СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по истории на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" 5 класс»

Урок 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Цели: ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хам­мурапи, показать значение их для жителей Вавилона; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, де­лать выводы, самостоятельно строить рассказ, давать устный отзыв на ответы других учащихся.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Ход урока

ВАРИАНТ 1

    1. Организационный момент

    2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнее Двуречье»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 14.




КАРТОЧКА № 14

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различ­ного в природных условиях Египта и Двуречья?» Для этого вспомни:

  • Какие природные явления происходили с реками в этих странах?

  • Как называются эти реки?

  • Почему говорят, что обе эти реки давали возможность зани­маться земледелием?

  • Какие еще занятия существовали у жителей этих стран?

  • Какие признаки цивилизации существовали здесь? Сделай вывод.


Примерный ответ учащегося

Общее: в Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях. Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей. Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.

Различие: разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иерогли­фами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.

2.Индивидуальная работа. Выполнение письменно на листочках специального задания (5 человек).

а) У народов Междуречья были распространены такие поговор­ки и пословицы: «Бедняк в долг занимает - себе забот наживает», «Бедняк съедает свое серебро», «Не все семьи бедняков одинако­во покорны», «У слуги, приставленного к одежде хозяина, одежда всегда грязна».

  • Кто, по-вашему, создал эти пословицы - бедные или богатые? Какие выводы можно сделать на основании этих пословиц? Свои ответы докажите. (Если человек брал в долг, то он по­падал в зависимость от господина, так как урожай у него мог не уродиться.)

б) Составьте рассказ об одном дне из жизни школьника в Древнем Двуречье. Чему он учился? На чем писал? За что и как был наказан?

3.Решение задач с классом на выбор учителя.

а) В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др.

  • Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение. (Во-первых, у жителей древнего го­рода Ура существовали религиозные верования, так как вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяи­ном и слуг, и конюхов, и музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, так как из 2000 гробниц всего лишь несколько отличались от других. Но чем! Золотыми украшениями и нахождением там слуг, конюхов и т. д.)

б) В документе написано о мальчике, который опоздал на за­нятия, плохо учился и был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал об этом отцу, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. Его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом подарили учителю наряд­ную одежду и надели на палец кольцо.

- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки? (Отец был обеспокоен тем, что из сына при таком отношении выйдет плохой писец, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царей.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 15 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Изучение новой темы

План

1.Вавилон - главный город Двуречья.

2.Законы царя Хаммурапи.

На доске: тема урока.

1.Рассказ учителя.

Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным. Победил в этой борьбе Вавилон, под властью которого объединилось все Двуречье. (Найдите город на карте.)

Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его ули­цы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячи­ми садами, которые считались одним из семи чудес света; в цен­тре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движениями звезд и планет. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. Он правил с 1792 по 1750 г. до н. э.

2. Работа с историческим документом.

Законы царя Хаммурапи

§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный жи­тель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.

§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вслед­ствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произой­дет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хо­зяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.

§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою рабо­ту непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) пла­ту... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, куз­неца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому при­казано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 59-63.

3. Беседа по вопросам к документу.

  • На какие группы делилось население Вавилонского царст­ва? (Рабы, человеки (полноправные жители), ремесленники и земледельцы.)

  • Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? (Золото, серебро.)

  • Каких домашних животных разводили жители Вавилона? (Волов, овец, ослов.)

  • Что умели делать жители этой страны? (Обрабатывать землю, разводить сады, строить дома и плотины, шить одежду, изготовлять орудия труда, обрабатывать кожу, торговать.)

  • Если человек не имеет средств к существованию, как он мо­жет выйти из этого положения? (Взять землю в аренду (на временное пользование) под проценты.)

  • Как наказывали рабов? (Наносили увечье - отрезали ухо, но не убивали.)

  • Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника? (Убивали.)

  • С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии? (Хаммурапи нужна были сильная боеспособная армия для поддержания порядка в стране, для укрепления собственной власти.)

ВАРИАНТ 2

Учащимся после ознакомления с выдержками из законов Хам­мурапи предлагается написать сочинение «Хаммурапи как мудрый

правитель» (на это задание следует дать 20 минут, учебниками и за­писями ученикам разрешено пользоваться).

  1. Закрепление изученного материала

  • Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? (Это были правила, по которым жили жители этого госу­дарства.)

  • Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.? (Они дают нам информацию о том, как жили жи­тели Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им раз­решал поступать закон в той или иной ситуации.)

  1. Подведение итогов урока

Вариант урока 18. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы (урок-игра)

Для проведения урока следует предварительно дать ученикам задание прочитать необходимый параграф. Предполагается также распечатать для учащихся дополнительные материалы, прилагае­мые к уроку.

