МКОУ Ясенковская СОШ
Конспект урока
географии
с использованием метода проектов
Тема: «Природные комплексы Северного Кавказа»
Класс 8
Учитель географии
Рязанцева Вера Викторовна
П.Ясенки
Пояснительная записка
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в географическом пространстве, развитие критического и творческого мышления. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Возможно выполнение краткосрочных проектов, проект на урок. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некого конечного продукта. На уроках географии часто выполняются мини – проекты на один урок. Мини - проект выполняет все основные цели и задачи проектной деятельности, но выполняется в сокращенном виде.
Метод проектов позволяет выйти за рамки простой практической работы и поработать над решением социально-значимой проблемы – частично исследовательской, информационной, практической.
При работе над мини - проектом обсуждения минимальны, оформление теоретической части не производится, выполняется самостоятельная работа по разработке творческого проекта и защита готовых проектов. Возможно планирование данной темы на 2-3 урока с целью увеличения времени на рассказ о проектной деятельности, обсуждения и выполнения творческой работы.
8 класс
Урок №
Тема: «Природные комплексы Северного Кавказа»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков с элементами творчества.
Вид урока: практический
Педагогическая технология: метод проектов
Цели:
Образовательные - углубление знаний учащихся об особенностях взаимосвязей компонентов природы в природных зонах и природно-территориальных комплексах; формирование представлений проявления высотной поясности в горах, углубление знаний о природных ресурсах Кавказа.
Развивающие - развитие устной речи, продолжение формирование умений работы с различными источниками географической информации.
Воспитательные - рассмотреть значение Кавказа в жизни человека, показать красоту природы, используя произведения русских поэтов и писателей.
Оборудование: физическая карта Кавказа, видеозаписи природы Кавказских гор.
Ход урока
Учитель Сегодня мы будем изучать природные комплексы и природные ресурсы Северного Кавказа.
Учитель По карте природных зон определите, в каких природных зонах расположен Северный Кавказ? Степи и лесостепи на чернозёмных и каштановых почвах – на западе; сухие степи и полупустыни – на востоке, в горах - высотная поясность.
Учитель Каковы причины смены природных зон Предкавказья с запада на восток?
Это связано с уменьшением количества осадков к востоку, т.к. основную массу осадков приносят циклоны, приходящие с запада.
Учитель Естественные ландшафты в Предкавказье по существу отсутствуют. В прошлом здесь господствовали степные ландшафты, в более увлажнённых частях Западного Предкавказья, Ставропольской возвышенности и вблизи предгорий – лесостепные с массивами широколиственных лесов. Сейчас лесов сохранилось мало – лесочки располагаются лишь в лощинах и балках Ставропольской возвышенности в районе Минеральных вод.
В преобразованных природных комплексах располагаются посевы пшеницы, кукурузы, сахарной свёклы и виноградники.
Высотная поясность- это смена высотных поясов в горах.
Учитель Сравним высотную поясность различных склонов гор, чем мы можем объяснить различия?
Учащиеся работают со схемой «Высотная поясность Кавказа» и текстом учебника.
Учитель Чтобы понять, о чём пойдёт речь дальше, нужно выяснить значения слов
здравница – здоровье - курорты
житница – жито (зерно) – плодородные земли
кузница – место, где куют металл
Учитель: Кавказ называют здравницей, житницей, кузницей. Чем же богат Кавказ?. Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по Кавказу.
Класс разделим на 4 группы: ботаники, зоологи, геологи, экологи.
Каждая группа будет работать над своим научным проектом.
Географы (Работа с учебником.)
Проблемный вопрос:
Чем привлекательна эта зона для туристов?
Группа должна выяснить:
- Где располагается на карте здравница, житница, кузница Кавказа;
- Почему эту зону называют субтропиками;
- Климатические условия зоны.
- Где и в какое время года лучше отдыхать на Кавказе.
Ботаники (Работа с учебником, энциклопедией)
Проблемный вопрос:
Разнообразен ли растительный мир этой зоны?
Группа должна выяснить :
- Где располагается на карте житница Кавказа;
- Причины разнообразия почв и флоры;
- Отличительные особенности растений субтропиков;
- Растения. Виды растений.
- Сельскохозяйственная деятельность.
Геоглоги (Работа с учебником, энциклопедия)
Проблемный вопрос:
Причины богатства и разнообразия недр Кавказа ?
Группа должна выяснить:
- Где располагается на карте кузница Кавказа;
- Рельеф Кавказа, современное формирование;
- Причины богатства и разнообразия недр, использование;
- Животный мир Кавказа?
Экологи (Работа с учебником, энциклопедия)
Проблемный вопрос:
Как влияет человек на экологию Кавказа?
- Чем является для людей Кавказ;
- Экологические проблемы;
- Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Во время работы групп учитель контролирует работу, оказывает помощь, направляет работу групп.
Физкультминутка для глаз
Зажмурить глаза на 10-15 секунд;
«Взгляд вверх - вниз». Голову держите прямо. Взгляд направлен вверх (в потолок), а теперь глаза вниз (6-8 раз);
«Ходики». Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за правое ухо (6-8 раз);
«Стрельба глазами». Посмотрели влево и перевели взгляд прямо, затем посмотрели вправо и перевели взгляд прямо (6-8 раз);
«Бабочка». Голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получится максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глаз не напрягать.
Последовательность взгляда: верхний левый угол, нижний левый угол, верхний правый угол, нижний правый угол;
Закрыть глаза и глазами написать ключевое слово урока «Кавказ»;
Для снятия утомления
Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить сильно основания ладоней. Напряжены мышцы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 секунд – и стало жарко (3 раза);
Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10-15 секунд;
Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо: вверх-вниз. При этом «поцокать» языком, как лошадка;
По истечении некоторого времени, начинаем выслушивать подготовку «научных разработок», на основании исследования групп.
V. Проверка восприятия.
- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Кавказа?
Учитель географии. Природа Кавказа уникальна. Необходимо сохранить её природу, создавая заповедники и заказники.
Какие заповедники уже созданы на Кавказе? Назовите их.
( Отрывок из видеофильма «Кавказский государственный природный биосферный заповедник)
Подведение итогов урока.