СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ИЗО 6 класс "Жанры в изобразительном искусстве"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО 6 класс "Жанры в изобразительном искусстве"»

ИЗО. 6 класс. 8 урок.

Тема урока: Жанры в изобразительном искусстве.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Научить знать и отличать жанры изобразительного искусства.

Задачи урока: - Дать определение понятиям: жанр, повторить понятия натюрморт, портрет, пейзаж.

- Уметь: мысленно проведя анализ произведений искусства, определять их принадлежность к тому или иному виду искусства

- воспитывать у обучающихся чувство красоты и эстетики.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Целеполагание и мотивация.

Форма работы: Фронтальная

Риски: Не готовы к уроку. Опаздывают.

Учитель: – Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)


Тема урока « Жанры в изобразительном искусстве ».

Цель урока – Научить знать и отличать жанры изобразительного искусства.

  1. Актуализация знаний.

Форма работы: Фронтальная

Риски: Не помнят материал. Не работают.

Учитель: Что мы проходили на прошлом уроке? Какой вид искусства?

Ученик: Скульптуру.

Учитель: Какие виды скульптуры вы знаете и в чем их отличие?

Ученик: Круглая и рельефная. Круглая скульптура трехмерна, а рельеф – это выступающее изображение на плоскости.

Учитель: Из каких материалов создается скульптура? Перечислите их.

Ученик: Глина, гипс, пластилин, дерево, камень.

  1. Изучение нового материала.

Форма работы: Фронтальная

Риски: Отвлекаются. Не слушают.

Учитель: Жанр (от фр.Genre - вид )- совокупность произведений, объединяемых:

- общим кругом тем или предметов изображения;

- авторским отношением к предмету, лицу или явлению.

В этом учебном году мы знакомились с жанрами изобразительного искусства в живописи. Какими?

В качестве подсказки на экране опять ребусы: Натюрморт и портрет.

- А кто знает, какие жанры

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Представители: Кустодиев Борис Михайлович, Коровин Константин Алексеевич, Перов Василий Григорьевич, Грабарь Иван и др.

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.

Портрет (фр. portrait, от cтарофранц. portraire – “воспроизводить что-либо черта в черту”) – изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Представители: Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич и др.

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

Земная поверхность,

Растительность,

Человеческие постройки,

Перспектива вида.

Картина также может включать:

Водоёмы (озера, моря, реки),

Фауну,

Людей.

Свет.

Метереологические образования (облака, дождь).

Представители: Алексеев Фёдор Яковлевич, Горбатов Константин Иванович, Клодт Михаил Константинович, Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасав Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др.;художники-моренисты – Айвазовский Иван Константинович, Беггров Александр Карлович, Боголюбов Алесей Петрович и др.

Анималистический – связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Представители: Серов Валентин Александрович, Василий Ватагин, Михаил Кукунов и др.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений этого жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения реальных исторических персонажей, события у классовой и национально-освободительной борьбы. Исторический жанр в его современном виде сформировался полностью лишь в XVIII– XIX вв., но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Представители: Бронников Фёдор Андреевич, Васнецов Виктор Михайлович, Верещагин Василий Васильевич, Лебедев Клавдий Васильевич и др.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в.

Представители: Архипов Абрам Ефимович, Богданов-Бельский Николай Петрович, Журавлёв Фирс Сергеевич, Маковский Владимир Егорович и др.



  1. Практическое задание

Форма работы: Фронтальная

Риски: Отвлекаются. Не работают на уроке.

Учитель: Выполнить рисунок в любом жанре из изученных.


  1. Рефлексия. Контроль и оценка.

Форма работы: Фронтальная

Риски: Отвлекаются. Не работают на уроке. Отвечают неправильно.

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).

жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).

изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.


  1. Итог урока. Домашнее задание.

Форма работы: Фронтальная

Риски: Не записывают домашнее задание. Собирают вещи без разрешения.

Учитель: Теперь вы стали умнее в области искусства. Спасибо за урок, до свидания!


Домашнее задание: Повторять записи в тетрадях.


















8.

5.
































7.






9.

2.













4



















6.


1.









и

с

к

у

с

3.

с

т

в

о









-

















































10






11.









12.
























1 вариант

Вопросы к кроссворду:



По вертикали:



1.Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является цвет.

2. Один из видов изобразительного искусства, основным выразительным средством которого является линия и черно-белые пятна.

3. .Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью лепки, высекания, резьбы или отливки.

4.Человек, проектирующий здания, сооружения, парки и площади, города и поселки.

5. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека.

6.Художник, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок (акварели, гуаши, масла, темперы) нанесённых на плоскость.

7.Исходный материал для изготовления керамических изделий.

8.Дощечка, на которой художник смешивает краски во время работы.



по горизонтали:



9.Материал для выполнения графических работ, в виде тонких палочек.

10.Основа для изображения, картины.

11. Водяные краски, используемые для живописи.

12.Процесс создания скульптурного произведения из мягкого материала











2 вариант

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

1.Вид изобразительного искусства, передающий окружающий мир с помощью цвета, красок, нанесённых на плоскость.

2. Один из видов изобразительного искусства, «говорящий» на языке линий и сочетании черных и белых пятен.

3.Вид искусства, который по-другому называют пластикой или ваянием, а изображения создаются из глины, пластилина, мрамора, дерева и др.

4. Как мы называем человека, которого в старину называли «главный строитель», «зодчий»?

5.Красиво оформленные предметы, которые люди используют в быту (посуда, мебель, одежда, ювелирные украшения и др.).

6. Художник, пишущий картины красками.

7.Пластичный материал, для изготовления посуды, игрушек, скульптурных работ.

8.На чем живописец смешивает краски?



по горизонтали:

9. Легко размазывающийся материал для рисования, набросков в виде стержней или палочек

10.Основа для картины, ,на которой рисуете и вы.

11.Разновидность красок, которые разводятся водой.

12.Работа над мягким, податливым материалом.



















3 вариант

Вопросы к кроссворду:



По вертикали:

1.вид искусства и работы художника, выполненные разными красками, означающие «писать живо».

2.Черно-белые изображения (рисунки), выполненные на бумаге карандашом, углем, пером и др.

3. Объёмное изображение человека, животных из глины, камня, дерева, металла и вид искусства, название которого произошло от латинского слова «скульпо» (высекать).

4.Кто придумывает внешний облик зданий?

5.Предметы и вещи людей, не только полезные, но и красивые (украшение «декор» как бы «прикладывается» к предметам)

6. Художник, «живописующий» мир красками.

7. Пластичный влажный материал для лепки.

8.На чем смешиваются краски во время работы?



по горизонтали:

9.Палочки для рисования из обгоревшего дерева.

10.Материал, на котором рисуют художники и вы тоже.

11. Разновидность красок, название которых произошло от слова «аква»- вода.

12.Создание объёмного изображения из мягкого материала (глины, пластилина и др.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!