    1. Игра

Учитель выбирает 6 человек, которым поручает в качестве домашнего задания написать коллективное сочинение от имени вавилонского царя XVIII в. до н. э. «Мои законы». На уроке пред­ставители этой группы зачитывают сочинение. После этого учитель и учащиеся задают авторам вопросы, вступают с ними в дискуссию. Авторы отстаивают свои положения исходя из мировоззренческих установок гуманизма.

Если сочинение будет признано удачным, его авторы получают оценку пять, отличную оценку получают также учащиеся, активно принимавшие участие в дискуссии.

    1. Подведение итогов урока

В конце урока учитель напоминает учащимся, что именно на Древнем Востоке возникла та юридическая система, которая су­ществует до сих пор.

Домашнее задание: прочитать § 14 Вигасина; подготовить развер­нутый ответ на вопрос: «О чем рассказывают законы Хаммура­пи?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 53 (с. 44).

Дополнительный материал

Законы царя Хаммурапи

Законы Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) - шестого царя первой Вавилонской династии - найдены французской археологической экспе­дицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама), хранятся в Луврском музее в Париже. Законы высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в XII в. до н. э. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось только 247 статей, 35 статей выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 - ок. 630 гг. до н. э.) в Ниневии. Клино­писный текст состоит из трех частей: введения, собственно законов и заключения. В первой и последней частях указана цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справед­ливость сироте и вдове...» В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи стоящим в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. Законы Хаммурапи позволяют охарактеризовать экономический и обществен­ный строй Древневавилонского царства.

В статьях законов можно найти упоминание о том, что в Вавилоне были развиты оросительное земледелие, скотоводство, ремесла, тор­говля; сельскохозяйственными орудиями труда были плуг, борона, лопата, мотыга, оросительное орудие.

Статьи законов об аренде и найме, так же как и о рабстве- должничестве, свидетельствуют об имущественном расслоении, ли­шении крестьян частично или полностью земли, скота, сельскохозяй­ственных орудий. В статьях указывается на определенную плату за аренду или наем.

В эпоху Хаммурапи значительное развитие получило долговое рабство. В долговое рабство попадали разорявшиеся крестьяне, ремес­ленники. Они, беря в долг зерно, деньги у богачей, обязывались возвра­щать долг с процентами. При возврате зернового долга уплачивали 30% годовых, а денежного - 20%. Должник, не погасивший в срок ссуду, становился рабом своего кредитора или отдавал ему в кабалу человека своей семьи. Это приводило к обострению отношений между бедными и богатыми. Чтобы смягчить эти противоречия, Хаммурапи ограничил действия заимодавцев. Они обязаны были: 1) брать от должника хлеб в счет погашения денежного долга, но не имели права самовольно брать зерно из амбара или закрома должника; 2) по истечении трех лет на четвертый год отпускать должников на свободу; 3) в течение трех лет с должником нельзя было плохо обращаться. В случае смерти должни­ка от побоев или дурного обращения по принципу равного возмездия казнили соответственно члена семьи заимодавца (дочь, сына, жену). Этими мерами Хаммурапи хотел защитить бедных от произвола бога­тых и тем самым укрепить единство свободных людей.

Из статей законов видно, что рабами были военнопленные. Ино­гда в рабов обращали осужденных по суду. Раб находился в полной собственности своего хозяина. Раба можно было продать, передать наследнику. В наказание рабов обычно не убывали, не калечили. Им наносили физическое увечье - отрезали ухо, что не лишало раба трудоспособности. Убийство раба нанесло бы материальный ущерб господину раба. В качестве протеста против порабощения и экс­плуатации рабы убегали от своих хозяев. Но и* ловили, а тех, кто их укрывал, казнили. Законы Хаммурапи охраняли собственность рабовладельцев.

Воинам в законах Хаммурапи уделяется особое внимание. Войско в эпоху Хаммурапи было профессиональным, постоянным, находилось па царском довольствовании. При натуральном хозяйстве и наличии большого фонда земли у Хаммурапи основным вйДОм этого довольст­вования, обеспечивающего воина и его семью, являлся надел из царской земли. В связи с этим воин был зависим только от царя. Вместе с тем такое довольствие делало войско прочным оплотом деспотической власти царя и государства.

Из статей известно правовое положение воинов. Смертной казнью каралась посылка воином вместо себя заместителя- Из плена воина вы­купали. Вернувшемуся из плена воину возвращал^ его надел. В случае гибели воина весь его надел передавался взрослому сыну, а малолет­нему сыну только часть надела в целях обеспечения его воспитания, закон защищал воина от злоупотреблений со стороны его командира и от произвола заимодавца.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 58-64 Древнего мира в 5 классе общеобразовательных школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. Михайловского (М.: Русское слово).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!