - Докажите, что Кавказские горы молодые. Учащиеся перечисляют доказательства: Остроконечные вершины; Глубокие ущелья; Большая высота; Частые землетрясения. - Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами. (Слайд 3). - Дальнейшая наша работа продолжится с географической схемой на странице 171 учебника, рисунок 92 и физической картой России. Для этой работы я предлагаю вам меняться парами, по моему сигналу поменяйтесь парами. (хлопок) - Найдите, на какие 3 части делят территорию Кавказа? (слайд 4), (хлопок) - Найдите ту территорию, которая расположена на территории России? (слайд 5), (хлопок) - С какими странами Россия граничит через Большой Кавказ? - Спасибо, я прошу всех принять свои места. - Посмотрите, какой следующий пункт нашего плана? Полезные ископаемые. - Для рассмотрения этого вопроса, поделитесь, пожалуйста, на 3 группы. На ваших столах лежит информация о строении и географическом положении Кавказа. (Приложение 1) Ваша задача: ознакомиться с данной информацией и сделать выводы, есть ли на территории Кавказа полезные ископаемые? Если есть, то, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории? Свой ответ изобразите в виде схемы на листах А3. - Итак, время закончилось, предлагаю каждой группе высказать свою точку зрения. От группы выступает представитель. - Кто-нибудь из группы хочет что-нибудь добавить? - А теперь обратимся и сверим ваши данные с достоверной информацией по данному вопросу. Для этого обратим внимание на слайд. (Слайд 7) - Подводя итог нашей работе в группах, можно сделать вывод, что даже если мы обладаем достаточным багажом знаний, это не означает, что мы можем дать однозначный ответ на поставленный вопрос. - Я прошу всех занять свои места. |