СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии «Природные комплексы Северного Кавказа»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии с использованием метода проектов  «Природные  комплексы Северного Кавказа»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии «Природные комплексы Северного Кавказа»»

МКОУ Ясенковская СОШ










Конспект урока

географии

с использованием метода проектов




Тема: «Природные комплексы Северного Кавказа»








Класс 8








Учитель географии

Рязанцева Вера Викторовна







П.Ясенки




Пояснительная записка

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в географическом пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Возможно выполнение краткосрочных проектов, проект на урок. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта. На уроках географии часто выполняются мини – проекты на один урок. Мини - проект выполняет все основные цели и задачи проектной деятельности, но выполняется в сокращенном виде.

Метод проектов позволяет выйти за рамки простой практической работы и поработать над решением социально-значимой проблемы – частично исследовательской, информационной, практической.

При работе над мини - проектом обсуждения минимальны, оформление теоретической части не производится, выполняется самостоятельная работа по разработке творческого проекта и защита готовых проектов. Возможно планирование данной темы на 2-3 урока с целью увеличения времени на рассказ о проектной деятельности, обсуждения и выполнения творческой работы.

8 класс

Урок №

Тема: «Природные комплексы Северного Кавказа»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами творчества.

Вид урока: практический

Педагогическая технология: метод проектов


Цели:

  1. Образовательные - углубление знаний учащихся об особенностях взаимосвязей компонентов природы в природных зонах и природно-территориальных комплексах; формирование представлений проявления высотной поясности в горах, углубление знаний о природных ресурсах Кавказа.

  2. Развивающие - развитие устной речи, продолжение формирование умений работы с различными источниками географической информации.

  3. Воспитательные - рассмотреть значение Кавказа в жизни человека, показать красоту природы, используя произведения русских поэтов и писателей.


Оборудование: физическая карта Кавказа, видеозаписи природы Кавказских гор.

 

Ход урока

Учитель  Сегодня мы будем изучать природные комплексы и природные ресурсы Северного Кавказа.

Учитель По карте природных зон определите, в каких природных зонах расположен Северный Кавказ? Степи и лесостепи на чернозёмных и каштановых почвах – на западе; сухие степи и полупустыни – на востоке, в горах - высотная поясность.

 

Учитель Каковы причины смены природных зон Предкавказья с запада на восток?

Это связано с уменьшением количества осадков к востоку, т.к. основную массу осадков приносят циклоны, приходящие с запада.

Учитель Естественные ландшафты в Предкавказье по существу отсутствуют. В прошлом здесь господствовали степные ландшафты, в более увлажнённых частях Западного Предкавказья, Ставропольской возвышенности и вблизи предгорий – лесостепные с массивами широколиственных лесов. Сейчас лесов сохранилось мало – лесочки располагаются лишь в лощинах и балках Ставропольской возвышенности в районе Минеральных вод.

В преобразованных природных комплексах располагаются посевы пшеницы, кукурузы, сахарной свёклы и виноградники.

Высотная поясность- это смена высотных поясов в горах.

Учитель Сравним высотную поясность различных склонов гор, чем мы можем объяснить различия?

Учащиеся работают со схемой «Высотная поясность Кавказа» и текстом учебника.

Учитель Чтобы понять, о чём пойдёт речь дальше, нужно выяснить значения слов

здравница – здоровье - курорты

житница – жито (зерно) – плодородные земли

кузница – место, где куют металл


Учитель: Кавказ называют здравницей, житницей, кузницей. Чем же богат Кавказ?. Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по Кавказу.

Класс разделим на 4 группы: ботаники, зоологи, геологи, экологи.

Каждая группа будет работать над своим научным проектом.

Географы (Работа с учебником.)

Проблемный вопрос:

Чем привлекательна эта зона для туристов?

Группа должна выяснить:

- Где располагается на карте здравница, житница, кузница Кавказа;

- Почему эту зону называют субтропиками;

- Климатические условия зоны.

- Где и в какое время года лучше отдыхать на Кавказе.


Ботаники (Работа с учебником, энциклопедией)


Проблемный вопрос:

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Группа должна выяснить :

- Где располагается на карте житница Кавказа;

- Причины разнообразия почв и флоры;

- Отличительные особенности растений субтропиков;

- Растения. Виды растений.

- Сельскохозяйственная деятельность.


Геоглоги (Работа с учебником, энциклопедия)


Проблемный вопрос:

Причины богатства и разнообразия недр Кавказа ?

Группа должна выяснить:

- Где располагается на карте кузница Кавказа;

- Рельеф Кавказа, современное формирование;

- Причины богатства и разнообразия недр, использование;

- Животный мир Кавказа?



Экологи (Работа с учебником, энциклопедия)


Проблемный вопрос:

Как влияет человек на экологию Кавказа?

- Чем является для людей Кавказ;

- Экологические проблемы;

- Растения и животные, занесённые в Красную книгу.


Во время работы групп учитель контролирует работу, оказывает помощь, направляет работу групп.

Физкультминутка для глаз

Зажмурить глаза на 10-15 секунд;

«Взгляд вверх - вниз». Голову держите прямо. Взгляд направлен вверх (в потолок), а теперь глаза вниз (6-8 раз);

«Ходики». Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо (6-8 раз);

«Стрельба глазами». Посмотрели влево и перевели взгляд прямо, затем посмотрели вправо и перевели взгляд прямо (6-8 раз);

«Бабочка». Голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получится максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глаз не напрягать.

Последовательность взгляда: верхний левый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, нижний правый угол;

Закрыть глаза и глазами написать ключевое слово урока «Кавказ»;

Для снятия утомления

Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить сильно основания ладоней. Напряжены мышцы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд – и стало жарко (3 раза);

Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 секунд;

Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо: вверх-вниз. При этом «поцокать» языком, как лошадка;


По истечении некоторого времени, начинаем выслушивать подготовку «научных разработок», на основании исследования групп.


V. Проверка восприятия.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Кавказа?

                
Учитель географии. Природа Кавказа уникальна. Необходимо сохранить её природу, создавая заповедники и заказники.

Какие заповедники уже созданы на Кавказе? Назовите их.

( Отрывок из видеофильма «Кавказский государственный природный биосферный заповедник)


Подведение итогов урока.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!