СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 5 классе на тему: Законы царя Хаммурапи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Законы царя Хаммурапи»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
  • Показать особенности законов – их социальную направленность.
  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 5 классе на тему: Законы царя Хаммурапи"»

МКОУ Палехская СШ









Конспект урока истории

в 5 классе



Провёл:

Макаров Н.А.,

учитель истории, обществознания, права









Палех

2021

Тема урока: «Законы царя Хаммурапи»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

  • Показать особенности законов – их социальную направленность.

  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Развивающие:

  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.

  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.

  • Развивать коммуникативные и творческие способности

Воспитательные:

  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.

  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;

  • групповые;

  • лабораторная работа.

Оборудование:

  • Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания, игра «Чистая доска».

  • Костюмы для моделирования ситуации.

  • Пакеты документов для лабораторной работы.

  • Таблицы для работы групп.

  • Карточки для составления схемы на доске.

  • Презентация к уроку (Приложение 6), ноутбук, проектор, проекторная доска.

Ход урока

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Учитель: А почему её так называют?

Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)

(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).

3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта. Какие у вас есть предположения?

Учащиеся: Законы защищали богатых жителей. - Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4Приложение 5)

Лабораторная работа

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Деление общества на свободных и несвободных.
2. Положение рабов.

 

2 группа: Дайте оценку системе правосудия в Древнем Вавилоне.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Происхождение выражения «Око за око, зуб за зуб».
2. Система правосудия (наказания за преступления).

 

3 группа: Докажите, что законы защищали должников.

Положения

Законы Хаммурапи

1. Положение должников.
2. Юридическая защита должников.

 

4 этап. Решение проблемы. (10 минут).

(Каждая группа делает вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Предположительные выводы

1 группа – Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

2 группа – Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

3 группа – В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учащиеся: Сильным.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь). (Слайд 9)

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

5 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

(На доске заполняется схема «Законы Хаммурапи», записывается в тетрадь).

Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.

С какими трудностями пришлось столкнуться во время лабораторной работы над документами? Что особенно вас впечатлило?

6 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

В качестве домашнего задания предлагается учащимся на выбор несколько творческих заданий:

  1. Письмо рабовладельцу XXI века (В современном мире стали появляться новые рабовладельцы, которые по разным причинам превращают людей в рабов, напишите письмо рабовладельцу, как вы к нему относитесь).

  2. Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду против жестокости).

  3. Совет берущим кредиты и деньги в долг (сегодня многие люди попадают в долговую зависимость не от землевладельцев, а от банков, взяв кредит, дайте им совет, как избежать такой зависимости).





1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!